Окрыляющая сила единства: круглый стол «Образование и просвещение» (+фоторепортаж)
Как мы знаем, добрые свойства и помыслы человека не берутся из ниоткуда – они формируются, причем, как правило – за счет определенных усилий с чьей-либо стороны.
Если такие позитивные, светлые, полезные качества создаются посредством заведомо спланированных и целенаправленных усилий, то подобная созидательная деятельность в более прикладной своей направленности именуется образованием, а в более мировоззренческой, способной избавлять от невежества и заблуждений, – просвещением. Поскольку же Православие ставит в центр духовного становления появление такой самой светлой особенности человеческого духа, как всеобъемлющая любовь, то высокий православный форум – Юбилейная встреча Иоанновской семьи – никак не мог оставить без должного внимания такие многосложные проблемные области. Именно по этой причине организаторы Встречи, созидая форматы обмена опытом социального служения, определили быть в программе круглых столов и отдельному обсуждению в профиле «Образование и просвещение».
Круглый стол «Образование и просвещение» (а фактически – вполне полновесная международная научно-практическая конференция) прошел в конференц-зале «Тверской» гостиничного комплекса «Москва» во второй день юбилейной встречи, в четверг, 31 октября 2019 года, с 9 часов утра и до 2 часов пополудни.
Обсуждение собрало немало гостей из различных уголков нашей страны, к которым присоединились заинтересованные участники дискуссии из-за рубежа; всего же обсуждение привлекло не менее 70 неравнодушных умов. Модератором круглого стола на правах представителя принимающей стороны выступил петербуржец – соруководитель общины «Наставник» прихода Иоанновского ставропигиального женского монастыря, замечательный педагог, детский писатель, разработчик развивающих игр и генератор знаний об изобретательском творчестве Юрий Владимирович Гурин. Неудивительно, что именно он и открыл работу представительного научно-практического форума, напомнив всем участникам принятый согласно программе круглого стола регламент выступлений и познакомив их со своими ассистентами, обеспечившими мероприятию демонстрацию подготовленных докладчиками файлов, упорядоченность действа и комфортную организацию пространства.
По сути, все доклады и сообщения неким чудесным образом достаточно стройно выстроились в четыре проблемные пространства, в своем сочетании породивших очевидно цельное и гармоничное звучание струн интеллектуального фестиваля, обнаруживающего чаяния и мечтания упрочивающих свое родство душ.
В рамках проблемного пространства, которое можно условно назвать «Дошкольное воспитание, воскресные школы и детские епархиальные образовательные центры», оказались доклады протоиерея Николая Ши-кэ-мина (Красноярск), протоиерея Евгения Климентьева и Оксаны Михайловны Ткаченко (Саратовская обл.), Александры Юрьевны Гореловой (Чувашская республика) и Галины Николаевны Иост (Самарская обл.).
Гость из Красноярска предложил аудитории прошедшее успешное испытание временем представление о возможностях комплексной организации развивающего досуга детей и подростков различных возрастных когорт в формате воскресной школы, созданной в фактически возрожденной из пепла исторической обители – в архиерейском доме.
Докладчики из Костромской и Саратовской областей в своем совместном выступлении самым подробным образом раскрыли содержательное наполнение разработанной их силами Программы духовно-нравственного воспитания, состоящей из трех разделов, адресованной педагогам и нацеленной на воспитание детей в возрасте от 3 до 7 лет. Практически все озвученные докладчиками тезисы были проиллюстрированы ими беглыми мастер-классами по материалам первого раздела программы – раздела «Что такое хорошо и что такое плохо».
Обнаружившая немалое волнение перед столь авторитетной аудиторией Александра Юрьевна Горелова представила свои авторские разработки в части психолого-педагогического обеспечения программы нравственного развития подопечных воскресных школ, предназначенной для детей младшего школьного возраста. Автор, по профессии – педагог-психолог, продемонстрировала подготовленные ею превосходно структурированные рабочие тетради, организующие познавательно-игровую деятельность в опоре на притчи, а в дополнение познакомила слушателей с упражнениями «Галоши счастья», представленными в виде видеоролика.
В Жигулевске Самарской области накоплен удивительно привлекательный опыт поэтапного многовекторного обогащения душеподъемного и образовательно-воспитательного потенциала православного учреждения в формате Детского епархиального образовательного центра – замечательные возможности и перспективы, раскрывающиеся в деятельной опоре на такой потенциал, дивно внимательно описала в своем докладе Галина Николаевна Иост. Педагог подчеркнула, что такой центр – это первый в Жигулевске островок Православия для детей. Практика показала, что часто именно дети, в конце концов, приводят в храм своих родителей и даже своих дедушек и бабушек.
Проблемное пространство, условно обозначаемое нами как «Школьное Православие и православные гимназии», было представлено материалами, доведенными до аудитории Николаем Ивановичем Афониным (Алтайский край), Светланой Борисовной Рябчиковой (Ярославская область), Ольгой Михайловной Мокшениновой (Оренбургская область) и протоиереем Сергеем Матюниным (Красноярский край).
Николай Иванович Афонин, директор православной школы в Бийске, раскрыл проверенные практикой представления о возможностях воздействия православной школы на социокультурное пространство региона. Воспитанники таких учебных заведений стали лауреатами престижных международных, национальных и региональных конкурсов юных дарований, зажигательных фестивалей талантов. Они стали ярким живым звеном многолюдных крестных ходов, превратились в активистов многообразных культурных инициатив, многие из которых позволяют надеяться на заметное и устойчивое приумножение достижений России в сфере каллиграфии. Одним из факторов успеха является своевременно налаженное продуктивное взаимодействие православной школы с Барнаульской епархией и с факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Алтайского государственного педагогического университета.
Директор православной школы города Тутаева Ярославской области Светлана Борисовна Рябчикова развернула перед участниками круглого стола яркую действенную палитру профилей образовательного и воспитательного воздействия в формате методического обеспечения курса «Основы православной веры», доступного учащимся с 5 по 9 классы. Практически все содержание такого методического обеспечения педагогам из Тутаева пришлось разрабатывать самостоятельно, поскольку современных учебных пособий, убедительно выстроенных дидактически (в частности – успешно реализующих продуктивный потенциал межпредметных связей и эффективно организованных с позиции повседневных методических задач), так и не существует. К сожалению, подготовленное энтузиастами из Тутаева учебно-методическое пособие с поурочной раскладкой пока доступно лишь в электронном виде.
В своем докладе гостья из Оренбургской области Ольга Михайловна Мокшенинова, заместитель директора гимназии по воспитательной работе, раскрыла детали того, каким образом весьма крупная гимназия, носящая имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и созданная еще в 2001 году, сумела стать удивительно гибкой и адаптивной к реальным запросам и природным дарованиям детей и подростков. Это учебное заведение оперативно использует вновь выявленные предметные области духовно-нравственного воспитания в комбинации с постоянно расширяющимся арсеналом форм внеклассного досуга. Педагог обратила особое внимание на проблему, которую не все и не всегда замечают: организуя подобную многогранную деятельность, необыкновенно важно уверенно избежать риска вырастить из учащихся не искренних христиан, а более склонных считать себя христианами фарисеев.
Выступление протоиерея Сергея Матюнина из города Лесосибирска Красноярского края оказалось приглашением к совместному открытому и доверительному размышлению. В своем докладе он рассуждал о том, как истовая вера в чудесную помощь и заступничество Иоанна Кронштадтского может оказаться спасительной для подвижников, берущихся за поначалу пугающие своей громадностью дела. В данном случае, речь шла об устроении православных гимназий в условиях, при которых еще не созрела деятельная помощь со стороны местных епархий.
Пример Лесосибирской православной гимназии во имя Кронштадтского пастыря еще раз явил справедливость убежденности прослужившего всю жизнь в одном и том же храме Кронштадта святого наших дней: «Где Бог, там скоро явится все, как бы из ничего». В Лесосибирске до сих пор развитие гимназии и требующих немалых ресурсов сфер ее облагораживающего воздействия на подрастающее поколение (поддержка спортивных секций и клуба армейского рукопашного боя, походно-краеведческая подготовка и т.д.) встречает множество осложнений и материальных невзгод, но убежденная вера в светлое предназначение предпринимаемых усилий и в небесное заступничество Всероссийского батюшки как бы порождает новые и новые чудеса, являет своевременно обретаемую помощь. Докладчик особо отметил то, что в наиболее критический момент, когда гимназический храм уж был фактически обречен на закрытие, руку деятельной бескорыстной помощи протянула именно Иоанновская семья, и эта поддержка оказалась спасительной.
Совершенно непреднамеренно, каким-то неземным волеизъявлением, круглый стол привлек энтузиастов, трудящихся в немало удаленных друг от друга приходах в Европейской части России. Они, тем не менее, не просто направивили свои усилия на решение чрезвычайно сходных задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, но и обнаружили явственное единство в выборе наиболее подобающих существу задач походов. Доклады и сообщения наших коллег, представляющих такую специфическую нишу, мы условно объединили в проблемное пространство под наименованием «Работа с молодежью и скаутский метод».
Действительно, и протоиерей Петр Иванов из храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в городе Белгороде, председатель отдела по делам молодежи Белгородской и Старооскольской епархии, и протоиерей Роман Хабибуллин, развернувший «скаутский формат» поддержки страждущих (обнаруженных через Центр помощи бездомным в столице Чувашской республики), и руководитель отряда скаутов «Братство православных следопытов» Константин Германович Кадочников из поселка Северка (что подле Екатеринбурга), и убежденный приверженец скаутского метода заместитель руководителя по работе с молодежью Православного молодежного центра «Ковчег» Илья Борисович Ефремов, – все они живут и совершают свои повседневные подвиги в различных субъектах Российской Федерации.
Более того, они никогда и не знали друг о друге до встречи на круглом столе, но, тем не менее, невзирая на явное отсутствие какого-либо непосредственного взаимодействия между собой, они явили аудитории удивительно схожие педагогические воззрения и мировоззренческие позиции. Все они едины в убеждении: именно нравственные ценности должны стать основой представлений юношества и молодежи о верной и достойной жизни, в том, что действительным основанием часто обсуждаемых ныне запросов на справедливость и на свободу выступает сокровенный запрос осваивающей жизненное пространство души – запрос на святость. Они едины в понимании того, что внебогослужебная деятельность не может быть автоматически отнесена к чисто досуговой, но, напротив, при разумном попечении призвана стать служением Богу. Наконец, все они солидарны в представляющимся им единственно справедливом мнении: в реальной деятельности подрастающего поколения во славу Божью, следуя Божиим заповедям, подчас еще не окрепшее знание о Боге переплавляется в наполненное душевным жаром познание Бога.
В последние десятилетия осмысление горизонтов и перспектив поступательного развития образования в едва ли не любых его формах, как правило, строится на «силовых линиях» тех представлений, которые уже много лет в нашей стране именуются концепцией непрерывного образования. Искренняя приверженность России человеколюбивым постулатам концепции непрерывного образования зафиксирована во многих нормативных актах Российской Федерации, призванных установить контуры отечественного образования грядущих десятилетий. Тем не менее, в кругу обсуждения вопросов образования и просвещения с позиций православия подходы, характерные именно для теоретического каркаса концепции непрерывного образования, встречаются совсем не часто. Поэтому отрадной особенностью прошедшего круглого стола оказалось то, что несколько докладов, представленных представителями разных стран в завершающей фазе обсуждения, можно объединить в обобщающее проблемное пространство «Непрерывное профессиональное богословское образование».
Совместный доклад протоиерея Мартина Суонсона (на первом фото ниже) и протоиерея Грегори Джойса (на втором фото), представленный аудитории через переводчика отцом Грегори, отражает интенсивно пополняющийся опыт Православного пасторского училища имени св. прав. Иоанна Кронштадтского. Учреждение находится под попечением Чикагской и Среднеамериканской епархии (США) Русской Православной Церкви Заграницей. Этот опыт накапливается учебным заведением богословского профиля, существующим преимущественно в виртуальном пространстве интернет. Училище предоставляет взрослым, желающим получить дополнительную профессиональную богословскую компетенцию, весьма объемный пакет отдельных тщательно отлаженных учебных курсов на дистанционной основе, без очного взаимодействия как между преподавателями и учащимися, так и между самими учащимися, при контроле дистанционных письменных тестов. Тем не менее, прохождение ключевого итогового квалификационного испытания по вновь освоенной специальности, равно как и защита подготовленной учащимся выпускной квалификационной работы, требуют обязательного присутствия испытуемого на очной встрече с комиссией, составленной руководством пастырского училища.
Прибывший из Республики Татарстан докладчик, Сергей Александрович Солонщиков, рассказал об опыте, накопленном в ходе продвижения Епархиальных богословских курсов имени св. прав. Иоанна Кронштадтского, действующих в Нижнекамском районе Татарстана. Сергей Александрович, опять-таки описывал те организационные достоинства и формы образовательного воздействия, которые характерны для представлений об образовании, сопровождающем человека на протяжении всей его жизни. Этот опыт позволяет, по заверениям докладчика, при должной осмотрительности и строгости в соблюдении норм действующего законодательства Российской Федерации, прививать дополнительные богословские компетенции взрослым даже в формате учреждений, пока еще не располагающих лицензией на образовательную деятельность – лишь бы оказываемые услуги не были платными. По итогам трехлетнего обучения выпускники Епархиальных богословских курсов получают дипломы, в которых зафиксирована полученная ими дополнительная квалификация.
Итак, завершившийся круглый стол вместил в себя удивительно увлекательные и полезные доклады и сообщения, создал на пять календарных часов подчеркнуто открытое и дружелюбное поле для искреннего обмена мнениями для продиктованных подлинным интересом к проблеме вопросов, для честных и уважительных дискуссий.
Нет сомнений, что подавляющее большинство участников и гостей круглого стола, если не все без исключения, приобрели массу ценной информации для успешного продолжения своих начинаний, еще раз на деле ощутили окрыляющую силу единства членов Иоанновской семьи, наконец, приобрели новых друзей, познакомились со своими соратниками и единомышленниками. Пожалуй, под покровительством святого праведного Иоанна Кронштадтского случилось новое чудо!
Автор: Андрей Загорский, группа информации Оргкомитета Юбилейной встречи.
Фото: автора, Александра Шеина и Сергея Алексеева,
группа фото- и видеосъемки Оргкомитета Юбилейной встречи.
- Не забывать о великой силе молитвы: Круглый стол «Опыт помощи зависимым и их близким» (+фоторепортаж).
- «Так да светит свет ваш пред людьми…»: круглый стол «Свет милосердия» (+фоторепортаж).
- «В темнице был, и вы пришли ко Мне»: круглый стол о тюремном служении (+фоторепортаж).
- Чудо встречи «иоанновских» общин: репортаж о круглом столе «Жизнь на приходе»(+фото).
- Православная семья в современном мире. Репортаж о круглом столе «Крепкая семья – будущее России!» (+фото).
- «Моя любимая малая родина». Первый Молодежный форум, посвященный Иоанну Кронштадтскому (+фото).