Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Главная Иоанновская семья Новости Семьи «Дорогою добра: первые шаги» – уникальная программа духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Дорогою добра: первые шаги» – уникальная программа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Как известно, в ходе конференции, посвященной вопросам социального служения, которая состоялась 31 октября 2019 года в Санкт-Петербурге в рамках Юбилейной встречи Иоанновской семьи, прошел круглый стол «Образование и просвещение». Наряду с другими выступлениями интерес участников дискуссии вызвал доклад протоиерея Евгения Климентьева и педагога Оксаны Ткаченко из храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Саратовской обл. о программе духовно-нравственного воспитания малышей «Дорогою добра: первые шаги».

Напомним, эта уникальная программа, состоящая из трех разделов, адресована педагогам и нацелена на воспитание детей в возрасте от 3 до 7 лет. Практически все озвученные докладчиками тезисы были проиллюстрированы ими беглыми мастер-классами по материалам раздела «Что такое хорошо и что такое плохо», первого в программе.

Сегодня, по вашим просьбам, мы предлагаем вам учебное пособие программы для детских садов «Дорогою добра: первые шаги» (можно скачать по ссылке) и медиаресурсы к программе (скачать), которые нам любезно предоставили ее авторы. Также вниманию заинтересованных читателей – аннотация к программе, составленная Оксаной Ткаченко.

Благоговение с детства – и на всю жизнь 

Работая в воскресной учебно-воспитательной группе «Воскресение» при храме святого праведного Иоанна Кронштадтского рабочего поселка Мокроус Федоровского района Саратовской области и наблюдая за детьми, я была поражена тем, что многие дети, совершая порой неприглядные поступки и говоря грубые слова, искренне удивляются, когда им говорят, что такое поведение недопустимо. Другими словами, дети не понимают и не осознают, что их поступки и слова являются отклонением от нормы, то есть не соответствующими нравственным норме, образу, идеалу. 

Объяснение этого парадокса я нашла в книге Н. Е. Пестова «Практика современного благочестия», где он указывает, что познание (осознание) болезненности, ненормальности, т. е. отклонения от нормы, от идеала может иметь место лишь тогда, когда налицо будет эта норма, этот идеал. 

Подтверждением этого вывода, на мой взгляд, является существование в русском языке слова «безобразный», то есть не имеющий образа, которое мы все чаще в последнее время употребляем, говоря о «безнравственных» людях, поступках, событиях. 

В свое время святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что «общество растлено от недостатка воспитания христианского». Н. Е. Пестов также утверждает, что необходимый идеал или образ, мы можем найти лишь в Православии.

Но долгие годы гонений на Православную Церковь привели к тому, что у современных людей, которые в первую очередь в большинстве своем, являются родителями и воспитателями подрастающего поколения, утрачен навык христианского воспитания. Многие сегодняшние родители с настороженностью относятся к преподаванию Закона Божиего или основ Православной веры в образовательных учреждениях, так как сами не имели такого воспитания, да и незнакомы с основами Православия.

Руководствуясь словами батюшки Иоанна Кронштадтского о том, что «без Христа суетно все образование», исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации в обществе, на основе опыта проведения занятий в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) р. п. Мокроус Саратовской обл. на протяжении 2015-2019 годов педагогами воскресной учебно – воспитательной группы «Воскресение» храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского р. п. Мокроус Федоровского благочиния Покровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в соотвествии с заключенными с ДОУ соглашениями о сотрудничестве, была разработана трехлетняя программа духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра: первые шаги».

Цель программы - последовательно, доступно и понятно познакомить детей с христианскими добродетелями, являющимися общечеловеческими нравственными ценностями, нормами, тем образом, о котором шла речь выше, а также основами Православной веры, что в свою очередь будет способствовать сохранению их духовно-нравственного здоровья.

Программа разработана в соответствии с норматиными документами, регламентирущими деятельность светских образовательных учреждений и воскресных школ. Поэтому реализация программы возможна не только в светских дошкольных образовательных учреждениях (как педагогами дошкольных образовательных учтреждений, так и представителями прихода храма (воскресной школы), имеющими педагогическое образование (в случае заключения соглашения о взимодействии между дошкольным образовательным учреждением и приходом храма), но и в воскресных школах, при наличии групп воспитанников дошкольного возраста.

При составлении данной программы учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста 4-7 лет, использовались педагогические идеи святых отцов и пастырей Русской Православной Церкви святого Праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Феофана Затворника, протопресвитера А. А. Желобовского, М. И. Хераскова, книги«Закон Божий для самых маленьких» С. С. Куломзиной, «Оглядываясь на Заповеди» Л. В. Суровой и И. Глазуновой «Сказки Ангела».

Программа может быть реализована с использованием разработанного педагогом воскресной учебно – воспитательной группы «Воскресение» храма святого праведного Иоанна Кронштадтского р. п. Мокроус Саратовской области учебно – методического комплекта к программе, а также учебно – методических комплектов «Добрый мир» Л. Л. Шевченко, «Добротонравие» А. С. Крюковой, Г. Г. Алексеевой и Н. Н. Синусовой.

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены три раздела.

Первый раздел программы «Что такое хорошо и что такое плохо?» для детей 4-5 лет формирует представления о добре и зле, плохом и хорошем на основе знакомых детям понятий, а также ярких, запоминающихся образов, использования сказочных героев, отрывков из мультфильмов и сказок. При изучении данного раздела дети знакомятся с последствиями хороших и плохих поступков, учатся обосновывать свой нравственный выбор, получают первоначальные представления о понятиях «совесть», «грех» и «добродетель».

Второй раздел «Добролюбие» для детей 5-6 лет - углубляет знания детей о понятиях «добродетель», «совесть», «грех», помогает привить детям любовь к добрым поступкам, следованию и исполнению добродетелей. При изучении раздела дети знакомятся с основными христианскими добродетелями, изучение которых строиться на поэтических произведениях классической русской литературы. Речь ребенка при этом обогащается новыми словами.

Третий раздел программы «Сказки Ангела или как Бог дал людям закон» для детей 6-7 лет, на основе уже имеющихся знаний у детей о добре и зле, грехе и добродетели, совести и ее роли в жизни человека, причинно – следственных связей между поведением человека (добром или злым) и событиями в его жизни, формирует понимание места и роли Бога в жизни человека. В данном разделе происходит изучение Заповедей Божиих, формируется понимание необходимости следования им; рассматриваются различные жизненные ситуации через призму общечеловеческих нравственных норм, Заповедей Божиих.

Особенностью программы является ее модульность: на каждую тему отводится одно занятие, которое является логически законченным и может быть использовано как самостоятельное занятие по заявленной теме в отрыве от всей программы. Каждый раздел решает поставленные перед ним задачи и в связи с этим может также изучаться как отдельный курс. Вместе с этим все темы (как в каждом из разделов, так и в целом программы) связаны между собой: на протяжении всего периода изучения программы рассматриваются понятия «хорошо», «плохо», «грех», «добродетель»; формируется стойкое неприятие зла, греха; воспитывается уважение к нравственным нормам христианской морали. 

В связи с тем, что разделы имеют логически законченный смысл, задачи и ожидаемые результаты разработаны для каждого из разделов программы. Все разделы завершаются итоговым (обобщающим полученные в разделе знания) занятием. 

Для облегчения процесса запоминания нового материала, в учебно – методическом комплекте к программе, разработанном педагогами ВУВГ «Воскресение» на протяжении всех трех разделов используются приемы мнемотехники, так называемые «маячки» - опорные слова, образы, музыкальные заставки. Методы изучения материала, используемые на занятиях, направлены на формирование соответствующего практического опыта, а также на то, чтобы поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для ребенка личностно значимым.

Решению задач программы способствует организация процесса обучения на основе личностно ориентированной модели, так как на занятиях налаживается тесная взаимосвязь детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений. Занятия строятся в форме диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Использование такого, постепенного и многоэтапного «подхода» к изучению основных христианских добродетелей и Заповедей Божиих, на мой взгляд, позволит:

  • «пробудить» личность ребенка, направить ее к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиозные чувства;
  • приобщить детей к нравственным и духовным ценностям Православия; 
  • воспитать уважение к нравственным нормам; 
  • научить различать добро и зло, полюбить доброделание; 
  • развить у детей способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогатить словарный запас;
  • познакомить детей с общечеловеческими нравственными ценностями;
  • научить делать осознанный нравственный выбор.

При этом будет «очищаться сердце детей». Они не только будут знать нравственные нормы, но будут стремиться следовать им. 

Поэтому, на мой взгляд, используя педагогический опыт святых отцов, мы должны по слову святителя Феофана Затворника «предзанять души детей от всего чуждого и пагубного». Ведь только посредством христианского воспитания, этого «бесценного, не земного сокровища», родители и педагоги смогут показать детям тот идеал или норму, к которой они должны стремиться.

Поэтому эпиграфом к программе «Дорогою добра: первые шаги» и были выбраны слова святого Паисия Святогорца: «Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь. Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути». 

Редакция Pravprihod.Ru, прот. Евгений Климентьев, Оксана Ткаченко, Саратовская обл.
Фото: Александр Шеин и Сергей Алексеев,
 группа фото- и видеосъемки Оргкомитета Юбилейной встречи. 

Читайте также:
- Прот. Евгений Клементьев: Храм Иоанна Кронштадтского мы построили практически своими руками.
Окрыляющая сила единства: круглый стол «Образование и просвещение» (+фоторепортаж).
- Оксана Ткаченко (Саратовская обл.): Спаси Господи за вашу работу!
- Прот. Евгений Климентьев: Всероссийский пастырь – потрясающий деятель своего времени.
Такие близкие в своем горении: Калейдоскоп Иоанновской семьи на Международной выставке в Санкт-Петербурге.

Никольский храм, 
с. Сура Архангельской обл.,
малая родина св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Фото: Алина Скрипай, Иоанновский приход.

Обратная связь