Долгожданная возможность: открыт доступ к оцифрованным книгам Батюшки и о Батюшке
К 193-летию со дня рождения св. прав. Иоанна Кронштадтского на портале Президентской библиотеки открыт доступ к оцифрованным книгам «Моя жизнь во Христе», «Уроки благодатной жизни» и книгам об отце Иоанне, изданным еще при жизни батюшки. В них собраны наставления, которые многие современники могли слышать от пастыря и которые по-прежнему могут поддержать, укрепить духовные силы.
Фонд Президентской библиотеки хранит уникальные материалы, рассказывающие о жизни и делах этого необыкновенного человека, нашедшего вопреки многим обстоятельствам в себе силы к самоотверженному служению ближним, говорится в материале Президентской библиотеки, поступившем в редакцию «Русской народной линии».
19 октября (по старому стилю) 1829 года в день памяти преп. Иоанна Рыльского в Архангельской губернии в семье сельского дьячка Ильи Сергиева родился мальчик. «За слабостью здоровья», как записали в метрической книге, был крещён в доме в день своего рождения и наречён в честь преп. Иоанна Рыльского. В 1990 году Иоанн Ильич Сергиев был канонизирован Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II, войдя в историю Русской Православной Церкви как святой праведный Иоанн Кронштадтский.
«Суровая жизнь детства, страдания окружающих и безропотная, благочестивая жизнь родителей запечатлела на всю жизнь отца Иоанна сострадание и любовь к бедным и страждущим», – писал Иван Логинов в книге «Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский, протоиерей Андреевского собора» (1891).
Ребенок всем радовал родителей, кроме одного – мальчику трудно давалась грамота. Когда отец, собрав последние средства, отвёз его в Архангельское приходское училище, он, остро почувствовал там свое одиночество и беспомощность – на тот момент он едва мог различать буквы. Мальчик начал часто и пламенно молиться, прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе»: ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги – и стал гораздо лучше читать и запоминать прочитанное.
С того дня отрок Иоанн начал отлично учиться: первым учеником окончил училище, вторым – Архангельскую духовную семинарию и был принят на казённый счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время его учёбы умер отец, и юноша, чтобы помогать матери, нашёл подработку в академической канцелярии.
По окончании учёбы Иоанн собирался отправиться миссионером в Северную Америку. Но и тут с ним случилось чудо. Однажды во сне он увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности никогда ещё не был. Вскоре сон сбылся. В 1855 году, когда юноша окончил курс Академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было принять сан священника, вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Константина Несвицкого Елизаветой и начать служение в том же соборе.
Войдя в Кронштадтский Андреевский собор, он замер на пороге – именно его он видел тогда во сне. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою, давай, посвятим себя на служение Богу», – сказал отец Иоанн своей молодой супруге после свадьбы. Так началась его самоотверженная до последнего дня служба в Кронштадте. Люди порой забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский».
Он посещал беднейшие дома, раздавая нуждающимся пожертвованные ему лично или заработанные преподаванием в школе Закона Божия деньги. Так что порой семье самого священника не на что было существовать.
День его был расписан по минутам. Отец Иоанн вставал в 3–4 часа утра, чтобы подготовиться к богослужению, до полудня служил, а потом отправлялся на требы до вечернего богослужения. Кронштадт в то время был не только военно-морской крепостью, но и местом ссылки бродяг и преступников из низшего сословия. Всем с радостью был готов помогать отец Иоанн – молитвой, советом, деньгами, даже помогал нянчить детей занятым хозяйством матерям. В Кронштадте он создал Дом Трудолюбия для нищих, где те могли остаться на какое-то время и выучиться профессии, получить медицинскую помощь. «Везде он один, со всеми одинаковый, обходительный, ласковый и приветливый», – говорится в книге «Отец Иоанн среди народа» (1896). Он поддерживал общество трезвости, организации ветеранов, пострадавших во время войны, сиротские приюты. С подачи батюшки государство активно занялось пропагандой трезвости, целомудрия, патриотизма и просветительства.
К нему потянулись жители Кронштадта, а затем и богатые столичные жители, жертвуя большие деньги на дела благотворительности. На его яркие проповеди ходили тысячи людей. Сохранилось множество свидетельств, что он исцелял молитвами больных.
Отца Иоанна ценили и верили в силу его молитв не только простые люди, но и вся Россия, начиная с Царской Семьи. Отец Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях и минутах жизни императора Александра III. Он был близок и с семьёй Николая II. Находились и те, кто по зависти или каким-то иным причинам критиковали отца Иоанна. Были и фанатически настроенные почитатели, которые создавали ему дурную репутацию тем, что интерпретировали его слова по-своему. Тем не менее, в Кронштадт тянулись тысячи людей, желая видеть о. Иоанна и получить от него помощь. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, – говорил отец Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нём».
20 декабря 1908 года отец Иоанн Кронштадтский скончался, не оставив завещания и денежных сбережений. Мощи его покоятся в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге.
Святой отче Иоанне, моли Бога о нас!
Источник: Русская народная линия.
Фото: Президентская библиотека, газета «Знамя труда».