Иерей Сергий Мицкан: Трудно найти прихожанина, не испытавшего благодатного участия отца Иоанна
Интервью с настоятелем храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в селе Поярково Амурской области*
Село Поярково не найдешь даже на очень большой карте России. Не всегда увидишь его и на карте Амурской области, в которой оно расположено. Но и здесь, у самой границы с Китаем, за тысячи километров от монастыря на Карповке, Кронштадта и Суры, обращаются к Всероссийскому батюшке, получают от него чудесную помощь и молятся о своих собратьях по Иоанновской семье. О радостях и трудностях небольшого прихода российской глубинки рассказал настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в селе Поярково, иерей Сергий Мицкан.
— Батюшка, расскажите, пожалуйста, историю создания храма в Поярково. Почему он освящен во имя Иоанна Кронштадтского?
— В селе Поярково до известных революционных событий был храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В годы гонений на веру храм был разрушен, и до 1990-х годов в поселке не было ни храма, ни молитвенного дома, ни даже молитвенной группы верующих.
Лишь в 1996 году, по благословению архиепископа Гавриила, в Поярково была зарегистрирована община православных верующих, а поселковая администрация выделила приходу частный дом, который приспособили для богослужебных собраний. Через некоторое время по инициативе местных властей приходу было передано здание бывшего детского сада, которое и по сей день служит и храмом, и местом жительства семьи священника. Правда, зданию более шестидесяти лет, и оно уже подает сигналы тревоги.
Первым настоятелем прихода был иерей Владимир Мыльников, в настоящее время служащий в приходе села Овсянка Зейского района (северо-запад области). В разное время окормляли приход игумен Иннокентий (отошел ко Господу в 2012 году), иерей Димитрий, иерей Владислав (позже уехавший на Украину), иерей Игорь Лосев (погиб в ДТП в 2017 году).
Идея освятить приход в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского принадлежала одному из первых священнослужителей — отцу Димитрию.
— Как Всероссийский пастырь помогает жизни вашего прихода?
— Трудно найти прихожанина, который не испытал бы в своей жизни благодатного участия и помощи отца Иоанна.
Прихожанин Сергий М. тяжело страдал от трещины позвонка. Обломок кости, застрявший между дисками позвоночника, ни на минуту не давал ему забыть о боли, он не мог ни сидеть, ни лежать, ни согнуться без нестерпимой боли. Его отправили в Петербург на операцию. Перед поездкой он зашел в храм за благословением. Настоятель отсутствовал, и матушка предложила ему приложиться к портрету отца Иоанна, хранящемуся в нашем приходе. Мы созвонились, и я попросил его зайти в Иоанновский монастырь, поставить свечку и попросить у нашего покровителя его святых молитв о нас. Он зашел, поставил свечу и… сделал земной поклон. Поначалу даже сам не понял, как это получилось. Как на крыльях полетел в больницу. Там ему сделали рентген — и сказали: «А зачем тебе операция? Все кости на месте».
В 2016 году, по милости Божией, мне довелось побывать в Иоанновском монастыре, помолиться у гробницы любимого святого. Поехал я, естественно, с массой просьб и горой записок от прихожан. Я молился там, они —дома. Результат: у моей жены, 24 года страдавшей от боли после перелома позвоночника, в тот день впервые за все годы исчезли болевые ощущения (и не возобновились доныне). Также исцелилась от болей в спине монахиня Нила, молящаяся на монастырском подворье в городе Благовещенске.
— Чувствовали ли Вы когда-нибудь сами помощь святого?
— Что касается меня лично, то отец Иоанн не то чтобы играет определенную роль в моей жизни — он для меня навсегда самый близкий из всех людей. В 2010 году я, тогда еще протестант с 10-летним стажем, оказался в Петербурге — мы с женой поехали в гости к друзьям. Я получил в подарок небольшую книжицу отца Иоанна. Прочитал я ее уже по возвращении домой, но имя Всероссийского пастыря больше ни на день не покидало мой разум. Спустя полгода я стал православным, а Иоанн Кронштадтский так и сопровождал меня везде. В 2013 году меня рукоположили в сан иерея. А в начале 2014 года я получил уведомление о том, что меня назначают настоятелем деревенского прихода в селе Поярково. А когда я узнал, чье имя носит приход… Такого просто не может случиться без воли Божией и без помощи любимого святого. Сейчас же лишь молюсь Господу, чтобы удостоил меня всю жизнь прослужить в приходе, носящем имя великого молитвенника земли Русской.
— Расскажите, пожалуйста, о вашем приходе.
— Приход у нас небольшой. В самом селе проживает менее семи тысяч человек. Во всем районе, насчитывающем 29 сел и деревень, —одиннадцать тысяч. Десятилетия безбожия сделали свое дело, и только сейчас понемногу начинает пробуждаться в людях интерес к духовной жизни. В селе, где нет крупных производственных предприятий, социальный статус людей, в общем, один для всех. Более половины прихожан составляют люди в возрасте 50-60 лет. Есть некоторое количество пожилых людей, десятка два — детей школьного возраста. Молодежи среди прихожан не очень много (как, впрочем, и вообще в селе).
На рядовом воскресном богослужении, как правило, бывают, по 40-50 человек. На великие праздники — больше, на Пасху и престольные праздники – до трех сотен. В такие дни понимаешь, что помещения явно не хватает, люди стоят даже на улице. Но более прочего радует не количество народа на службе, а скорее соотношение общего числа присутствующих и тех, кто приступает к Святому Причастию. Как правило, это бывает так: если на Литургии в храме 50 человек, то к Святой Чаше приступают 45-48 из них.
— Большой клирос на приходе? Много у Вас помощников?
— Клирос — самая большая сложность. Кадровый голод вообще не может не отразиться и на приходском хоре. При наилучших условиях, в идеале, на Божественной Литургии поют ПЯТЬ человек, из которых ни одного, если так можно выразиться, «профессионала». А в основном — как правило, трое.
Главный помощник – это моя жена. Есть еще один прихожанин, труждающийся на приходе со дня его основания. Остальные же помогают в меру своих скромных резервов сил и времени.
— Вы упомянули, что когда-то были протестантом. Расскажите, пожалуйста, о себе, о Вашем пути к Богу.
— Родился я в 1976 году в городе Николаевске-на-Амуре (Хабаровский край, Нижнеамурье). Крещен во младенчестве в г. Сухуми (Абхазия). До 2000 года жил жизнью безбожника и богохульника. Средняя школа, судостроительный техникум по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». К 2000 году подошел в опустошении внутренних душевных сил и в пресыщении секулярным миром. Тут и попал на «евангельскую программу» секты адвентистов седьмого дня. Там же познакомились с Еленой, которая и стала моей женой. В 2003 году стал «пресвитером» общины. В 2005-2006 году произошел вероучительный разрыв с адвентистским движением, что по времени совпало с переездом в Амурскую область. И после долгого и сложного пути в 2011 году произошло мое возвращение в дом Отца Небесного, в Церковь.
— Насколько активна жизнь вашего прихода? Какую благотворительную работу ведут прихожане?
— Маленькая численность населения поселка и района вообще, большие расстояния и скудость коммуникаций не дает больших возможностей для широкомасштабной деятельности. Тем не менее, при приходе организована социальная помощь нуждающимся — одеждой, обувью, продуктами. На призывы к сотрудничеству откликаются местные предприниматели. Хорошие отношения у прихода с местными властями и с Центром социальной защиты населения — мы обмениваемся информацией, проводим совместные мероприятия, организуем регулярные тематические встречи с подопечными.
На личном уровне многие прихожане и сами оказывают помощь нуждающимся соседям и просто бедным — трудом, одеждой. Прихожанки-медсестры также используют свои способности: в свободное время посещают болящих и оказывают им помощь.
— При многих городских храмах сегодня нередко организуются сестричества, братства. А как обстоят дела в селе? Есть ли у вас подобное сообщество?
— Специфика сельской жизни не очень способствует организации профильных сообществ. Жители Поярково в большинстве своем собственным трудом обеспечивают свое выживание — предприятий, где можно было бы работать за хорошую зарплату, просто нет, многие живут натуральным хозяйством. Кто-то выезжает на сезонные работы вахтовым методом, поэтому организовать постоянно работающее сообщество весьма проблематично.
— Какие святыни России, в частности, Санкт-Петербурга, для Вас особенно дороги?
— Сбылась мечта всей жизни — побывать у гробницы о. Иоанна. Потрясающее впечатление произвел Кронштадтский собор. Ну, и конечно — Троице-Сергиева Лавра. Жаль лишь, что не удалось побывать у прп. Серафима Вырицкого и на могиле о. Василия Ермакова, но думаю, что благодати Божией довольно для нас. Отец Иоанн с нами, а места нет святее, чем Престол, на котором находятся Святые Дары! Вот за это понимание я более всего благодарен отцу Иоанну.
— Как Ваш приход вошел в Иоанновскую семью?
— Частью Иоанновской семьи приход наш стал еще до моего приезда сюда. Но это огромная радость! Ведь НИ У КОГО из святых нет такого братства почитателей. Через это осознание лучше понимаешь, что значит причащаться Одного Тела Христова и живиться Одною Кровию Господней.
— Как Вы считаете, насколько полезна деятельность Иоанновской семьи для ее участников, в том числе для прихода в Поярково, и в целом для страны?
— Никогда не было это настолько важно, как сейчас. Когда сердце охватывает боль при виде состояния современного мира, греет душу, что где-то там, за 10 тысяч километров, молятся и служат так же, как это делаем мы. Где так же, как и мы, любят великого святого. Где так же радуются о его чудесной помощи. Сейчас много разговоров о единстве народа, нации… Но я вообще не вижу НИ ОДНОГО способа создать настоящее, а не декларативное, единство, кроме того, какое существует в братстве православных христиан. Остальные скрепы и соборы не проходят испытаний временем и бедами.
— Что бы Вы пожелали Иоанновской семье?
— Желаю всем детям этой семьи полюбить отца Иоанна настолько, чтобы жить так, как жил он. Чтобы любовь к Богу выносить и за врата храмов. Чтобы быть, как и он, патриотами своей семьи, своего дома, своего города и своей страны. Чтобы как можно больше было поводов подавать на Литургию благодарственные записки. И чтобы молитвы и слезы нашего покровителя о нас не стали напрасными. Пусть и он о нас не только скорбит, но и радуется!
Интервью подготовлено редакцией Pravprihod.Ru.
Фото из архива иер. Сергия.