Великая дружба
Они познакомились, когда им было немногим более 30 лет. Один из них Павел Петрович Шауман – дворянин, успешный и модный фотограф. Второй – Иоанн Ильич Сергиев – молодой священник, полный сил и благородных помыслов. Точной даты их знакомства нет, но доподлинно известно, что первые портреты отца Иоанна были исполнены в фотоателье
П. П. Шаумана в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, дом 10.
Знакомство
Маленькое отступление
Фотография и развитие фотодела в 1860-е годы можно сравнить с появлением в наше время интернета. Это было маленькое чудо, когда на куске белого картона проявлялись изображения государя, исторических личностей, героев и простых людей, родственников, любимых дорогих людей. И что немаловажно, эти карточки можно унести домой и повесить на почётное место, или отправить письмом своим знакомым. Фотографией в то время занимались образованные, часто с художественным или техническим образованием, и увлечённые этим изобретением люди.
О чём говорили эти молодые мужчины, можно только предположить. Павел Петрович мог рассказать, какая большая роль будет отводиться фотографии в жизни государства, в области печати, в удостоверении личности, в отображении событий. Иоанн Ильич мог поделиться рассказом о «Демидовском доме призрения трудящихся», о его развитии,и об обустройстве такого же в Кронштадте.
Помимо работы фотографом
В 1878 году Павел Петрович Шауман получает разрешение на открытие фотографического заведения в Кронштадте. Продав фотоателье в Санкт-Петербурге, Шауман переезжает в Кронштадт. На Господской улице в доме № 24 после постройки павильона в 1882 году он начинает работать как фотограф. Павел Петрович сразу активно вливается в общественную жизнь города.
В том же году на 5-летний юбилей Кронштадтского Общества садоводов, он выполнил серию художественных снимков городских парков, скверов и питомника. Один экземпляр вышедшего в свет альбома был подарен военному Губернатору Кронштадта П. В. Казакевичу. В благодарность за подарок губернатор пообещал содействовать в отливке чугунной ограды для Петровского парка. И вот 16 мая 1883 года, в дни коронования Александра III, в Петровском парке появилась прекрасная чугунная ограда, отлитая на Кронштадтском Пароходном заводе.
Помимо работы фотографом, с 1882 года Павел Петрович становится постоянным сотрудником отца Иоанна по делам Дома Трудолюбия.
Фотография развивается быстрыми темпами, Шауман с интересом изучает и внедряет многие новинки. Так уже в 1882 году он предлагает американскую ферротипию (фото на металле) в качестве нового вида услуг для клиентов и гелиоминиатюры (фото, подрисованные светящимися красками). Кстати, эти краски по предложению фотографа, использовали морские службы для окраски бакенов.
В 1883 году «Кронштадтский вестник» опубликовал объявление: «О продаже в фотоателье следующих снимков: «Закладка Дома Трудолюбия в присутствии Их Императорских Высочеств», «Столовая» и «Мастерские» Дома Трудолюбия».
В 1884 году Павел Петрович Шауман избирается в Комитет по установке в Кронштадте памятника П. К. Пахтусову. Им выполнены фотографии макета памятника для обсуждения и фотоснимки открытия памятника, изданные в брошюре Комитета по установке.
Отец Иоанн Сергиев открывает в Кронштадте приют, с 1886 года попечителем этого заведения становится Павел Петрович Шауман.
Портреты с батюшкой
Популярность протоирея Иоанна Ильича Сергиева растёт год от года, немаловажная заслуга в этом и Павла Петровича. Так, например, все беседы батюшки, произнесённые в Кронштадтском Андреевском соборе, печатаются с портретом автора (такого в истории Русской Православной церкви не было). Все портреты для печати выполнены Шауманом.
Фотографии с кронштадтским батюшкой становятся очень востребованными. Они продаются в ателье Шаумана, в книжном магазине «Кронштадтского вестника» и даже в свечной лавочке Андреевского собора. Последнее место торговли портретами вызвало бурную полемику у обывателей Кронштадта – настолько это было смелым шагом в 1888 году. При отборе более удачных снимков принимал участие сам батюшка, о чём свидетельствуют обнаруженные одобрения тех или иных снимков отцом Иоанном с его резолюцией.
Следующим совместным делом наших героев является открытие в 1888 году трудовых мастерских при Андреевском попечительстве, организацией и управлением занимался Павел Петрович Шауман.
Можно только удивляться работоспособности выдающегося фотографа: в том же году он участвует в международной фотографической выставке в Санкт-Петербурге, где показывал выполненные в сложнейшей технике фотографические снимки с картин И. К. Айвазовского. При этом получает восторжественные отклики коллег и столичной прессы.
Вместе на пути в Суру
В 1891 году состоялась знаменитая поездка отца Иоанна на свою родину в Суру для освящения храма Св. Николая Чудотворца. Единственным человеком, сопровождавшим батюшку, был Павел Петрович Шауман, зазвативший с собой походный фотографический аппарат с 6-ю двойными кассетами. Результатами двухмесячной поездки стал прекрасный альбом с 26 видами и портретами, отпечатанными на прекрасной бристольской бумаге в одной из лучшей в России типографии Вильборга. Один экземпляр был преподнесён Царской семье. В благодарность за работу автор удостоился драгоценных подарков: от Ея Императорского Высочества Великой Княгини Александры Иосифовны – золотого перстня с рубином и бриллиантами, а от Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича – золотой булавки с вензелем Его Высочества, украшенной бриллиантами и рубинами.
Протоирей И. И. Сергеев понимал широту возможности использования фотографии и неслучайно во все свои поездки брал чемоданчик, где находились его портреты, начиная с маленьких визит-портретов и заканчивая большими кабинетными фотографиями. Находились там же и раскрашенные фотопортреты на металле.
Почитатели благих дел батюшки, веря в исцеляющую силу лика отца Иоанна, часто прикладывали карточки к больным местам, и происходило исцеление. А большие портреты ставились рядом с иконами. Интересны воспоминания С. В. Животовского – художника, писателя: «Войдя в дом отца Георгия (настоятеля Сурского монастыря) я спросил, не найдётся ли где-нибудь чуланчика, в котором я мог бы проявить фотопластинки. Отец Георгий провёл меня в специально устроенную для фотографии тёмную комнату с водопроводом и всеми нужными для проявления удобствами».
Знаменитый маринист И. К. Айвазовский в 1895 году дарит многочтимому отцу Иоанну свою картину «Хождение Спасителя по водам» в богатой золочёной раме. По просьбе попечителя Андреевского попечительства П. П. Шаумана, батюшка разрешил поместить картину в зале убежища для детей.
Ни один праздник не проходил без подарков, главным из которых был фотопортрет отца Иоанна.
Работал и как фотокорреспондент
Помимо работы в фотоателье, куда в день приходило до 10 человек, Павел Петрович как фотокорреспондент работает на Первой выставке «Садоводства, плодоводства и огородничества». Выставка проходила в Морском манеже, организатором было Императорское Российское общество садоводов. За серию снимков с выставки мастер удостоился Большой Серебряной медали.
После переезда в новое ателье по адресу Господская улица, дом 30, Шауман берётся за новое дело. Он запечатлевает жизнь и красоты Кронштадта. Многое, к сожалению, не сохранилось, но и сейчас известны более 20 отснятых им видов города (некоторые из них здесь приведены).
Иоанн Кронштадтский был щедрым жертвователем, так в феврале 1896 года во время Первого всероссийского съезда фотографов, проходившего в Москве и учредившего фонд по «Обеспечению помощи фотографам, потерявшим трудоспособность», он стал первым жертвователем этого фонда.
Интересны воспоминания Василия Ивановича Мещерского:
«Надо было спешить в фотографию П. П. Шаумана… Отец Иоанн дал нам слово сняться с нами… В ожидании его прибытия мы занялись осмотром больших коллекций фотографических карточек.
Пересматривая все эти карточки и группы, я не мог не обратить внимание на одно обстоятельство, весьма любопытное и замечательное. Не было, кажется, ни одной в этом море карточек, на которой отец Иоанн был бы снят совершенно одинаково. Что ни карточка, то у него иное выражение лица. По временам эта разница достигала таких размеров, что трудно даже было узнать отца Иоанна. …Выражение лица отца Иоанна меняется часто и иногда с поразительной быстротой. Вот почему он и выходит на карточках столь различно…
Стали быстро подниматься на головокружительную высоту, чуть не под облака, где была устроена сама фотография. … Вот нас начали рассаживать. Отец Иоанн занял почётное место в середине, около него – мы, юнцы. Во время рассаживания отец Иоанн добродушно шутил над фотографом, который часто подбегал к нему, поправляя то крест, то рясу, то голову, прося, наконец, сделать весёлое выражение лица. … Наконец нас сняли, на половине нашего пути из-под облачных сфер на землю мы должны были проходить комнатой, в которой рассматривали и покупали фотографические карточки отца Иоанна. В этой комнате, вопреки всяким ожиданиям, нас ожидал стол с небольшим «утешением». Хозяйка дома убедительно просила отца Иоанна благословить трапезу… Мы завалили отца Иоанна накупленными карточками, прося подписать их нам на память…»
Развивалась жизнь и в Доме Трудолюбия. В 1896 году Павел Петрович становится распорядителем Совета Дома Трудолюбия.
Эра первых открыток
С 1897 года наступает эра первых «открытых писем» (открыток) Кронштадта. И здесь первым был Шауман. Именно с его фотопластинок были отпечатаны первые видовые открытки нашего города. На сегодняшний день эти виды десятки раз переиздавались и используются в издаваемых альбомах о Кронштадте, но, к сожалению нигде не указан их автор.
Всё больше времени занимало служение в Андреевском попечительстве, и в 1899 году Павел Петрович закрывает своё фотоателье. За эти годы он был награждён тремя орденами и удостоен звания Почётного Гражданина Кронштадта.
Кончина близкого друга Иоанна Кронштадтского подорвала здоровье Павла Петровича, он серьёзно заболел. 10 сентября 1911 года он умирает, отпевание происходило 13 сентября в церкви Александра Невского при Доме Трудолюбия. Большая похоронная процессия во главе с Р. Н. Виреном проследовала на Свято-Троицкое городское кладбище. Гроб с телом был погребён рядом с новой церковью. По завещанию Шаумана вместо венков был дан бесплатный обед для нуждающихся.
На годовщину его смерти Городская Дума выпустила серию Открытых писем с его фотографиями.
На сегодняшний день могила Павла Петровича Шаумана утеряна, и в связи с этим сотрудники Музея Истории Кронштадта предложили увековечить имя этого выдающегося человека на плитах Некрополя Кронштадтского кладбища.
Автор / источник: Сергей Зайцев / Кронштадтский вестник.
Фото Павла Шаумана из коллекции автора.