Прот. Владимир Новиков (Красноярский край): В Иоанновской семье ощущаешь единство всей Церкви
Многие люди, ищущие дорогу к Богу, приходят к Нему, благодаря тому, что есть Иоанновская семья. В этом уверен основатель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в деревне Малая Кускунка Красноярского края, прот. Владимир Новиков. О своем участии в Иоанновских торжествах, пророческих словах петербургского старца Василия Ермакова, служении в миру и Церкви отец Владимир рассказал в интервью редакции Pravprihod.Ru.
Святой нашего времени
– Отец Владимир, какие направления служения Иоанна Кронштадтского Вас особенно вдохновляют?
– Больше всего меня вдохновляет то, что этот святой очень близок к нам по времени. Высокий подвижник, отец Иоанн, немало потрудился в своей жизни, и он является для нас, прежде всего священства, образцом священнослужителя, человеком глубокой веры, пастырем преданным своему делу. Я очень почитаю его и нередко перечитываю его труды.
– Чувствуете ли Вы помощь святого праведного Иоанна?
– Я всегда обращался к Батюшке с молитвой, но особенно, как это у нас грешных бывает, в минуты скорби и тяжелых испытаний. Молился ему, когда переживал утрату супруги, молился, когда переводили на тяжелые, скорбные приходы, когда оказывался без средств к существованию. Я и сейчас часто обращаюсь к отцу Иоанну. Несомненно, чувствую его помощь, скорую и быструю, поскольку он является великим молитвенником о нас. И я также ощущаю общую молитву Иоанновской семьи.
– Какова, по вашему мнению, сила этой совместной молитвы?
– Я, к своему изумлению, нашел свою усопшую супругу в списках Иоанновской семьи. На душе становится тепло и хорошо от того, что так много людей молится за мою матушку и за меня, о моем здравии. Конечно, коллективная молитва обладает большой силой.
Пришел, увидел, посвятил
– Вам довелось служить в двух храмах Иоанна Кронштадтского. Расскажите, пожалуйста, о них.
– Начинал я свое служение в Березовке под Красноярском, потом меня перевели на городское, больничное служение и дали на окормление часовенку св. прав. Иоанна Кронштадтского при «Комплексном центре социального обслуживания населения» в Сосновоборске. Вскоре образовался небольшой приход, человек 20-30.
Помещение нам выделили маленькое, можно сказать, комнатушку. Там я впервые и начал совершать молебны Батюшке уже не просто в дни его памяти, а на постоянной основе, каждую неделю. Благодаря этому служению я ближе познакомился с житием нашего небесного покровителя, почувствовал присутствие святого в жизни нашего небольшого прихода, состоящего, в основном, из бабушек.
Потом меня назначили в другое место – строить храм в деревне Малая Кускунка (Березовский район Красноярского края), опять-таки названный в честь Иоанна Кронштадтского.
– Когда он был основан?
– Иоанновский храм в Малой Кускунке основан в 2012 году. Чин на освящение закладного камня совершал Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Фундамент заложен, теперь будет проект каменной церкви.
По моей задумке, церковь расположена на высоте. Недалеко находится озеро, а ниже храма, под горкой, бьет источник св. прав. Иоанна Кронштадтского. Круглый год, зимой и летом – чистейшая, изумительная вода! Чтобы люди могли спуститься к источнику, сделали сварную лесенку.
Было желание, были задумки создать детский православный лагерь, облагородить местность, построить купель, но потом у меня начались болезни. Пять операций на сердце, каждый год в реанимации, и тут действительно помощь Батюшки ощущается. Кроме того, у меня инвалидность, тугоухость четвертой степени, поэтому полноценно служить не могу, вышел за штат. Помогаю священникам по мере сил: служу сидя – исповедаю по листочку. И они ко мне, слава Богу, приезжают-проведывают, и прихожане не забывают.
– Отче, примите пожелания здоровья и долготерпения. И, конечно, хочется спросить, каковы перспективы того, что храм будет построен.
– Благодарю. После того, как я заболел, дела по строительству храма передал настоятелю Свято-Введенской церкви города Сосновоборска, иерею Николаю Чихичину – он молодой, энергичный священник, а у меня силы уже не те. Конечно, нужны средства, но дело не останавливается, продолжает потихоньку развиваться, поэтому есть надежда, что храм будет возведен.
– Богослужения у вас совершаются?
– Ездить туда далековато, вокруг тайга, но несколько раз в год служим. Например, на праздник Крещения Господня совершаем водосвятие, в день памяти Иоанна Кронштадтского служим молебен.
– Почему храм назван в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского?
– Это произошло после того, как я побывал в 2009 г. на празднестве «Прииди и виждь». Находясь под впечатлением от этого величайшего события в моей жизни, я предложил назвать храм в честь Всероссийского батюшки.
Между небом и землей
– Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы пришли к вере и стали священником?
– В миру я служил в авиации, долгое время работал на вертолетах. По профессии я техник по авиационному и радиоэлектронному оборудованию.
Однажды со мной в Заполярье, где мы работали, произошел случай. Нас высадили на одной точке, но вертолет за нами не прилетел. Он нас просто не нашел и улетел. Потом выяснилось, что у него закончилось топливо, и он упал, но, слава Богу, все спаслись. А мы тогда остались одни в тундре.
Был октябрь, минус 35, и никто бы из нас четверых не выжил. Но я в то время уже чуть-чуть начал обращаться к Богу. Отошел в сторонку, помолился святителю Николаю. Мы посовещались всем экипажем и решили пройти по трубам газопровода до вагончика обходчика. Идти надо было 10 км, это было очень опасно, мы могли упасть с трехметровой высоты, но, слава Богу, шли всю ночь и вышли. Потом за нами выслали танкетку. Вот таким чудесным образом и спаслись. Этот случай укрепил меня в вере.
В другой раз мы перегоняли вертолеты в Санкт-Петербург, где я встретился с известным старцем, протоиереем Василием Ермаковым, служившим в храме на Серафимовском кладбище.
Поехали мы к нему втроем. Наш командир, правда, в храм не зашел, сидел на кладбищенской лавочке, курил, а мы простояли всю службу, народу было – не протолкнуться.
После службы все подходили к батюшке для целования креста, подошел и я. Хотел попросить благословение на одно дело, а он благословил меня почему-то ехать в Сибирь, назвав при этом отцом. Поцеловал я крест, отошел и думаю: «Что-то, батюшка, ты напутал». Но прошло немного времени, и я оставил работу свою, а в 1996 году, в возрасте 45 лет, принял сан, служу в Сибири. Слава Богу за все.
По-другому сложилась судьба нашего командира. Он погиб с генералом А. И. Лебедем, когда они и еще несколько человек летели в вертолете.
Благодарность Всероссийскому батюшке
– Что для Вас значит быть частью Иоанновской семьи?
– Совместные собрания Иоанновской семьи нам, священнослужителям, очень много дают. Всякий раз остаются поистине незабываемые впечатления! Так много знакомств, столько друзей появляется. Иоанновская семья – это действительно настоящая семья, в которой ощущаешь единство не только Иоанновских общин, школ, больниц, но и единство всей Церкви.
Приход Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге является вдохновляющем примером того, как можно наладить жизнь общины. Очень вдохновляет пример старшего священника обители прот. Николая Беляева – удивительнейшего, уникальнейшего человека, которому удалось собрать столь большую общину, организовать приходскую жизнь. Его большой опыт в этом деле передается и многим другим священнослужителям.
Я неоднократно участвовал в Иоанновских празднествах. И хотя сейчас болею, все равно чувствую себя членом Семьи. Надеюсь, меня не исключат из нее до самой смерти. Слава Богу, я рад, счастлив, что в ней состою.
– Какой эпизод из прошлых встреч Вам запомнился больше всего?
– Часто вспоминаю, как в дни торжеств 2009 года мне довелось носить чудотворную мироточивую икону св. прав. Иоанна Кронштадтского. Шел крестный ход, служил владыка Герман, но большую икону на начало молебна еще не подвезли. Позвали меня, поставили перед владыкой, и он назвал меня «живой аналой», поскольку я держал перед ним чудотворную икону Батюшки. В середине молебна привезли уже ростовую икону, а я встал рядышком. Это было радостное событие для меня.
Не знаю, увижу ли я когда-нибудь снова чудотворный образ, с которым совершал крестный ход, но самое главное, ключевое событие празднования – это, конечно же, наше соборное служение, Литургия. Наша молитва была благодарностью Всероссийскому батюшке за то, что он собрал столько приходов по всему миру. Это величайшее событие.
– Совсем скоро у Иоанновской семьи юбилей – 10-летие создания содружества. В связи с празднованием 190-летия со дня рождения Кронштадтского пастыря состоится торжественная встреча ее участников. Что Вы ждете от предстоящего мероприятия?
– Я очень хотел бы в этом году снова приехать на празднование, если позволит здоровье. Знаю, что в эти праздничные дни будут проводиться различные мероприятия, но самое главное для меня – это сама встреча со всеми участниками Семьи и то, что мы вновь собираемся на соборное служение.
– Что Вы хотели бы пожелать Иоанновской семье?
– Хочется пожелать, чтобы Семья духовно процветала и множилась, чтобы это единение сохранилось на многие века, а опыт создания таких сообществ распространялся по всей России. Ведь это очень интересный и по-своему уникальный опыт. Многие люди, ищущие дорогу к Богу, приходят к Нему, к Православной вере, именно благодаря тому, что есть Иоанновская семья. Спасибо всем, кто помогает ближнему обрести Господа в сердце.
«Храм непременно построим!»
Редакции нашего сайта удалось связаться с иереем Николаем Чихичиным, который в 2019 году был назначен ответственным за дальнейшее возведение храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в деревне Малая Кускунка.Отец Николай рассказал нам о том, что Всероссийский батюшка занимает в его жизни особое место: «Больше всего меня вдохновляет социальная деятельность Батюшки, его Дом милосердия. Эта сторона его служения для меня самая близкая, потому что я тоже занимаюсь помощью лицам с алкогольной, наркотической зависимостью, являюсь председателем Епархиального отдела по профилактике и реабилитации наркозависимостей».
Отвечая на вопрос о перспективах строительства Иоанновского храма в Малой Кускунке, священник, в частности, отметил: «Перспективы, конечно, есть, только нужно время, ведь мы строим одновременно несколько храмов и все сразу объять не можем. Церковь непременно построим».
«Рядом с будущим храмом находится несколько дачных обществ, поэтому в летний период к нам приезжает немало людей, многие едут за водой на источник. Думаю, когда храм построим, у нас образуется большой приход», – подчеркнул иерей Николай Чихичин.
Интервью подготовил Геннадий Шипов, Иоанновский приход, г. Санкт-Петербург.
- Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье - 10 лет».
30 октября – 1 ноября 2019 года Иоанновская семья отмечает 190-летие со дня рождения Всероссийского батюшки и свое 10-летие. Это праздник огромного количества ее частичек, расположенных во всех уголках планеты – храмов, монастырей, часовен, гимназий, приютов, братств, сестричеств, благотворительных фондов, обществ и иных православных организаций, посвященных святому праведному Иоанну Кронштадтскому.
Готовясь к нашему маленькому юбилею, редакция Pravprihod.Ru начала серию публикаций «Иоанновской семье – 10 лет». В нее входят рассказы, интервью, обзоры, видеофильмы, проповеди, статьи и доклады о пути, пройденном вместе, о том, что дало нам наше духовное родство, о деятельности каждого ее члена в отдельности. Это материалы о нашем общем небесном покровителе – Всероссийском пастыре, его помощи, заступничестве и предстательстве за нас перед Богом, о нашей благодарности святому, его почитании по всему миру.
А главное, это публикации о прославлении имени Батюшки нашими делами, продолжающими его святое бескорыстное милосердное служение страждущим и обездоленным людям – вне зависимости от национальности, вероисповедания, мировоззрения, обычаев и образа жизни.
Мы стараемся «заглянуть в гости» ко всем нашим дорогим братьям и сестрам, знакомя читателей с каждой из частичек нашей большой боголюбивой Семьи.