Иерей Александр Кердяшев: Не перестаю удивляться Всероссийскому батюшке
Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в селе Мумра Астраханской обл. в гостях редакции Pravprihod.Ru рассказал о том, как он, в прошлом рыболов, стал «ловцом человеков», какова сила молитвы Всероссийского батюшки, и что значит молитвенная помощь Иоанновской семьи.
Не от мира сего
– Отец Александр, какие стороны служения Иоанна Кронштадтского Вам особенно близки, вдохновляют Вас?
– Больше всего меня вдохновляет его неотмирность. Что я имею в виду? Даже не каждому монашествующему дана такая благодать общения с людьми, дар окормления людей. Он был не монах, а белый священник, жил в миру и, тем не менее, стал нашим путеводителем. Смотрю на него и не перестаю удивляться, беру с него пример именно в его отношении к людям.
Батюшка относился ко всем без лицеприятия, независимо от возраста, ранга, социального положения, с любым человеком разговаривал одинаково, всех любил, исполняя заповедь Христову: «Да любите друг друга» (Ин. 13:34). В современном общении это очень важно. В этом я стараюсь следовать его примеру.
– Чувствуете ли Вы в своей жизни реальную помощь святого праведного Иоанна?
– У нашего народа есть несколько особенно почитаемых святых, как, например, Николай Угодник, которого в старину иноверцы даже «русским богом» называли, все мы знаем его помощь. Но я думаю, наш батюшка Иоанн не меньший чудотворец. По его молитвам столько раз мы получали просимое.
Чудеса, конечно же, происходят, все служение полно чудес, и всегда обращаешься в молитве к Батюшке. Бывает, возникают вопросы, трудности: в общении с кем-то, не хватает средств на то, на это, где-то нужна материальная помощь, что-то не срастается. Уже кажется, своими силами ничего не можешь сделать.
И тогда перед Престолом обращаешься к нему. Помолишься, Литургия закончится, время пройдет, смотришь: трудная ситуация разрешилась, все образовалось, находится выход. Как мы говорим, с Божией помощью и молитвами батюшки Иоанна.
«И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4:20)
– Отче, расскажите, как складывался ваш приход?
– Приход в селе Мумра был образован в середине 1990-х. Первые богослужения относятся к 1998 году, когда был назначен настоятелем иерей Александр Швец, а я здесь служу с 2011 года.
В настоящее время у нас уже готов проект возведения храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, но пока богослужения совершаются в молельном доме, который был выделен верующим администрацией Мумринского сельского совета по просьбе инициативной группы.
– Как часто служите?
– Богослужения у нас совершаются еженедельно: в субботу – всенощное бдение, в воскресенье – Литургия и, конечно, служим в праздники.
– А почему храм назвали в честь Конштадтского пастыря?
– Теперь уже сложно сказать, а спросить не у кого: менялись и настоятели, и архиерей, и секретари. Надеюсь, когда-нибудь батюшка Иоанн сам откроет, укажет причину.
– Много ли у вас прихожан? Каков их возраст?
– Постоянных прихожан, тех, кто регулярно ходит в храм, у нас человек 40-45. А если считать с теми, кто пока не очень воцерковлен и приходит в храм примерно раз в месяц, то человек 70. Я со всеми держу связь, созваниваюсь, они у меня, что называется, на карандаше.
Возраст наших прихожан, в основном, средний и пожилой: от 40 лет и старше, много пенсионеров, поэтому речи о том, чтобы создать какое-то молодежное движение, сейчас пока не идет. У нас почти нет тех, кому до 35. Ребятишек иногда приводят, но их тоже мало, не больше десяти человек.
– Помогают ли вам прихожане?
– Да, наши прихожане помогают с уборкой прихрамовой территории и самой церкви, занимаются подготовкой к праздникам, украшают помещение. Но не более того, потому что это люди в основном пожилые, какого-то особого креатива здесь нет. Я с такими просьбами к ним даже не обращаюсь. Понимаю, им не до этого. Слава Богу, они приходят на богослужения, помогают поддерживать храм в порядке, в достойном виде. Это тоже немало.
– Батюшка, Господь призвал Вас к служению в священном сане из рыбаков, подобно тому, как были призваны некоторые апостолы. Расскажите, пожалуйста, как случилось, что Вы, «оставив сети, последовали за Ним»?
– То, что я стал верующим, а затем и священником, для меня самого – чудо. По профессии я рыбак, раньше был далеким от Церкви человеком, хотя и крещеным. Но однажды в моей жизни произошел такой случай.
Жена ходила беременная, но никак не могла разродиться, «перехаживала» недели две. И тогда она мне сказала: нам надо в церковь. Почему она это сказала, я тогда даже не понял. Я отвез супругу в храм, на службу. Именно в тот день, в четверг, там как раз была Литургия – священник приезжал только раз в неделю. А вечером того же дня жена родила.
На меня это чудо так подействовало, я не знал, что со мной случилось, но сказал: я тоже хочу ходить в храм, хочу посмотреть, что там происходит на службе. Пришел. И когда там запели, мне казалось, что это Ангелы поют на небесах. Хотя теперь понимаю, что петь-то они толком не умели, любительский хор был. Я остался, сразу же углубился во все церковное, новое для меня, и очень полюбил Церковь, Бога полюбил, поверил Ему, и пошел вслед за Ним.
Служивший у нас священник со временем стал моим духовным наставником. Он меня заметил, сразу же пригласил на клирос, потому что я в храме на богослужениях всегда подпевал, хотя молитв еще толком не знал. На клиросе постоял раза два-три, а потом он меня в алтарь взял пономарем. Через три года я уже стал священником, и до сих пор не жалею об этом.
Не терять разбега
– Какова, по Вашему мнению, сила совместной молитвы, объединяющей Иоанновскую семью?
– У нас есть помянник с именами всех ее участников, мы всегда молимся о них. На конкретном примере я хотел бы рассказать, какую силу имеет молитва Иоанновской семьи.
Однажды ко мне за помощью обратилась пожилая пара, это были люди невоцерковленные. Их сын-моряк оказался в Кронштадте, там он почувствовал себя плохо: потерял сознание, впал кому. Положили его в больницу, а в какую – неизвестно. И вот звонят мне его родители, рассказывают об этой беде, спрашивают, нет ли у меня там родственников, как бы помочь парню.
Я тотчас же позвонил в Санкт-Петербург с просьбой о молитвах Иоанновской семьи. За него помолились, он сразу пошел на поправку и буквально через три дня восстановился. Родители не знали, как и благодарить. И я точно убежден, все это по молитвам батюшке Иоанну. Молитвами участников Семьи, носящей его имя.
Силу этих молитв и присутствие Батюшки я чувствовал и на наших «семейных» Юбилейных торжествах: в Санкт-Петербурге и Суре.
– Осенью этого года Иоанновская семья отмечает 10-летний юбилей, и по этому случаю состоится праздничная встреча ее участников. Что Вы ожидаете от предстоящего события?
– Нам уже пришло приглашение на торжества. От юбилея жду новых радостных встреч, потому что после прошлых мероприятий завязалось много знакомств. Очень хотел бы увидеться с отцами, пообщаться, помолиться вместе. Но я всегда полагаюсь на волю Божию, никогда не загадываю. Даст Бог, поеду.
– Что Вам хотелось бы пожелать всем участникам Иоанновской семьи?
– Я всегда слежу за новостями Семьи, держу руку на пульсе, поэтому знаю: здесь все замечательно. Желаю Иоанновской семье дальнейшего развития и роста, сохранения динамики. У вас замечательная команда организаторов, не теряйте разбега, продолжайте свое служение!
Интервью подготовил Геннадий Шипов, Иоанновский приход, г. Санкт-Петербург.
Фото: сайт храма св. прав. Иоанна Кронштадтского, с. Мумра.
- Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье - 10 лет».