Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Великая дружба


Они познакомились, когда им было немногим более 30 лет. Один из них Павел Петрович Шауман – дворянин, успешный и модный фотограф. Второй – Иоанн Ильич Сергиев – молодой священник, полный сил и благородных помыслов. Точной даты их знакомства нет, но доподлинно известно, что первые портреты отца Иоанна были исполнены в фотоателье
П. П. Шаумана в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, дом 10.

Знакомство

Маленькое отступление

Фотография и развитие фотодела в 1860-е годы можно сравнить с появлением в наше время интернета. Это было маленькое чудо, когда на куске белого картона проявлялись изображения государя, исторических личностей, героев и простых людей, родственников, любимых дорогих людей. И что немаловажно, эти карточки можно унести домой и повесить на почётное место, или отправить письмом своим знакомым. Фотографией в то время занимались образованные, часто с художественным или техническим образованием, и увлечённые этим изобретением люди.

О чём говорили эти молодые мужчины, можно только предположить. Павел Петрович мог рассказать, какая большая роль будет отводиться фотографии в жизни государства, в области печати, в удостоверении личности, в отображении событий. Иоанн Ильич мог поделиться рассказом о «Демидовском доме призрения трудящихся», о его развитии,и об обустройстве такого же в Кронштадте.

130

Помимо работы фотографом

В 1878 году Павел Петрович Шауман получает разрешение на открытие фотографического заведения в Кронштадте. Продав фотоателье в Санкт-Петербурге, Шауман переезжает в Кронштадт. На Господской улице в доме № 24 после постройки павильона в 1882 году он начинает работать как фотограф. Павел Петрович сразу активно вливается в общественную жизнь города.

В том же году на 5-летний юбилей Кронштадтского Общества садоводов, он выполнил серию художественных снимков городских парков, скверов и питомника. Один экземпляр вышедшего в свет альбома был подарен военному Губернатору Кронштадта П. В. Казакевичу. В благодарность за подарок губернатор пообещал содействовать в отливке чугунной ограды для Петровского парка. И вот 16 мая 1883 года, в дни коронования Александра III, в Петровском парке появилась прекрасная чугунная ограда, отлитая на Кронштадтском Пароходном заводе.

Помимо работы фотографом, с 1882 года Павел Петрович становится постоянным сотрудником отца Иоанна по делам Дома Трудолюбия.

Фотография развивается быстрыми темпами, Шауман с интересом изучает и внедряет многие новинки. Так уже в 1882 году он предлагает американскую ферротипию (фото на металле) в качестве нового вида услуг для клиентов и гелиоминиатюры (фото, подрисованные светящимися красками). Кстати, эти краски по предложению фотографа, использовали морские службы для окраски бакенов.

В 1883 году «Кронштадтский вестник» опубликовал объявление: «О продаже в фотоателье следующих снимков: «Закладка Дома Трудолюбия в присутствии Их Императорских Высочеств», «Столовая» и «Мастерские» Дома Трудолюбия».

В 1884 году Павел Петрович Шауман избирается в Комитет по установке в Кронштадте памятника П. К. Пахтусову. Им выполнены фотографии макета памятника для обсуждения и фотоснимки открытия памятника, изданные в брошюре Комитета по установке.

Отец Иоанн Сергиев открывает в Кронштадте приют, с 1886 года попечителем этого заведения становится Павел Петрович Шауман.

119а

Портреты с батюшкой

Популярность протоирея Иоанна Ильича Сергиева растёт год от года, немаловажная заслуга в этом и Павла Петровича. Так, например, все беседы батюшки, произнесённые в Кронштадтском Андреевском соборе, печатаются с портретом автора (такого в истории Русской Православной церкви не было). Все портреты для печати выполнены Шауманом.

Фотографии с кронштадтским батюшкой становятся очень востребованными. Они продаются в ателье Шаумана, в книжном магазине «Кронштадтского вестника» и даже в свечной лавочке Андреевского собора. Последнее место торговли портретами вызвало бурную полемику у обывателей Кронштадта – настолько это было смелым шагом в 1888 году. При отборе более удачных снимков принимал участие сам батюшка, о чём свидетельствуют обнаруженные одобрения тех или иных снимков отцом Иоанном с его резолюцией.

Следующим совместным делом наших героев является открытие в 1888 году трудовых мастерских при Андреевском попечительстве, организацией и управлением занимался Павел Петрович Шауман.

Можно только удивляться работоспособности выдающегося фотографа: в том же году он участвует в международной фотографической выставке в Санкт-Петербурге, где показывал выполненные в сложнейшей технике фотографические снимки с картин И. К. Айвазовского. При этом получает восторжественные отклики коллег и столичной прессы.

129Вместе на пути в Суру

В 1891 году состоялась знаменитая поездка отца Иоанна на свою родину в Суру для освящения храма Св. Николая Чудотворца. Единственным человеком, сопровождавшим батюшку, был Павел Петрович Шауман, зазвативший с собой походный фотографический аппарат с 6-ю двойными кассетами. Результатами двухмесячной поездки стал прекрасный альбом с 26 видами и портретами, отпечатанными на прекрасной бристольской бумаге в одной из лучшей в России типографии Вильборга. Один экземпляр был преподнесён Царской семье. В благодарность за работу автор удостоился драгоценных подарков: от Ея Императорского Высочества Великой Княгини Александры Иосифовны – золотого перстня с рубином и бриллиантами, а от Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича – золотой булавки с вензелем Его Высочества, украшенной бриллиантами и рубинами.

Протоирей И. И. Сергеев понимал широту возможности использования фотографии и неслучайно во все свои поездки брал чемоданчик, где находились его портреты, начиная с маленьких визит-портретов и заканчивая большими кабинетными фотографиями. Находились там же и раскрашенные фотопортреты на металле.

Почитатели благих дел батюшки, веря в исцеляющую силу лика отца Иоанна, часто прикладывали карточки к больным местам, и происходило исцеление. А большие портреты ставились рядом с иконами. Интересны воспоминания С. В. Животовского – художника, писателя: «Войдя в дом отца Георгия (настоятеля Сурского монастыря) я спросил, не найдётся ли где-нибудь чуланчика, в котором я мог бы проявить фотопластинки. Отец Георгий провёл меня в специально устроенную для фотографии тёмную комнату с водопроводом и всеми нужными для проявления удобствами».

Знаменитый маринист И. К. Айвазовский в 1895 году дарит многочтимому отцу Иоанну свою картину «Хождение Спасителя по водам» в богатой золочёной раме. По просьбе попечителя Андреевского попечительства П. П. Шаумана, батюшка разрешил поместить картину в зале убежища для детей.

Ни один праздник не проходил без подарков, главным из которых был фотопортрет отца Иоанна.

1YZi5zhPk8CY

Работал и как фотокорреспондент

Помимо работы в фотоателье, куда в день приходило до 10 человек, Павел Петрович как фотокорреспондент работает на Первой выставке «Садоводства, плодоводства и огородничества». Выставка проходила в Морском манеже, организатором было Императорское Российское общество садоводов. За серию снимков с выставки мастер удостоился Большой Серебряной медали.

После переезда в новое ателье по адресу Господская улица, дом 30, Шауман берётся за новое дело. Он запечатлевает жизнь и красоты Кронштадта. Многое, к сожалению, не сохранилось, но и сейчас известны более 20 отснятых им видов города (некоторые из них здесь приведены).

Иоанн Кронштадтский был щедрым жертвователем, так в феврале 1896 года во время Первого всероссийского съезда фотографов, проходившего в Москве и учредившего фонд по «Обеспечению помощи фотографам, потерявшим трудоспособность», он стал первым жертвователем этого фонда.

Интересны воспоминания Василия Ивановича Мещерского:

«Надо было спешить в фотографию П. П. Шаумана… Отец Иоанн дал нам слово сняться с нами… В ожидании его прибытия мы занялись осмотром больших коллекций фотографических карточек.
Пересматривая все эти карточки и группы, я не мог не обратить внимание на одно обстоятельство, весьма любопытное и замечательное. Не было, кажется, ни одной в этом море карточек, на которой отец Иоанн был бы снят совершенно одинаково. Что ни карточка, то у него иное выражение лица. По временам эта разница достигала таких размеров, что трудно даже было узнать отца Иоанна. …Выражение лица отца Иоанна меняется часто и иногда с поразительной быстротой. Вот почему он и выходит на карточках столь различно…
Стали быстро подниматься на головокружительную высоту, чуть не под облака, где была устроена сама фотография. … Вот нас начали рассаживать. Отец Иоанн занял почётное место в середине, около него – мы, юнцы. Во время рассаживания отец Иоанн добродушно шутил над фотографом, который часто подбегал к нему, поправляя то крест, то рясу, то голову, прося, наконец, сделать весёлое выражение лица. … Наконец нас сняли, на половине нашего пути из-под облачных сфер на землю мы должны были проходить комнатой, в которой рассматривали и покупали фотографические карточки отца Иоанна. В этой комнате, вопреки всяким ожиданиям, нас ожидал стол с небольшим «утешением». Хозяйка дома убедительно просила отца Иоанна благословить трапезу… Мы завалили отца Иоанна накупленными карточками, прося подписать их нам на память…»

Развивалась жизнь и в Доме Трудолюбия. В 1896 году Павел Петрович становится распорядителем Совета Дома Трудолюбия.

Эра первых открыток

С 1897 года наступает эра первых «открытых писем» (открыток) Кронштадта. И здесь первым был Шауман. Именно с его фотопластинок были отпечатаны первые видовые открытки нашего города. На сегодняшний день эти виды десятки раз переиздавались и используются в издаваемых альбомах о Кронштадте, но, к сожалению нигде не указан их автор.

Всё больше времени занимало служение в Андреевском попечительстве, и в 1899 году Павел Петрович закрывает своё фотоателье. За эти годы он был награждён тремя орденами и удостоен звания Почётного Гражданина Кронштадта.

Кончина близкого друга Иоанна Кронштадтского подорвала здоровье Павла Петровича, он серьёзно заболел. 10 сентября 1911 года он умирает, отпевание происходило 13 сентября в церкви Александра Невского при Доме Трудолюбия. Большая похоронная процессия во главе с Р. Н. Виреном проследовала на Свято-Троицкое городское кладбище. Гроб с телом был погребён рядом с новой церковью. По завещанию Шаумана вместо венков был дан бесплатный обед для нуждающихся.

На годовщину его смерти Городская Дума выпустила серию Открытых писем с его фотографиями.

На сегодняшний день могила Павла Петровича Шаумана утеряна, и в связи с этим сотрудники Музея Истории Кронштадта предложили увековечить имя этого выдающегося человека на плитах Некрополя Кронштадтского кладбища.

Автор / источник: Сергей Зайцев / Кронштадтский вестник.
Фото Павла Шаумана из коллекции автора.



Часовня Казанской иконы Божией Матери
архитектурного комплекса «Пояс Богородицы»,
дер. Засурье, Архангельская обл.
Фото Сергея Алексеева, Иоанновская семья СПб,
Крестный ход «Пояс Богородицы»-2023.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+