Иерей Роман Богатов (Омск): «Иоанн Кронштадтский – наш учитель и пастырь, присутствующий среди нас»
Кров над головой, молитва и труд... При этих словах большинству читателей, скорее всего, представляется монастырь. Однако сегодняшний наш рассказ посвящен не монастырю. О том, как устроена Православная трудовая община во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, чем она живет, какие радости и трудности встречает на своем пути, редакция Pravprihod.Ru поговорила с духовным попечителем общины, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы и молитвенной комнаты в честь свв. равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги при Омском государственном техническом университете, клириком храма св. Иоанна Предтечи, иереем Романом Богатовым (город Омск).
Молиться, трудиться, жить
– Отец Роман, расскажите, пожалуйста, как зарождалась Трудовая община во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского? На кого она рассчитана?
– Двухэтажный корпус, в котором мы расположены, – это все, что осталось от разрушенного в советское время Покровского мужского монастыря. Это был первый монастырь в нашей области. После того, как у нас появилось это здание, мы организовали в нем временный домовой храм, взяли его под опеку с целью сделать что-то вроде центра социальной реабилитации. Но сделать полноценный реабилитационный центр возможности не оказалось, так как мы не имели необходимых условий.
Поэтому идея была такая: мы там будем регулярно служить и разрешать жить мужчинам, во-первых, православным и стремящимся к духовному росту, а во-вторых, временно находящимся в трудной жизненной ситуации: кого-то из дома выгнали, у кого-то проблемы с жильем. То есть мы предоставляем им возможность пожить у нас, помолиться, потрудиться. Своего рода форма трудничества, хотя большого хозяйства у нас нет. А еще по соседству с нами работают два китайских фермера, и иногда некоторые из братии устраиваются к ним, чтобы немного подзаработать, например, кому-то из них надо алименты платить.
– Как наполняется ваша община?
– Впервые о нас узнали в 2015 году, когда в Омске по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира митрополита Омского и Таврического и при поддержке Благотворительного фонда святого великомученика Георгия Победоносца состоялся Благотворительный вечер, посвященный возрождению Покровского монастыря. Организатором вечера выступила Трудовая община имени св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Омска. В числе гостей были участники Иоанновской семьи, они нас очень поддержали.
Иногда мы что-то публикуем в интернете, не очень часто, хотя можно было бы, но в епархии нас уже знают достаточно хорошо. Можно найти нас и через 2Гис.
Знаете, как еще бывает? Кто-то обращается в монастырь, а монастырей в наших краях мало, и поэтому человека направляют к нам, хотя статуса монастыря у нас нет, и мы зарегистрированы как обычный приход.
– Сколько человек сейчас насчитывает братия?
– Сейчас у нас живут три брата, состав периодически обновляется: за эти годы у нас сложилось интересное явление. Почти каждый год кто-то из братии поступает в нашу местную семинарию. Кто-то идет на заочное отделение, кто-то – на очное. Так что бывает, братия переезжает жить в семинарию, их там задействуют, и мы их почти не видим. Только на службу приезжают.
– Есть ли монахи среди них?
– У нас пока нет ни одного монаха, сам я белый священник. Но у всех монашеский настрой, всем близок монашеский образ жизни.
Отцы и братья
– Обращаются ли к вам невоцерковленные люди?
– По-разному бывает. Обычно мы сразу спрашиваем, воцерковленный человек или нет. Знает ли он, что такое исповедь и причастие? А если нет, то хочет ли знать? Да, были случаи, когда к нам приходили даже некрещеные. Их оглашали, бывало, долгое время. Некоторые уходили.
Вот интересная история. Человек попросился три дня у нас пожить, просто помолчать ему хотелось. Он приехал, действительно молчал, ни с кем не разговаривал. Просто присутствовал. Потом уехал, а через несколько месяцев вернулся на постоянку. Важный момент: первоначально он приехал к нам, будучи буддистом, хотел «очиститься», а потом начал читать душеполезные книги, участвовать в Таинствах, воцерковляться. Позднее он поступил в семинарию, сейчас думает о монашестве.
– С какими проблемами встречается община в ходе своей деятельности?
– Главная проблема в нас самих. Потому что в истории общины было и такое, что почти весь состав разбегался. Разного рода трудности случаются. Но это всегда связано либо с самочинием, духовной прелестью, либо, наоборот, – с нерадением в молитве. Слава Богу, таких эпизодов мало, но они стали для нас уроком: надо спасаться со страхом Божиим и не быть самонадеянными.
Был у нас период, когда мы говорили, давайте будем рекламу давать, заявим о себе. Об этом нам говорили и доброжелатели. Но они, находясь как бы снаружи, не знают всех особенностей нашей жизни. Например, они хотят нам помочь дровами. Но это не всегда приводит к положительному результату: приедет куча людей, они заваливают нас дровами, деньгами, советами и предложениями. А нам в этот момент нужны не дрова, а люди. И духовный рост нужен.
Или другой пример. Один православный жертвователь выделил нам деньги на доски. А у нас проблема: деньги есть, но мы не можем эти доски купить и именно сейчас начать строительство, потому что кто-то из братии на карантине, а кто-то в отъезде. То есть некому работать. Один только человек остался.
– Вы являетесь духовным попечителем общины. А в чем именно заключается эта функция помимо, конечно, совершения богослужений?
– Это обязательно каждодневная молитва. За каждого и каждого. В книге Иова сказано, что праведный Иов приносил жертвы всесожжения за каждого из своих детей и говорил: «Может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем» (Иов. 1:5). Сам я, к сожалению, только раз в неделю приезжаю в обитель, потому что очень занят по другим «фронтам» в городе. Но мне больше всего недостает простого общения с братией. И мы пытаемся разными способами его находить. Конечно, руководитель, духовник должен подмечать сложные духовные моменты и разъяснять их. Потому что в духовной жизни случаются нестроения. Например, иногда это просто какое-то смущение по тому или иному поводу. Приходится разрешать подобные проблемные ситуации.
– Получается, между вами и братией сохраняется постоянная молитвенная связь. Но нет ли такого, что участники общины в отсутствии духовного наставника, да и просто без твердой руки, теряют духовный ориентир?
– Совершенно верно, так было, пока у нас не «подросли» свои старшие братья. В отсутствии священника они становятся оплотом для остальных, держат духовную дисциплину. Они могут провести душеполезную беседу, обсудить те или иные темы Священного Писания, поговорить о житиях святых. Если кто-то приходит маловоцерковленный, то именно они по большей части занимаются оглашением и делают это вполне успешно. А я по прибытии уделяю внимание всем, и старожилам, и новичкам, но не в такой мере, чтобы совершить полноценное оглашение.
– Как часто у вас совершается Литургия?
– Литургия у нас каждую субботу. Все стараются исповедоваться, причащаться. На службе обычно человек 10-14 причастников: на богослужения к нам также приезжают прихожане из города. Коллектив небольшой, но стабильный, и развитие есть.
С небес на землю
– Какое место в вашей деятельности, как духовного попечителя общины, занимает административная работа?
– Что касается административной работы, то я не отвожу ей первое место и занимаюсь не больше, чем остальные. Вот, будем на втором этаже крыть пол, окна уже поменяли, проведем отопление: заказали большой котел.
– Здание, в котором сегодня расположена трудовая община, является церковной собственностью или его приходится «арендовать»?
– Ни здание, ни земля нам не принадлежат. Сейчас только идет судебное слушание, чтобы передали епархии. А землю пока не получается признать за нами.
– При слове «Омск», человеку, который там никогда не был, представляются таежные сибирские леса, широкие реки. А что находится в округе Трудовой общины святого праведного Иоанна?
– Эта бывшая монастырская земля сейчас сильно запущена: руины, свалки, мазутное озеро. Раньше, говорят, здесь был оазис, и поэтому еще в XIX веке архиерей выбрал это место под монастырь, а еще раньше – под архиерейскую дачу.
Позднее, словно месть дьявола, все превратили в кромешную помойку. Оазис стал таким невзрачным местом, отстойником, где в 90-е годы устраивались разборки. Поэтому мы сейчас особенно молимся о благорастворении воздухов. И скважину пробурили самую глубокую в округе, а все равно вода с запахом, по сути техническая, потому что мазутное озеро недалеко, нефтезавод, промышленные предприятия.
Но ничего, держимся, потому что действительно видно – Господь наше начинание благословляет. Мало помалу идет прогресс: и в людях, и в богослужениях, и в делах хозяйских.
Старший духовник
– Иоанн Кронштадтский посещал Омскую землю. Бывал ли он в Покровском монастыре?
– Батюшка бывал в Омске, но сам монастырь он не посещал. Однако он передал обители икону Божией Матери «Знамение». Значимый для нашей трудовой общины момент.
– Труды отца Иоанна были разносторонни. А кто он для вас в первую очередь?
– Святой праведный Иоанн Кронштадтский – наш учитель, пастырь, присутствующий среди нас. Наш старший духовник. Его проповеди, дневники, заметки, даже сам его взор с иконы – в нем все вдохновляет нас. Поэтому, мы, конечно, особенно чтим его память, молимся ему, читаем акафист, а за трапезой читаем его труды.
– Оказали ли его труды на вас влияние при создании общины?
– Конечно, что на нас действительно повлияло, когда мы эту общину создавали, так это труды святого праведного Иоанна Кронштадтского. Они нас очень впечатлили, также как и история его Дома трудолюбия.
Еще один момент, который уже много лет связывает нас с отцом Иоанном, – это крестный ход в его честь. Дело в том, что в 2007 году келейный корпус, в котором сейчас расположена наша община, был передан Большекулаченскому Свято-Никольскому мужскому монастырю. Тут находился скит. И каждый год 2 января, в день памяти Иоанна Кронштадтского, сюда совершался крестный ход из Никольского монастыря. Несмотря на лютый мороз и путь долгий – 25 километров, шли весь день с утра и дотемна.
И сейчас мы стараемся поддерживать эту традицию, но только идем крестным ходом не из монастыря, а из города. Есть у нас и летний крестный ход, но его мы совершаем не каждый год.
– Что Вам хотелось бы пожелать всем, кого объединяет имя святого праведного Иоанна Кронштадтского?
– Всем участникам и организаторам Иоанновской семьи я желаю милости Божией, молитвенного заступнического покрова Божией Матери по молитвам отца Иоанна!