«Всех скорбящих Радосте» и батюшка Иоанн
Сегодня, 5 августа, Православная церковь чествует образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте (с грошиками)». Эта икона – одна из немногих, чудотворное явление которой произошло городе святого Петра (остальные уже прибыли в Петербург прославленными). Явление это сопровождалось Небесным Огнем, и обстоятельства явления сами по себе заслуживают пересказа. Но мы остановимся на менее известном эпизоде – на том, как связаны эта икона и батюшка Иоанн Кронштадтский.
На Петроградской стороне, на улице Воскова, дом 1, находится часовня во имя этой иконы. Она примыкает к зданию, где сейчас работает Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище, а до революции располагался «Приют для детей-идиотов и эпилептиков Братства во имя Царицы Небесной». Со стороны сквера на здании сделана надпись: «Место явления Пресвятой Богородицы в 1890 году».
Чудесное явление Божией Матери произошло в декабре в день именин болящему отроку Николаю Грачеву, страдавшему параличом и эпилепсией – все светила тогдашней медицины признали свое бессилие вылечить ребенка. Оставалась только надежда на Врача Небесного. Явившаяся мальчику Пресвятая Богородица велела ему ехать на другой конец города к Своей иконе «Всех скорбящих Радосте» на Шлиссельбургский тракт, нынешний проспект Обуховской обороны. Помолившись у этой иконы, безнадежно больной ребенок полностью исцелился, встал с коляски и пешком вернулся домой. Свидетелями чуда стали сотни людей.
У Николая была сестра, как называет ее старая дореволюционная литература, благочестивая девица Екатерина. Чудо исцеления брата перевернуло всю ее жизнь – оставив преподавание, которым зарабатывала, она посвятила дальнейшую жизнь обучению, воспитанию и призрению умственно отсталых детей. И вот здесь в этой удивительной истории появляется батюшка Иоанн Кронштадтский и другие великие и святые люди того времени.
Для организации приюта требовалось помещение, и чудо явления Божией Матери не оставляло вариантов, как только устроить его в том самом доме. Дом был выкуплен благодаря архимандриту Игнатию Малышеву – настоятелю Троице-Сергиевой Пустыни и ученику святителя Игнатия Брянчанинова. В комнате, где произошло явление Божией Матери, была устроена часовня во имя иконы «Всех скорбящих Радосте», позднее переосвященная в храм.
Батюшка Иоанн, настоятельница Иоанновского монастыря матушка Ангелина и другие члены Братства Царицы Небесной приняли участие в создании и финансовом обеспечении приюта. В числе опекавших приют были принявшие мученическую кончину в годы гонений отец Философ Орнатский, митрополит Вениамин Казанский, митрополит Владимир Богоявленский, Великая княгиня Елизавета Федоровна, известный писатель Евгений Поселянин, написавший книгу «Земное дело Царицы Небесной» об истории этого учреждения.
Екатерина Грачева стала первой начальницей приюта и основоположницей российской дефектологии и педагогики для детей с ментальными нарушениями. Ее усилиями была создана первая школа для умственно отсталых детей и первые в России курсы по обучению сестер-нянь для ухода за воспитанниками: именно такое звание присваивалось девушкам и женщинам, которые заканчивали двухгодичные курсы при этом приюте.
Сначала найти желающих работать с умственно-отсталыми детьми было сложно, и настоятельница Вышневолоцкого женского монастыря направила в помощь Екатерине восемь послушниц. Так сказать, методическую поддержку нового начинания осуществляли Георгиевская община сестер милосердия и ведущие доктора того времени – всем известный профессор Бехтерев и профессор Остроградский, директор Императорского училища глухонемых.
Благодаря известности батюшки Иоанна и других создателей и благодетелей приюта петербургский опыт воспитания детей с ментальными нарушениями был распространен по всей России, организованы всероссийские сборы пожертвований – даже в годы Первой мировой войны дело милосердия не прекращалось.
До Екатерины Грачевой ни одно учреждение не бралось заниматься детьми с тяжелыми ментальными нарушениями – их считали необучаемыми. Однако в ее школе детям успешно преподавали Закон Божий, письмо, чтение, арифметику и естествознание, занимались пением, рисованием, гимнастикой. Основательница приюта написала первые методики и первые пособия, в которых даны подробные рекомендации о том, как нужно одевать, кормить, учить таких детей, приложены наглядные пособия. И такие «продвинутые» даже на сегодняшний день методики, как семейное сопровождение «особенных» детей – все это было предусмотрено в приюте Грачевой.
Но главным компонентом воспитания детей с нарушениями для Екатерины Константиновны была максимально возможная в их состоянии социальная адаптация. Поэтому программа предусматривала симбиоз обучения самообслуживанию, доступным трудовым навыкам и духовное православное воспитание. По образцу Дома трудолюбия, основанного отцом Иоанном в Кронштадте, в приюте открылись мастерские для менее отсталых детей. Нетрудно догадаться, что работы Грачевой оказались невостребованы советской педагогикой и забыты. Ее книги сейчас можно найти только в Публичной библиотеке.
Судьба Екатерины и Николая Грачевых после революции достоверно не известна. Екатерина Константиновна скончалась в 1934 году, можно предположить место ее захоронения на Смоленском кладбище, где могила ее родителей. Энтузиасты поставили себе задачу найти точное место захоронения, поставить памятник или хотя бы крест и сделать это место исторической точкой для специалистов-дефектологов.
О Николае Грачеве известно, что после чудесного исцеления он начал изучать живопись и иконопись, а затем принял постриг. Сохранилось прошение, в 1918 году написанное иеромонахом Троице-Сергиевой Пустыни Николаем Грачевым (он остался с тем же именем, данным ему при крещении), на имя митрополита Вениамина Казанского, в котором он просит митрополита никуда его не перемещать, а оставить на том дорогом и важном для него месте, где ему, четырнадцатилетнему болящему мальчику, лежащему на одре болезни, была явлена Божия Матерь.
Некоторое время он был настоятелем приютского храма. В книге монахини Амвросии Оберучевой, которая училась в Первом Медицинском институте и написала о нем воспоминания «История одной старушки», есть сведения, что она была знакома с Грачевыми и что Николай Грачев скончался в сороковые годы. Могила его неизвестна.
А в наши дни дело милосердия батюшки Иоанна и Екатерины Грачевой в Петербурге неожиданно восстановилось примерно там же, где произошло исцеление ее брата – на Невской заставе. На улице Крупской, 5 возник Центр милосердия имени св. прав. Иоанна Кронштадтского, который совместно с Фондом св. Матроны Московской воссоздает по крупицам методы работы Екатерины Грачевой на основе трудового и духовного воспитания. Мы уже писали о работе этого Центра и упоминали труды Екатерины Константиновны и историю исцеления ее брата.
Для детей и подростков с особенностями ментального развития организованы инклюзивные мастерские – ткаческая, иконописная, швейная, гончарная, полиграфическая. Центр стал членом Иоанновской семьи и каждый понедельник в его стенах возносится молебное пение акафиста батюшке Иоанну: «Радуйся, сирых и убогих милостивный покровителю!».