Уникальный дар Патриарха: о книге «Ермак» во льдах»
Во время своего недавнего визита в Иоанновский монастырь на Карповке Святейший Патриарх Кирилл передал в дар обители старинную книгу «Ермак» во льдах. Описание постройки и плаваний ледокола «Ермак» и свод научных материалов, собранных в плавании» 1901 года издания.
Книга имеет дарственную надпись: «Высокочтимому отцу Иоанну Сергиеву с сердечной благодарностью за его молитву от искренне любящего его С. Макарова, 1 апреля 1901 г., Кронштадт». До революции эта книга хранилась в библиотеке Иоанновского монастыря.
Этот подарок раскрывает страницу удивительной дружбы, которая связывала отца Иоанна Кронштадтского и вице-адмирала Степана Макарова.
Степан Осипович Макаров был глубоко верующим, благочестивым человеком и искренним почитателем Кронштадтского пастыря. Дружба с «молитвенником земли русской, проповедником и благотворителем», как сам Степан Осипович называл дорогого батюшку, значительно помогала вице-адмиралу в делах благотворительности и управления Кронштадтом, когда он был назначен губернатором города. Степан Осипович всегда присутствовал на торжествах, посвященных именинам отца Иоанна и на годовщинах его священнического служения. Каждый раз у него находились добрые и теплые слова о дорогом имениннике.
Отец Иоанн был частым гостем в доме Макарова. Однажды Степан Осипович получил исцеление от мучившей его болезни по молитвам отца Иоанна, когда доктора не давали никаких шансов на выздоровление.
Всероссийский батюшка поддержал инициативу вице-адмирала Макарова в строительстве Морского Никольского собора в Кронштадте, который, по словам пастыря, стал «славою флота и России и свидетельством веры и благочестия русских победоносных воинов».
1 сентября 1902 года отец Иоанн в присутствии адмирала Макарова и многочисленных горожан совершил молебен на месте будущего храма. Даже уезжая на родину, отец Иоанн не переставал интересоваться ходом строительных работ.
А теперь о книге. Почему именно ее Степан Осипович преподнес дорогому батюшке?
Вице-адмирал был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Он был руководителем комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак». Но его инициатива не встретила поддержки Морского министерства, в финансировании было отказано. Лишь спустя время, после того, как Степан Осипович на одном из заседаний Географического общества прочел лекцию «К Северному полюсу — напролом!», министр финансов С. Ю. Витте субсидировал проект. И 21 февраля 1899 года ледокол «Ермак», построенный на английских верфях, вышел в море. Путь его лежал в Кронштадт.
Отец Иоанн выказал свою духовную поддержку смелому начинанию Макарова. В дневнике вице-адмирала читаем: «Еще до моего отправления в Англию для приемки ледокола отец Иоанн Кронштадтский прислал мне благословение и образа Божией Матери и св. Феодосия. Образа эти установлены были на свои места при самой постройке ледокола». Ф. Ф. Врангель уточняет, что эти иконы находились в салоне первого класса и в каюте самого Макарова.
О том, насколько важным для адмирала и всей команды судна был подарок отца Иоанна, мы можем судить по заметкам Степана Осиповича в книге «Рассуждения по вопросам морской тактики»: «Дело духовной жизни корабля есть дело первостепенной важности, и каждый из служащих, начиная от адмирала и кончая матросом, имеет в нем долю участия», – пишет он.
4 марта 1899 года «Ермак» достиг Кронштадта. А в ближайшее воскресенье, 7 марта, ледокол по своему личному желанию посетил отец Иоанн. Он отслужил на судне молебен и прочел лично составленную им молитву:
«Ты, Премудрый и Преславный во всех делах, Господи, ныне новый и дивный путь льдами безмерными проходити устроил еси через сие судно, движимое огнем и силою пара, умудрив и на сие дело человека, созданного Тобою по образу Твоея безмерные мудрости! Приими ныне от рабов Твоих, предстоящих зде Лицу Твоему и дивное плавание во льдах совершивших благополучно, кроме всякого вреда, благодарение всесердечное о милости Твоей, яко умудрил еси рабов Твоих и создати таковое судно, и препроводити доселе рукою твоею крепкою, яко Твоя есть держава, Твое царство и сила, и слава, и мудрость во всех во веки веков. Аминь».
Эти слова восторженной хвалы и славословия Богу за мудрость и силу, которой Он одарил человека, говорят о том, что отцу Иоанну была известна вся серьезность и рискованность ситуации.
В секретной записке на имя императора Николая II, подготовленной на случай гибели ледокола «Ермак», вице-адмирал писал: «Вся ответственность, как за мою мысль, так и за ее исполнение лежат на мне одном; и если на «Ермаке» что-нибудь не сделано, то виноваты не те, которые сумели помешать, а я, который не сумел этого отвратить». В связи с этим понятно, почему молитва отца Иоанна произвела на всех глубокое впечатление. Впоследствии она была выгравирована на киоте одной из икон, подаренных команде ледокола.
«Ермак» был первым в мире полярным ледоколом с усиленным корпусом, рассчитанным на движение по паковому льду. Он был сконструирован для прорыва тяжелых льдов толщиной до 2 метров. Корабль служил в различных подразделениях российского и советского военно-морского флота и торгового флота вплоть до 1964 года, став одним из ледоколов с самым длительным сроком службы в мире.
Разработка и строительство этого ледокола стало действительно великим достижением, и становится понятным, почему книгу, в которой адмирал Макаров описал строительство судна и его плавания во льдах, он преподнес с дарственной подписью отцу Иоанну, молитвенно поддержавшему его инициативу.
9 февраля 1904 года вице-адмирал Макаров получил назначение командующим флотом в Тихом океане. В своем дневнике он писал: «Меня пошлют туда, когда дела наши станут совсем плохи… Меня посылают весьма срочно, и кто знает, что готовит судьба».
Как добрый верующий христианин, Степан Осипович в день отъезда пришел в Андреевский собор к ранней Литургии, которую служил отец Иоанн, исповедался у него и у него же причастился Христовых Таин. Заметили, что во время Литургии отец Иоанн нечаянно уронил со Святого Престола Евангелие. После Литургии адмирал подошел к отцу Иоанну проститься и принять от него благословение. Прощаясь с отъезжающим и благословляя его, отец Иоанн сказал: «Желаю тебе быть мужественным и получить венец!».
Слова отца Иоанна о «венце» оказались пророческими. 31 марта в 7 часов утра вице-адмирал Макаров на броненосце «Петропавловск» вышел в море, а спустя два с половиной часа корабль подорвался на мине.
Известие о гибели Степана Осиповича быстро дошло до Кронштадта. Узнав о смерти вице-адмирала, отец Иоанн написал письмо его супруге Капитолине Николаевне Макаровой. То живое чувство, которым дышит это письмо, свидетельствует о большой дружбе и горячей любви отца Иоанна к Степану Осиповичу и всей его семье:
«Не стало доброго, лучшего друга и спутника жизни… Ныне пишу Вам эти строки, чтобы пролить хоть каплю утешения в Ваше сердце, истерзанное печалью по погибшем Степане Осиповиче. Он не погиб; а только преставился в другой, лучший, вечный мир, в коем нет болезни, печали и воздыхания, нет более смерти, в коем вечно ликуют мученики и все за веру, Царя и отечество живот свой положившие. Еще так недавно он с нами молился, прощался как бы предчувствуя свою участь, свою всегдашнюю с нами разлуку.
О душа, в которой витало столько благородства, любви к Царю и Отечеству, любви ко Христу; столько прекрасных намерений!.. Он достиг тихого, вечного пристанища, и не жалеет о здешней жизни, потому что вселился в лучшую и вечную. Утешься, добрая Капитолина Николаевна с милыми своими детками. Я вспоминаю ежедневно в молитвах Стефана Осиповича».
Вот такая теплая дружба связывала великого молитвенника, чудотворца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева и выдающегося мореплавателя, флотоводца, талантливого изобретателя, незаурядного писателя вице-адмирала Степана Осиповича Макарова.
Теперь этот бесценный дар, уникальная реликвия дополнит монастырский музей, посвященный святому праведному Иоанну Кронштадтскому.
Источник: СПб Иоанновский монастырь.
Фото источника.