Иерей Вадим Овчинников (Тюменская обл.): Доверяйте Христу, как доверял Ему Иоанн Кронштадтский
Настоятель храма-часовни во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского в с. Чирки Тюменской обл. рассказал редакции Pravprihod.Ru о том, как служится в сельском приходе, трудностях воцерковления и как святой Иоанн помог найти потерявшуюся пожилую прихожанку.
Все свои
– Отец Вадим, давно ли была основана Иоанновская часовня? Как долго Вы служите в ней?
– Часовня существует с 2014 года. Она была построена одним жертвователем, и это не единственный храм, который он возвел: несколько других построены в населенных пунктах, где находятся филиалы принадлежащего ему агрокомплекса. Я служу здесь с самого начала, но мой основной приход, храма свт. Николая Чудотворца, расположен в селе Казанском, административном центре Казанского района и Казанского сельского поселения.
– Совершается ли в вашей часовне Литургия?
– Литургия у нас совершается, потому что часовня наша с алтарем, но служим не часто. Литургию проводим, в основном, в дни памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского: 2 января (преставление), 14 июня (прославление), 1 ноября (день рождения Батюшки и Собор Архангельских святых). В остальное время по воскресным дням у нас читается акафист. Можно сказать, часовня еще не окрепшая.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем приходе.
– Наш храм-часовня находится в маленьком сельском поселении, где живет всего несколько сотен человек. Поэтому приход у нас совсем малочисленный, человек пять наберется, а по составу – это пожилые женщины. Говорить о какой бы то ни было социальной работе здесь не приходится.
Прихожане, конечно же, общаются между собой, встречаются не только в нашей часовне. Ведь это определенный круг людей, близко знающих друг друга. И когда они приходят в часовню, то приходят все вместе.
– Среднестатистический сельский приход сегодня разительно отличается от городского. С какими трудностями Вам как священнику приходится сталкиваться, если говорить о приходе в Чирках?
– Основная трудность заключается в том, что люди нередко не понимают, для чего они приходят в храм. Часовню построили, верующих потянуло к Богу, они пришли, но пока ничего не знают. Поэтому их нужно воцерковлять, беседовать с ними, заранее продумав темы бесед. К сожалению, это не всегда получается в силу занятости. Кроме того, в этом приходе священник ведь не присутствует постоянно, а только время от времени приезжает.
Приведу пример. Летом на источник, где мы совершаем Таинство Крещения, люди любят приезжать. Многие охотно крестятся, а потом, к сожалению, не приходят. Но это, наверное, общая проблема: как привести человека в Церковь.
С исповедью тоже иногда случаются трудности. Хотелось бы, чтобы человек осознанно приступал к Таинству, готовился.
– Кто Вам помогает, когда Вы приезжаете служить в Чирки?
– Когда я приезжаю служить в часовне, беру помощников с основного прихода. Предварительно созваниваюсь со старостой часовни, мы назначаем службу, он сообщает об этом нашим прихожанам, я приезжаю. Дорога обычно занимает около получаса, сейчас ее частично отремонтировали, а раньше было доехать по ней не так просто.
Особое отношение
– Отче, Иоанн Кронштадтский вдохновляет многих священников своей неутомимой деятельностью, а Вас какое из направлений его трудов особенно воодушевляет?
– Больше всего меня вдохновляет молитва Батюшки Иоанна, его живой разговор с Богом. Мы ведь как молимся: чаще всего просто идем читать молитвы, а он не столько читал их, сколько обращался к Богу, лицом к лицу, стоял пред Ним. Очень впечатляет и опыт созданных им домов трудолюбия. Близка мне и его трезвенническая деятельность. Когда-то я изучал историю Казанского района Тюменской области, в котором мы находимся. В начале XX века здесь, в селе Большая Ченчерь, был храм Покрова Божией Матери, где тоже существовало братство трезвости.
– Когда Вы о нем узнали впервые?
– Незримо, тайно он присутствует в моей жизни уже давно: еще до моего священнического служения святой праведный Иоанн Кронштадтский имел для меня большое значение. Он как-то внутренне был всегда мне особенно близок среди всех святых. Возможно, мы сошлись с ним характерами, трудно сказать точно, но у меня к нему всегда было особое отношение.
Еще будучи диаконом, я ездил к нему в петербургский Иоанновский монастырь, чтобы помолиться у его гробницы, поклониться Батюшке, испросить его благословения на священническое служение.
– Многие верующие отмечают, что святой помогает им и сейчас. А Вам приходилось чувствовать поддержку небесного покровителя?
– Всегда, когда обращаешься ко Всероссийскому батюшке, ощущаешь его духовную поддержку.
Так, например, еще на заре своего служения я молился ему, читал перед службой акафист Батюшке и чувствовал его помощь в богослужении, совершении божественной Литургии, ведь он был великим молитвенником, ревностным служителем. Обращаясь к этому великому подвижнику, действительно чувствуешь его сомолитвенность.
Батюшка всегда рядом
– В ноябре прошлого года Вы участвовали в Международной юбилейной встрече «Иоанновская семья – 10 лет труда и молитв». Какие у Вас остались воспоминания об этом мероприятии?
– Прежде всего, мне запомнилось всенощное бдение в Иоанновском монастыре на Карповке и Литургия в Никольском Морском соборе в Кронштадте. И, конечно же, в памяти остались встречи, знакомства с братьями и сестрами по Иоанновской семье, которые разделяли эту радость общения во Христе и служения святому праведнику.
Впечатление оставило и посещение музея-квартиры Батюшки в Кронштадте. Это было уже не первое мое участие во встречах Иоанновской семьи. В 2015 году я участвовал в Юбилейных торжествах «Благодарная Россия – Великому пастырю», они проходили в Санкт-Петербурге, Кронштадте и селе Сура Архангельской области, где родился Батюшка.
– В рамках Юбилейной встречи приходил Международный фестиваль народного творчества «Иоанн Кронштадтский – святой нашего времени». Вы стали призером фестивали в номинации «Литературное творчество». Чему была посвящена ваша работа?
– Это была небольшая зарисовка «Непридуманное. Записки священника». Несколько лет назад у наших прихожан потерялась бабушка. Это было 2 января, в день памяти Батюшки, мы совершали ему службу, молились, чтобы она нашлась. И отец Иоанн нас услышал, помог! Тот праздничный день запомнился еще и потому, что накануне нашему небольшому приходу пожертвовали кадило с бубенцами. Я решил описать все эти события в своем рассказе.
– А что полезного Вы почерпнули для себя, посетив на Встрече круглые столы, посвященные различным вопросам социального, приходского служения?
– Когда люди делятся такими же ситуациями, с которыми ты когда-нибудь сталкивался сам, ободряешься, ведь такие задачи встают не только перед тобой, ты понимаешь, что они с Божией помощью решаемы. Это самое главное, что я почерпнул для себя из тех встреч.
– В завершение нашего разговора, что Вы хотели бы пожелать организаторам и всем участникам Иоанновской семьи?
– Желаю всем помнить о том, что наш Батюшка, святой праведный Иоанн Кронштадтский, всегда рядом. И как только мы обращаемся к нему, он всегда протягивает руку помощи. Будем помнить и о том, что Господь наш Иисус Христос ждет от нас только того, чтобы мы любили Его и любили друг друга, доверяли Ему, как Ему доверял наш небесный покровитель свою жизнь и жизнь вверенной ему паствы, тех людей, которых он окормлял. Будем этому учиться. И никогда не унывайте, не падайте духом!
Справка
Иерей Вадим Овчинников родился 7 января 1981 года в Тюмени. В 2003 году, по окончании Тюменской архитектурно-строительной академии, поступил в Тобольскую Православную духовную семинарию. В 2005 году рукоположен во диакона с назначением в в Знаменский кафедральный собор г. Тюмени. В 2007 году рукоположен архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием во иерея. В 2008 году назначен настоятелем прихода храма в честь Казанской иконы Божьей Матери с. Казанское, с 2014 года также окормляет храм-часовню во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского в с. Чирки Казанского района Тюменской обл. Женат, воспитывает дочь.