Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Главная Иоанновская семья Иоанн Кронштадтский Статьи и книги об Иоанне Кронштадтском Иоанн Кронштадтский в дневнике свт. Николая, просветителя Японии

Иоанн Кронштадтский в дневнике свт. Николая, просветителя Японии

Санкт-Петербургское издательство «Гиперион» в 2004 году выпустило пятитомное собрание дневниковых записей выдающегося православного миссионера XIX – начала XX века святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского (память – 16 февраля). В этом издании, вышедшем под названием «Дневники святого Николая Японского», собраны записи архиепископа Николая (Касаткина) – основателя Православной Церкви Японии, сделанные в период с июня 1860 года, когда молодой священник, студент последнего курса Санкт-Петербургской духовной академии Иван Касаткин, был назначен настоятелем церкви Российского консульства в японском городе Хакодате, до 1912 года.

Святитель Николай прибыл в Японию в 1861 году в качестве настоятеля консульской церкви в Хакодатэ. В 1870 году он был назначен начальником Русской духовной миссии в Японии и начал миссионерскую деятельность.

Гражданские законы Японии еще до конца ХIХ века грозили всякому изменившему отеческим верованиям – синтоизму и буддизму – смертной казнью. Японский язык, столь сложный для иностранцев, стоял в качестве непреодолимой преграды между проповедником из России и представителями коренного населения. Усугубляло эти сложности политическое, экономическое, а затем и военное противостояние конца ХIХ – начала ХХ века между Японией и Россией.

В этих условиях начал свое служение будущий просветитель Японии, равноапостольный Николай. Благодаря его подвижническим трудам по прошествии 50 лет в Японии насчитывалось 32 тысячи православных верующих, объединенных в 265 церковных общин, были возведены православные соборы в Токио, Киото и множество небольших православных храмов.

С самого начала своего пребывания в Японии святитель Николай вел подробные записи о своих путешествиях, о быте местных жителей, о японцах-проповедниках и священнослужителях. Считалось, что все дневниковые записи святителя Николая Японского погибли во время землетрясения и пожара в районе Канто 1 сентября 1923 г. Однако задолго до этого, в 1912 году, сразу после преставления архипастыря, преемник архиепископа Николая митрополит Сергий (Тихомиров) по указанию Святейшего Синода переправил эти 30 тетрадей, а также письма и остальные бумаги миссионера в Россию. После революции из архива Святейшего Синода дневники попали в Центральный государственный исторический архив в Ленинграде.

В 1979 году доцент университета Хоккайдо (ныне профессор факультета сравнительного культуроведения японского женского института «Ооцума») Кэнносукэ Накамура обнаружил в Центральном государственном историческом архиве дневник святителя с 1870 по 1912 годы. Подготовкой к печати пятитомного собрания дневниковых записей архиепископа Николая занимался профессор К. Накамура вместе с японскими и российскими коллегами.

Дневники изданы мизерным тиражом – 500 экземпляров.

В дневниках святителя Николая Японского много интересных записей о святом праведном Иоанне Кронштадтском.

Автор: Архимандрит Иосиф (Еременко), секретарь Томской епархии.

2 января нового стиля. 1890 год. Четверг.

…После обеда в половине второго отправился на курума с визитами.

…у Соесима  рассказывал о чудесах отца Иоанна Кронштадтского…

7/19 июля 1897. Понедельник.

Прощание с отходящими священниками; окончивших курс Семинарии, отправляющихся ныне на проповедь (всего-то трое), благословил поучениями отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского)…

10/22 ноября 1899. Среда.

Посланница, баронесса Розен, прислала брошюрку, четырнадцать страниц, «Сифу Дэкон» [?] об отце Иоанне Кронштадтском, написанную епископальной миссионеркой Miss Balland…

25 июня / 8 июля 1900. Воскресенье.

Ночью, в двенадцатом часу, прибыл отец архимандрит Хрисанф. Привез из Нагасаки письмо от отца Иоанна Кронштадтского, при котором он посылает в Миссию несколько церковных вещей, ящик с которыми еще не получен из Нагасаки. Письмо и ящик посланы были из Кронштадта с одним из судовых капитанов. Очень обрадовало это благословение Японской Церкви от досточтимого отца Иоанна.

8/21 июля 1900. Суббота.

…Получен ящик с церковными вещами от отца Иоанна Кронштадтского: Святое Евангелие, три напрестольных креста, дароносица, лампадка, два священнических полных облачения, шесть приборов воздухов, два прибора Литургийных сосудов и прочее. Все вещи серебряные, шелковые, новые, изящные. Да благословит Бог отца Иоанна еще большею благодатью за его широкую любовь!

Пожертвование выставлено в крещальной, чтобы показать христианам, которые все знают имя раба Божия отца Иоанна Кронштадтского.

31 декабря 1900 / 13 января 1901. Воскресенье.

Последняя мысль перед новым столетием и первая задача ему: как можно скорей перевести творения святых отцов Церкви. Сегодня об этом совещались с Петром Исикава, взявшим первый том нового перевода святого Златоуста выдержек из «Слова о девстве» в «Уранисики». Матфей Уеда у нас лучший переводчик; как только кончит он «Дневник отца Иоанна Кронштадтского», ныне у него на руках, предложу ему взять на себя перевести Златоуста…

9/22 января 1901. Вторник.

…Отец Михей пользуется особенным благорасположением отца Иоанна Кронштадтского, который когда-то чудесно исцелил его от ушиба на военном судне, готовимом в поход. Господин Алексеев, тогда старший офицер этого судна, вечером упал с палубы его вниз, наткнулся на железный крюк и разорвал щеку с повреждением во рту и ушиб очень правую руку. Отец Иоанн, которого он постарался видеть наутро после сего, пригласил его в алтарь; после приобщения Святых Даров той рукой, которая только что держала потир, прикоснулся к ране и погладил ее  опухоль мгновенно опала, и раны как не бывало, только на внутренней стороне щеки остался шрам, который Алексеев, ныне отец Михей, давал мне ощупать еще в бытность здесь двенадцать лет назад. Ныне весьма приятно было послушать его об отце Иоанне, о котором он говорил так же восторженно, как тогда, и который, по его словам, и мне прислал поклон…

3/16 августа 1901. Пятница.

…Посетил отца Павла Сато и нашел его в том же положении: левая половина тела в полном параличе. Плачет, бедный, и просит написать отцу Иоанну Кронштадтскому его просьбу об исцелении его. Отсылая отцу Иоанну японский Новый Завет, не премину написать о сем русскому теплому молитвеннику и ходатаю о страждущих.

9/19 октября 1901. Суббота.

В Семинарии после обеда проходило собрание «сейнен» (молодежи), на котором… Иван Акимович Сенума, начальник Семинарии, рассказал о жизни и деятельности отца Иоанна, Кронштадтского протоиерея. Кроме семинаристов, было несколько человек из города.

 

8/21 ноября 1901. Четверг.

Капитан Василий Павлович Озеки прислал письма отцу Павлу Сато и господину Сенума, что благополучно доехал до Петербурга, и там познакомился с сотрудниками Миссии и Преосвященным Сергием, которые любезно приняли его, даже имел случай принять благословение Высокопреосвященного митрополита и отца Иоанна Кронштадтского.

17/30 декабря 1901. Понедельник.

…Письмо от Федора Янсена; пишет, что принят в Санкт-Петербургскую академию. О капитане Василии Павловиче Осеки пишет, что отец Демкин представил его на своем храмовом празднике Митрополиту Антонию и отцу Иоанну Кронштадтскому. Осеки живет теперь на Васильевском острове и изучает русский язык от учителя  студента университета.

5/18 марта 1905. Суббота.

Отец Сергий Судзуки из Мацуяма пишет: просит разрешить ему совершение «Общей исповеди», какую разрешено совершать отцу Иоанну Кронштадтскому, по причине слишком большого числа желающих исповедаться и причаститься у него. Отцу Сергию, очевидно, исповедовавшиеся у отца Иоанна офицеры рассказали об этой исповеди и настроили его просить о разрешении оной и ему. Действительно, в Мацуяма 3069 больных и здоровых пленных. Где же управиться одному с таким числом? Поэтому я, не колеблясь, разрешил ему и послал книжицу, где «Генеральное исповедание грехов», с наставлением, чтобы после исповедных молитв один из исповедников громко и раздельно прочитал ее, после чего священник прочитает следующие за исповедью молитву и разрешение. Предпричастные канон и Правило должны быть исполнены, как обычно. Кто имеет что-либо особенное сказать на духу, тот должен исповедаться отдельно.

22 октября / 4 ноября 1907. Понедельник.

Утром секретарь Миссии Давид Фудсисва разменял в Spasie Bankе вексель в 105 ф.ст. 4 шил., давший 1025 ен 30 сен: пожертвование на нужды Православной Церкви в Японии в 1000 р. от почтенного Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Бог не оставляет Миссию Своей благодатной помощью!

30 декабря 1907 / 12 января 1908. Воскресенье.

…читал «Московские ведомости»… Только одну весьма печальную повесть вычитал: отец Иоанн Кронштадтский очень болен; посетили его три архиерея вместе, в числе которых был Московский Митрополит Владимир, и это описывается очень трогательно. Дай Господи ему еще пожить на благо Святой нашей Церкви!

27 января / 9 февраля 1908. Воскресенье.

Утром получил письмо от архиепископа Выборгского Сергия (Страгородского), в котором он уведомляет о том, что уволен от заседания в Св[ятейшем] Синоде на епархию, пишет, между прочим, следующее: «11-го декабря у государя целых полтора часа пробыли Преосвященный Гермоген Саратовский, Серафим Орловский и протоиерей Восторгов и подробно описали ему настоящее наше безысходное церковное положение. Преосвященный Гермоген своим рассказом, как левая печать и общество травят болящего, умирающего отца Иоанна и, в лице его, Православную Церковь и веру, довел государя до слез. Государь сейчас же по телефону передал Столыпину, чтобы немедленно и везде снять с репертуара «Черных воронов». Результатом этого свидания было предписание Синоду к весне изготовить проект реформы духовно-учебной, приходской и церковно-школьной. Собор-де еще не известно, когда будет, и, если и соберется, то займется лишь самыми главными вопросами. А чтобы Синоду было по силам, усилил его состав, вызвав, кроме настоящих, еще 11 архиереев и отца Иоанна Кронштадтского. 

Список изготовлен был Серафимом (это известный полковник Чичагов) и Восторговым. Митрополиты с обер-прокурором тихонько от нас собрались и пришли в ужас куда поместить такую массу архиереев (список написан был Государем собственноручно). Попросили ограничить весь состав 12-тью. И вот теперь шесть архиереев (архиепископ Макарий Томский, Никон Вологодский, Гермоген Саратовский, Алексий Таврический, Серафим Орловский и Митрофан Пензенский) и отец Иоанн. Есть очень основательные слухи, что отца Иоанна вписали лишь в виде прецедента: по болезни он откажется, и тогда на его место посадят самого Восторгова. Может быть, это и есть то, «что требуется теперь для нашей Церкви, чтобы вывести нас из той трясины, в какой мы беспомощно барахтаемся»,  и так далее.

8/21 апреля 1908. Великий Вторник.

Отец Феодор Быстров извещает, что вследствие воззвания Преосвященного Никона, епископа Вологодского, в «Колоколе», в пользу Миссии, отец Иоанн Ильич Сергиев, Кронштадтский, пожертвовал на Миссию 1000 рублей.

24 декабря 1908 / 6 января 1909. Среда.

…Сегодня в «Japan Deily Mail» телеграмма, что отец Иоанн Кронштадтский помер; на погребение его стеклось 20 тысяч народа  и прочее. Японские газеты также извещают об этом; в «Кокумин Симбун» я видел портрет отца Иоанна и очень сочувственную статью о нем. Итак, молитвенник земли Русской и благотворитель нашей Миссии переселился в обители Небесные!

27 декабря 1908 / 9 января 1909. Суббота.

С 8-ми часов Литургия. После нее панихида по отце Иоанне Кронштадтском и великом князе Алексее Александровиче. Мы с Преосвященным Сергием вышли в мантиях. С амвона я объяснил, что «отец Иоанн  великий благотворитель Миссии несколько раз жертвовал большие деньги на Миссию; последняя жертва была в только что минувшем году: прислал 1000 рублей в пользу Миссии; жертвовал также священной утварью и облачениями».

26 марта / 8 апреля 1909. Великий Четверток.

…Литургию совершал и приобщал учащихся и других Преосвященный Сергий, я сказал пред причастием поучение о силе и действенности Святых Таин, в свидетельство чего, между прочим, рассказал о чуде, совершенном отцом Иоанном Кронштадтским над лейтенантом Алексеевым (ныне Преосвященным Михеем, епископом Архангельским); отец Иоанн погладил рукой, в которой только что держал Чашу со Святыми Дарами, рассеченную щеку Алексеева  и она мгновенно исцелилась.

17/30 апреля 1909. Пятница.

Прочитал книгу о русском замечательном филантропе Н.И. Неплюеве, основателе «Трудового Братства» в Черниговской губернии, в котором ныне до 500 членов. Это не менее удивительный человек из светского мира, чем отец Иоанн Кронштадтский из духовного. Даруй, Господи, побольше таких людей России!

16/29 октября 1909. Пятница.

Хорошее письмо на русском языке, почти правильном, от катихизатора в Нагоя Пимена Усуи… Я послал ему в собственность из запасной библиотеки Жития Святых за весь год в одной книге и 7 книжек проповедей отца Иоанна Кронштадтского.

 

22 декабря 1909 / 4 января 1910. Вторник.

…С сегодняшней почтой получена из Москвы книжка об отце Иоанне Кронштадтском. Как трогательна и поучительна она! Вот кто стяжал дар молитвы!

17/30 января 1910. Воскресенье.

Благодарил А.В. Круглова за присланную им книжку «Великий священник земли Русской» (памяти отца Иоанна Кронштадтского)…

11/24 мая 1910. Вторник.

В Осака и на пути в Токио.

В 9 часов утра был уже на нашем месте в Осака. Нашел постройку в добром порядке. До полудня были открыты 5 ящиков с иконостасом и иконами. Все найдено пришедшим в совершенной целости. Дубовый иконостас прост и изящен: иконы, писанные художником Андреем Петровичем Розановым, одобренным отцом Иоанном Кронштадтским, который ему заказывал написать иконы для своего Иоанновского монастыря в Петербурге,  весьма красивы, хотя я ожидал их в более строгом византийском стиле.

19 мая / 1 июня 1911. Четверг.

Вознесение Господне.

Утром, лишь только приготовился к священнослужению, являются из Иокохамы жена телеграфного агента Марья Васильевна Назарова и дочь ее, и первая просит исповедовать и приобщить ее сегодня. Я было затруднился так внезапно допустить ее к Святым Таинствам; но она продолжала просить и уверяла, что дома вчера и сегодня утром приготовилась посильной молитвой. Взял я во внимание ее искреннее благочестие: сам видел в ее доме моленную комнату, увешенную иконами с лампадками; недаром и отец Иоанн Кронштадтский с любовью принимал ее, а она так чтит его.

Фото: Православная жизнь.

 

Часовня Казанской иконы Божией Матери
архитектурного комплекса «Пояс Богородицы»,
дер. Засурье, Архангельская обл.
Фото Сергея Алексеева, Иоанновская семья СПб,
Крестный ход «Пояс Богородицы»-2023.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+