Иерей Владимир Фефилов: Всероссийский батюшка помогает нам в наших нуждах
Один из новых участников Иоанновской семьи – приход св. прав. Иоанна Кронштадтского в п. Волжский Утес Шигонского района Самарской области. Как служится в селе, почему все лучше делать самому, как найти подход к молодежи, насколько важна молитва по соглашению, редакции Pravrihod.Ru рассказал настоятель Свято-Иоанновского храма, иерей Владимир Фефилов.
Небесный покровитель
– Отец Владимир, какие события жизни Кронштадтского пастыря Вас как священника сегодня особенно впечатляют?
– Больше всего меня впечатляет его помощь ближнему. Он всегда оказывал поддержку неимущим, бедным, людям, у которых жизнь складывалась не очень-то хорошо. Отдавал свою одежду, бывало, домой приходил без обуви, босиком. Всех поддерживал, просвещал, вразумлял, вдохновлял. Это очень важно.
– Помогает ли Всероссийский батюшка вашему приходу?
– Когда храм называют в честь того или иного святого, его прихожане волей-неволей начинают молиться больше именно этому угоднику Божиему, выделять его, и он действительно отвечает на их молитвы, от него исходит обратная помощь.
Так происходит и у нас. Мы каждую неделю читаем акафист Иоанну Кронштадтскому, служим ему молебны, рассказываем о нем, у нас есть его святые иконы. Отношение к нему особенное. И как мы относимся к святому, так и он покровительствует над нами, и помогает нам в наших нуждах.
Своими трудами, но с Божией помощью
– Расскажите, пожалуйста, о вашем храме.
– Наш храм находится в далеком месте, на границе Ульяновской и Самарской областей. Единственное, что здесь раньше было примечательного – санаторий «Волжский Утес», построенный еще в советское время для сотрудников Четвертого управления Министерства внутренних дел. На территории здравницы сейчас также расположена официальная резиденция президента Российской Федерации.
Почему церковь возвели в таком месте? Это естественно, потому что у людей есть желание помолиться, а других храмов тут нет. У нас каждый может найти то место, где можно спокойно посидеть, поговорить с Богом, попросить Его о помощи, поплакать, поблагодарить.
Своей истории как таковой у храма еще нет, он совсем молодой – 13 лет. Построили его быстро, и сейчас он открыт для всех желающих. Я здесь не первый, а уже седьмой или восьмой настоятель, но служу дольше всех.
– Почему храм назван в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского?
– Старожилы, бабушки, которые тут были во времена строительства храма, уже почили, поэтому история умалчивает, почему храм назвали в честь Батюшки. Я тоже интересовался этим вопросом, к сожалению, сейчас никто не знает. Скорее всего, причина в том, что у нас в области всего лишь два Иоанновских храма, совсем немного, поэтому владыка благословил. Так и назвали.
– Насколько активна жизнь вашего прихода?
– Прихожане у нас есть, несмотря на то, что поселок маленький, живет здесь всего 1600 человек. Раньше, как я уже сказал, настоятели часто менялись, поэтому они просто не успевали вникнуть в работу. А поскольку я единственный из всех, кто тут задержался и, слава Богу, служу здесь уже шестой год, удалось организовать костяк прихода.
Кроме того, за это время построена и открыта первая в наших местах воскресная школа, проводятся занятия с детьми и различные мероприятия, ведется работа с администрацией. Одно из наших важных на данный момент направлений деятельности – это показать, что мы открыты к общению, что Церковь не только берет, но и отдает.
– Молодежь приходит?
– В поселке молодежь есть, но в храм приходит в основном, когда случаются большие праздники: Пасха, Рождество Христово. Но мы ввели евангельские беседы со взрослыми. На наших встречах рассказываем о Церкви, Евангелии, святых.
Хожу и в школу к молодежи. Беседую с ребятами, провожу уроки. И смотрю, у них уже меняется отношение к Церкви. Раньше она им была чужда, они толком не знали, что это такое, а сейчас потихонечку приходят на воскресные службы.
Также можно отметить, что молодые родители стали часто приводить на Причастие детей. Слава Богу, общение между Церковью и жителями поселка налаживается, идет в нужном направлении, работа ведется.
– Есть ли у вашего прихода помощники?
– Все делаем своими силами и трудами, потому что от нас до ближайшего города ехать 70 км. И если бывает, звоню в какие-то организации, говорю, помогите приходу сделать то-то, мне обычно отвечают: «Мы помогаем только городским храмам, а вы далеко». До деревенских храмов никому нет дела. Но, слава Богу, потом потихоньку справляемся сами.
– Как часто у вас проходят службы?
– В нашем храме проходят регулярные богослужения. Каждый четверг – акафист Иоанну Кронштадтскому, в пятницу вечером – вечерняя служба, в субботу – Литургия и всенощное бдение, в воскресенье – Литургия. Других священнослужителей кроме меня у нас нет, служу один.
Что посеешь, то и пожнешь
– Из уст священников порой можно услышать об отсутствии интереса к церковной жизни у сельчан. А каково Ваше мнение?
– Идут люди в храм или нет, во многом зависит от самого батюшки. Я молодой священник, мне всего 30 лет, не опытнее многих, но успел заметить такую особенность. Если ты хочешь выстраивать нормальные отношения, привлекать в Церковь новых людей, то надо проявлять инициативу и все делать самому.
Нужно не ждать, пока кто-то к тебе придет, а действовать, идти самому. Директор школы может пригласить священника на последний звонок, на 1 сентября, не более того.
Поэтому я решил первым пойти к директорам учебных заведений, чтобы вести там ежемесячные уроки. В школах сейчас преподаются Основы православной культуры, Основы религиозной культуры и светской этики, которые ведет чаще всего простой учитель, однако детям это приедается. Если же такой классный час ведет священник, школьники реагируют совершенно по-другому, беседа выстраивается иначе. Между нами получается увлекательный диалог в формате вопрос-ответ, особенно это интересно 4-5 классам.
Плюс и в том, что когда преподаешь по такой программе, священнику необязательно иметь педагогическое образование.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути к Богу. Почему Вы решили стать священнослужителем?
– Вера в Бога у меня была с детства, так как у меня отец тоже священник, сейчас он служит в другой епархии. С юных лет я ходил на богослужения, помогал по храму, пономарил, однако отцу говорил, что сам в священники идти не готов, не хочу.
Затем начался возраст юношеского максимализма – 14-15 лет. Тогда бывало и так, что с родителями ругался, даже убегал из дома на пару дней. В большей или меньшей степени это бывает у многих подростков и преодолевается естественным образом – жизнь учит. Только кто-то такие уроки усваивает, а кто-то – нет.
Потом пошел в армию, и когда вернулся из нее, как-то все само сложилось со служением Богу. Хотя мог выбрать и другой путь, у меня хороший слух, я окончил музыкальную школу, мог и театральное образование получить, но Господь управил. Конечно, отец был рад моему решению. Каждый отец рад, когда дети идут по его стопам.
«Семейные» связи
– Ваш приход относительно недавно стал участником Иоанновской семьи. Была ли у Вас за это время возможность ознакомиться с ее прошедшими мероприятиями? Что Вы думаете о них?
– Объединить всех людей, связанных именем Батюшки – это очень хорошая задумка и для нас это большая радость. Я еще ни разу не был на встречах Иоанновской семьи, но много о них слышал, видел фотографии. Конечно, мне хочется принять участие в торжествах, увидеться с другими участниками, повидать всех, пообщаться, вместе помолиться.
Встречи Семьи помогают людям обмениваться информацией и опытом, узнавать о других, рассказывать о себе. Конечно, это и взаимопомощь и поддержка друг друга. Такой формат общения нужно развивать и дальше, выдвигать на новые уровни.
– Участники Иоанновской семьи молятся друг за друга, находясь в разных уголках мира. Как вы относитесь к такому совместному деланию как соборная молитва?
– Молиться друг за друга нужно и важно, тем более, когда есть такая Семья, чей святой объединяет множество приходов и людей по всему миру. Ведь, согласитесь, мало таких больших сообществ. К сожалению, у нас пока нет полного списка участников. Хотелось бы его получить во время следующей встречи, чтобы можно было молиться обо всех.
Кроме того, можно ввести в Иоанновской семье и молитву по соглашению, что дало бы ощутимую пользу. Ее силу знают многие люди, имевшие в жизни те или иные проблемы и трудности. Вот об этом стоит подумать, и на предстоящем юбилее Семьи нам хотелось бы обсудить возможность такого важного дела.
– Что Вам хотелось бы пожелать всем участникам Иоанновской семьи?
– Желаю всем нам дальнейшего развития, взаимопомощи, чтобы Семья пополнялась новыми участниками. В России необходимо открыть еще много храмов, гимназий, школ, больниц и других учреждений в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, потому что он действительно помогает всем, кто к нему приходит.
Интервью подготовил Геннадий Шипов, Иоанновский приход, г. Санкт-Петербург.
Фото: сайт Сызранской Епархии, страница храма Иоанна Кронштадтского (п. Волжский Утес), личный архив о. Владимира.
- Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье - 10 лет».