Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Рядом с батюшкой (сноски и пояснения)

 1 Ср.: (Ин. 7:12). Цифрой обозначены сноски, размещенные внизу страницы, рим­ской цифрой – примечания в конце каждой части.

 2 Ср.: (Лк. 8:1); (Лк. 9:6); (Мф. 9:35).

 3 (Пс. 11:2).

 4 (Еф. 2:19).

 5 Ср.: (Лк. 12:28)

 6 Ср.: (Деян. 13:22).

 7 Ср.: (Мф. 13:13); (Ис. 6:9).

 8 Ср.: (Сир. 10:4).

 9 Ср.: (1Кор. 4:1).

 10 Ср.: (Лк. 8:16).

 11 (1Цар. 2:30).

 12 Ср.: (Лк. 8:16); (Мф. 5:15–16).

 13 Ср.: (Мф. 5:14, 13).

 14 Ср.: (1Кор. 15:10).

 15 Биографические сведения о рождении и жизни отца Иоанна неоднократ­но печатались и в духовных журналах («Паломнике»), и отдельными бро­шюрами... – Автобиография отца Иоанна была впервые напечатана в журнале «Север» в 1888 г. В начале 1890-х гг. отдельными брошюрами были опубли­кованы очерки Н.Н. Животова «Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), протоиерей Андреев­ского собора. Биографический очерк» (СПб., 1890), «Больные отца Иоанна Крон­штад­т­ского» (СПб., 1891), «Исповедники Иоанна Кронштадтского» (СПб., 1891), «Нищие о. Иоанна Кронштадтского» (СПб., 1891), «Биография отца И.И. Сергиева» (М., 1892) и др. Первое целостное жизнеописание отца Иоанна было составлено кронштадтским миссионе­ром, впоследствии настоятелем церкви Пюхтицкого подворья в Ревеле, Александром Зыбиным (Зыбин А. Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей, клю­чарь Кронштадтского Андреевского собора: Очерк жизни и деятельности. СПб., 1891). В журнале «Русский паломник» за 1891 г. был помещен биографи­ческий очерк ф. Г-ва «О. Иоанн Кронштадтский. Его жизнь, слова и деяния» (№№ 4–29).

 16 Ср.: (Мф. 13:23).

 17 Ср.: (Мф. 13:31–32).

 18 Ср.: (Мф. 7:14).

 19 И обучение книгам в начале не легко давалось ему <...> впоследствии сделался одним из первых учеников. – В автобиографии о начальных годах своего учения в архангельских духовных школах отец Иоанн писал: «Туго давалась мне грамота; руководителей ближайших не было; до всего дол­жен был доходить сам» (Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: Воспоминания самовидцев. (Далее – Воспоминания.) М.: Отчий дом, 2011. С. 9). Первую треть своего первого учебного года он закончил 28-м учеником в классе (Кронштадтский пастырь. Вып. 2. М., 2010. С. 41). Чувствуя свою беспомощность, юный Иван Сергиев «стал просить помощи и разумения у Бога». В слове, произнесенном в 1899 г. в день памяти прп. Иоанна Рыльского, отец Иоанн так описал плоды этой молитвы: «Я озарился светом Божиим; грамота стала ясна для меня, и стал я успевать в соответствующих возрасту и воспитательной цели науках» (Воспоминания. С. 23). Второй класс приходско­го училища Иван Сергиев закончил в 1841 г. шестым учеником в классе, а курс наук в духовной семинарии в 1851 г. – первым учеником (Кронштадтский пастырь. Вып. 2. С. 42).

 20 Благонравие же и кротость всегда были отличительными чертами его нрава... – Эти черты Ивана Сергиева не раз отмечались инспектором Архангельской духовной семинарии архим. Иларионом в ежемесячных спи­сках поведения учащихся: «в поступках прост и вместе благороден» (июль 1847); «кроток, послушен» (декабрь 1847); «при тихом спокойном природном расположении отличается честностью и добродушием» (июнь 1848); его отли­чает «усердие к делу, скромность в поступках, почтительность и религиозное направление ума и сердца» (апрель 1851) (См.: Кронштадтский пастырь. Вып. 2. С. 47).

 21 ...книги святого Иоанна Златоуста – «Объяснение на Евангелие от Матфея» и «Беседы его к Антиохийскому народу». – Имеются в виду книги: Иоанн Златоуст, сет. Беседы на евангелиста Матфея. Новый перевод с гре­ческого: В 3 ч. М., 1839; Иоанн Златоуст, сет. Беседы к Антиохийскому наро­ду, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии: В 3 т. СПб., 1848–1850.

 22 Подобострастный (церк.-слав.) – подобный страстями, подверженный таким же страстям.

 23 Ср.: (1Кор. 3:9).

 24 (Ис. 66:2).

 25 (Евр. 4:16).

 26 ...как сам отец Иоанн пишет в дневнике своем... – Здесь и далее игумения Таисия цитирует тексты из дневника отца Иоанна по журналу «Русский паломник» за 1891 и 1892 гг.

 27 Ср.: (Пс. 143:1).

 28 Ср.: (Пс. 120:1).

 29 «<...> по причине бывшей неопытности моей в искушениях на молит­ве». – Русский паломник. 1891. № 1. С. 2.

 30 «<...> почти к непрестанному духовному созерцанию и тайной молит­ве». – Там же.

 31 Ср.: (Мф. 6:34).

 32 Ср.: (Лк. 2:19).

 33 «<...> я старался не пропускать их без внимания и записывал их в свой дневник». – Там же.

 34 ...когда по воле начальства отец Иоанн определен был законоучителем сначала училища, а потом мужской гимназии. – 22 февраля 1857 г. отец Иоанн был назначен законоучителем Кронштадтского уездного училища, а 20 сентября 1862 г. определен законоучителем Кронштадтской городской гимназии (ЦГИА СПб., ф. 19, оп. 113, д. 2529, л. 1–2, об.). Место законоучителя во вновь открывшейся в Кронштадте гимназии было предложено отцу Иоанну директором Ларинской гимназии, статским советником А.В. Латышевым, которому была поручена подготовка нового учебного заведения к открытию. 2 сентября 1862 г., отвечая на письмо Латышева, отец Иоанн писал: «Много благодарен Вам за доброе внимание ко мне, которым Вы изволили почтить меня, предложив мне место законоучителя в имеющей открыться в Кронштадте гимназии. Охотно и с душевною призна­тельностию принимаю Ваше предложение» (ГМИР, ф. 38, on. 1, д. 22, л. 6–7).

 35 (1Ин. 4:21).

 36 Ср.: (1Кор. 9:21–22).

 37 (1Кор. 9:22).

 38 Ср.: (Мф. 5:42).

 39 Он первый подал мысль построить в Кронштадте Дом трудолюбия... – Идея строительства Дома трудолюбия в Кронштадте впервые была высказана отцом Иоанном в печати в начале 1870-х гг., но только в конце 1880 г. она получила поддержку многочисленных сторонников. Первоначально, ввиду недостатка средств, планировалось выстроить деревянный дом небольших размеров. После гибели императора Александра II (1 марта 1881 г.) возникла мысль посвятить Дом трудолюбия его памяти. Это решение позволило привлечь крупных жертво­вателей и благотворителей и значительно расширить масштабы задуманного предприятия.

 40 Он первый настаивал на необходимости и пользе (в чем весьма долго пришлось потрудиться ему) открыть при соборе попечительство о бедных. – Вопрос об учреждении Приходского попечительства при Кронштадтском Андреевском соборе был впервые поставлен в 1870 г. 10 июля еп. Ладожский Павел (Лебедев) в резолюции на акте обзора собора написал: «Если, по справке в Консисторию, окажется, что попечительства при Соборе нет, то Консистории предписать Благочинному озаботиться открытием оного» (ЦГИА СПб., ф. 19, оп. 62, д. 21, л. 3). 29 декабря 1871 г. отец Иоанн через газету «Кронштадтский вестник» обратился к жителям города с предложением: «Всему Кронштадтскому обществу, духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому образовать из себя попечи­тельство, или братство, или несколько попечительств и братств при разных церквах, по примеру существующих попечительств и братств в некоторых городах, в том числе и в Петербурге, и соединенными силами заботиться о приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища» (Кронштадтский вестник. 1871. № 150, 29 декабря). 30 декабря 1873 г. решение об учреждении в Кронштадте Приходского попечительства было принято на собра­нии прихожан Андреевского собора. Указ Духовной консистории по этому вопросу последовал 4 июня 1874 г. В день открытия попечительства, 9 июня 1874 г., отец Иоанн сказал: «Наконец мы уполномочены церковною и гражданскою властию открыть при нашей церкви попечительство как о самом храме, так и преиму­щественно о бедных. Да будет благословенно от Господа это благодетельное учреждение! Во многих местностях вошли в действие попечительства о церквах; у нас только доселе замедлилось его учреждение: ныне же, по совершении всех формальностей, открытие его совершается» (Кронштадтский вестник. 1874. № 69, 14 июня).

 41 ...и когда этот дом, не быв еще окончен, сгорел... – Пожар, во время которого сгорело деревянное здание Андреевского попечительства и вновь построенное здание Дома трудолюбия, произошел в Кронштадте 7 декабря 1881 г. 11 декабря Андреевское попечительство обратилось через газету «Кронштадтский вестник» к жителям города с просьбой помочь погорельцам, а 13 декабря прошло экстренное собрание членов попечительства, специально посвященное вопросу о пособии погорельцам (Кронштадтский вестник. 1881. № 144, 11 декабря; № 145, 13 декабря). После пожара 1881 г. кронштадтский Дом трудолюбия был заново отстроен и освящен 10 октября 1882 г.

 42 (Ин. 10:11).

 43 (2Кор. 11:29).

 44 (Флп. 4:13).

 45 «Божественная служба, – пишет он в дневнике своем, – есть для меня бесценное и величайшее благо в жизни; в богослужении – вся жизнь нашей души, все ее сокровище; тут ее родина, ее воспитание, врачевание, ее пища и питие, ее сила и слава, ее святыня и жизнь». – Полностью дневниковая запись отца Иоанна звучит так: «Божественная служба, при всех борениях наших с грехами и противными злобными силами, удивительно обновляет, укрепляет, очищает, ободряет; и она есть для меня величайшее благо в жизни. Благодарю за сие Господа. Бесценное благо дано мне от Господа в богослужении. – В нем вся жизнь нашей души, все сокровище, тут ее родина, ее жизнь, ее святыня, ее воспитание, врачевание, пища и питие, ее сила, ее слава» (Русский паломник. 1892. № 33. С. 516. Запись вошла в кн.: Мысли о Церкви и православном богослужении // Прот. Иоанн Ильич Сергиев. Поли. собр. соч.: В 7 т. М„ 1994 (репр. 1905). Т. 6. С. 190).

 46 (Мф. 12:34).

 47 Тропарь 1-й, песнь 9-я, канон ко Святому Причащению.

 48 (1Тим. 3:16).

 49 (Ин. 1:14).

 50 (2Кор. 7:1).

 51 Cp.: (2Кор. 12:9).

 52 Прекрасно выражена его о сем молитва в дневнике его: «О святейшая, всемогущая, всеблагая, Глава Церкви Своей, Господи Иисусе Христе, Альфа и Омега, Начало и Конец! <...> Я немощен, но Твоя сила в немощех моих да совершится!» – В книгу «Мысли о Церкви и Православном богослужении» эта дневниковая запись вошла в следующем виде: «Святейшая, всемогущая, всеблагая Глава Церкви Своей, Господи Иисусе, Альфа и Омега, Начало и Конец, даждь мне благодать всегда от начала до конца благополучно, свято, мирно, твердо, пламенно совершать всякое богослужение, при всяких обстоятельствах, при многом и малом народе, в праздники и будни, в храме и вне храма! Даждь мне, даждь благодать сию и очисти сердце от всякия страсти, скверны плоти и духа, избави от всякого навета вражия; воспламеняй небесным огнем во время моего служения и сердца всех предстоящих и молящихся; смиряй сердца богатых и знаменитых, ученых или мудрых века сего, обуяя их мудрость и покоряя умы и сердца их слову Твоему; смягчай сердца закосневших в страстях, воссозидай, обновляй люди Твоя! Аминь. Я немощен, но да совершается сила Твоя в немощах моих (ср.: 2Кор. 12:9). Я грешен и прегрешен; но идеже умножися грех, там преизбыточествова благодать (Рим. 5:20): так и во мне да будет» (Мысли о Церкви и православном богослужении // Прот. Иоанн Ильич Сергиев. Поли. собр. соч.: В 7 т. М., 1994 (репр. 1905). Т. 6. С. 221–222. Впервые: Русский паломник. 1892. № 34. С. 531).

 53 (1Тим. 2:4).

 54 (Ин. 1:46).

 55 (Пс. 33:9).

 56 Cp.: (1Тим. 1:15).

 57 (Исх. 20:9).

 58 (Мф. 22:21).

 59 (Пс. 45:11).

 60 (Лк. 24:53).

 61 «Бедные человеки! – восклицает он в своих записках <...>»; «О, сколько благо­деяний подает нам Бог ежедневно в Божественной литургии! <...>» – В журнале «Русский паломник» передаваемая игуменией Таисией дневниковая запись отца Иоанна опубликована в следующем виде: «О, сколько благодеяний подается нам от Бога чрез Литургию! – как же к ней христиане относятся? С обыкновенною холодностию, невниманием, равнодушием; причащаются Св. Таин весьма редко, как бы по необходимости и по заведенной привычке, раз в год. Чего же они лишают себя, какого Божественного Сокровища бесценного, какого бессмертного, живо­тво­рящего дарования Божия! Какой помощи Божией! Вот отчего нет истинной жизни в христианах православных, жизни по духу Христову. Вот почему умножились пороки и бедствия. Вот почему против нас вооружилась вся тварь в месть врагам Божиим, все стихии: и вода, и огонь, и воздух, и смерть во всех видах» (Русский паломник. 1892. № 43. С. 675–676).

 62 (Мф. 18:20).

 63 (Ин. 20:19, 21).

 64 (Лк. 10:6).

 65 Cp.: (Деян. 20:28).

 66 «Я стою, – говорит он, – у Источника жизни ежедневно, ежечасно, непрестанно: то есть я стою у Господа моего, как в храме у Его престола, так и дома, и на пути, и на улице и везде я предстою Ему умом и духом!» – В журнале «Русский паломник» приведена следующая дневниковая запись отца Иоанна: «Я стою у Источника жизни ежедневно и ежечасно, т.е. у Господа, как в храме у престола Его, так и дома, или на улице, на площади» (Русский паломник. 1892. № 27. С. 420).

 67 Cp.: (Иак. 5:15).

 68 (Мф. 7:7).

 69 Cp.: (Мф. 21:22).

 70 (Иак. 1:6).

 71 Эти же самые слова повторяет он и в начале своей книги «Дневник» ... – Автор­ское предисловие к выдержкам из дневника, изданным в журнале «Русский паломник», начиналось следующими словами: «Сила Моя в немощи совершается, – говорит Господь, – и где умножился грех, там преизбыточествует благодать, – говорит великий апостол. Эта сила и эта благодать Господня и во мне немощном и грешном воспреизбыточествовали во все дни жизни моей, с ранней юности и до настоящих дней...» (Русский паломник. 1891. № 1. С. 2).

 72 (2Кор. 12:9).

 73 (Пс. 113:9–10).

 74 (2Кор. 10:5).

 75 Cp.: (Рим. 10:3).

 76 Cp.: (Пс. 144:18, 19).

 77 Cp.: (1Кор. 1:27).

 78 (Мк. 9:23).

 79 (Лк. 1:37).

 80 (Чис. 23:19).

 81 Cp.: (Мф. 21:21).

 82 (Рим. 15:6).

 83 «О вера святая! – пишет отец Иоанн в «Дневнике» своем <...> Познан буди, Господи, да ecu прославят Тебя едиными усты и единем сердцем от востока солнца и до запада. Буди, буди!» – Полностью запись, вошедшая во 2-ю часть «Моей жизни во Христе», звучит так: «О вера святая! Какими словами, какими песнями я прославлю тебя за бесчисленные блага для души и тела моего, дарованные мне тобою, за все силы, которые ты во мне совершила и совершаешь, за блага мира и отъятие смятения, за блага свободы с отъятием тесноты горькой, за блага света духовного и прогнание тьмы страстей, за благо дерзновения с отъятием малодушия и боязни, за благо духовной власти и духовного величия с отъятием рабства греховного и низости духа, за благо святыни с отъятием греховной нечистоты, за отъятие злобы, зависти, своеволия и упрямства, любостяжания, блуда и всякого духовного растления? Слава Тебе, Богу, Благодателю моему, во веки веков! Познан буди, Господи, в вере Твоей, всем людям Твоим и всем племенам земным, да все прославят Тебя единеми усты и единем сердцем от востока солнца до запада. Буди, буди!» (Прот. Иоанн Ильич Сергиев. Полн. собр. соч.: В 6 т. СПб., 1994 (репр. 1894). Т. 4–5. С. 69).

 84 Cp.: (Ин. 1:9).

 85 Ср.: Ирмос 4-й песни покаянного канона ко Господу, глас 6-й.

 86 Cp.: (Пс. 73:2).

 87 (Лк. 4:43); (2Тим. 4:2).

 88 «<...> чтобы удобнее он мог руководить их в деле спасения, а не для того только, чтобы принимать от них угощение». – Игумения Таисия, вероятно, пересказывает следующую дневниковую запись отца Иоанна: «Каждый священник есть апостол в своем селе или приходе (или в церкви городской) и должен ходить по домам, благовествуя Царствие Божие, невежд наставляя, нерадивых, беспечных, в страстях и похотях живущих, возбуждая к христианскому житию, благочестивых и трезвенных ободряя и поощряя будущими наградами, немиролюбивых подкрепляя и утешая. Крестные ходы по праздникам должны иметь особенно эту цель. Мы обыкновенно, ходя со крестом, пьем и едим. Это не дело. Надо благовествовать в руках со крестом, – о том, что “сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет”, и что не должно привязываться ни к чему земному, что надо дорожить временем для приобретения вечности: очищать сердце свое от всякой скверны страстей и делать добрых дел как можно больше. Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго и совершу дело Его (Ин. 4:34)» (Русский паломник. 1892. № 6. С. 84).

 89 (Ин. 4:34; 6:40).

 90 Cp.: (Ин. 10:27).

 91 (2Пет. 2:3).

 92 (Мф. 9:37–38).

 93 ...живущими при подворской церкви. – Подворье Леушинского монастыря в Череповце было устроено стараниями игумении Таисии. В 1883 г. на участке земли, приобретенном у череповецкого мещанина за 600 руб., была освящена часовня в честь иконы Богоматери «Достойно есть». В 1898 г. на месте часовни была выстроена церковь в честь Сретения Господня. (Историческое описание Иоанно-Предтеченского первоклассного Леушинского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии. (Далее – Историческое описание.) СПб., 1907. Изд. 3-е доп. С. 38–40).

 94 ...к пристани Леушинского монастыря «Борки»... – Пароходная пристань была устроена игуменией Таисией в 1890 г. в десяти верстах от Леушинского монастыря, на берегу р. Шексны в деревне Борки. Необходимость устроения особой монастырской пристани была вызвана тем, что сестрам и богомольцам приходилось добираться до берега на небольшой лодочке и ожидать парохода под открытым небом. «Чтобы предотвратить такие громадные неудобства, вследствие каковых и многие из желающих посетить обитель не могли исполнить этого, игум. Таисия вошла в соглашение с хозяевами пароходства по реке Шексне господами Милютиными и К° об устройстве пароходной пристани, каковое взяла на средства и заботы монастыря, от них же заручилась обещанием “обязательно приставать пароходу во время каждого рейса к пристани и стоять тут для слушания молебного пения о плавающих и путешествующих, которое совершается нанятым от монастыря священником и монастырскими певчими”. Рядом с пристанью были выстроены два дома: для монастырских сестер и для остальных богомольцев» (Историческое описание. С. 105–106).

 95 ...в соборном храме... – Соборный каменный трехпрестольный храм Леушин­ского монастыря был освящен 8 сентября 1891 г. «До сего времени обитель <...> не имела отдельного храма, довольствуясь небольшою домовою церковью, не вмещавшей и четвертой доли посещавших ее богомольцев» (Историческое описание. С. 72).

 96 Имеется в виду положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V в.).

 97 Cp.: (Мф. 8:27); (Мк. 1:27).

 98 ...в зале училищного здания... – Каменное училищное здание, в котором распола­галась Леушинская церковно-учительская школа, было построено в 1889–1890 гг. Оно находилось на одной линии с корпусом настоятельницы и соединялось с ним каменным коридором «для удобнейшего и более частого наблюдения в училище самой настоятельницы» (Историческое описание. С. 54).

 99 Свящ. Приоров Евлампий Николаевич (1853 – ?) занимал должность настоятеля Воскресенского собора города Череповца с 1888 по 1915 г.

 100 Ср.: (3Езд. 16:10, 18).

 101 (1Кор. 15:52).

 102 (2Кор. 5:10).

 103 ...в домовой церкви... – Домовая церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя располагалась смежно с настоятельскими келиями в одном из мона­стырских корпусов, построенных игуменией Леонтией, и была освящена 15 сентября 1880 г. Это был «первый собственный храм общины», богослужение в котором совершалось ежедневно до построения игуменией Таисиею соборного храма (Историческое описание. С. 29–30).

 104 (1Кор. 3:17).

 105 (1Кор. 3:16).

 106 (Откр. 3:20).

 107 …посетил монастырскую богадельню, лишь два года назад открытую. – Монастырская богадельня располагалась в корпусе, примыкавшем к колокольне, строительство которой началось после того, как «в девяностых годах <...> петербургский купец Д. Корсаков, посетив летом Леушинский монастырь, возымел желание пожертвовать колокол весом не менее 200 пудов». «По правую сторону колокольни с лицевой стороны был устроен большой в 27 сажен длины корпус, в нижнем этаже коего помещалась <...> сестринская трапезная в 11 сажен длины, небольшим коридорчиком соединенная с поварней в 6 сажен, а за нею две кельи для помещения поварок, трапезниц и др. сестер <...>. В верхнем этаже над трапезною помещается богадельня для престарелых сестер и кельи для присмат­ривающих за богадельней и трудящихся в ней сестер. По левую сторону устроена богаделенская церковь наверху, а внизу под нею – ризница, книжная и иконная лавочка и келья для привратницы (у св. ворот)» (Историческое описание. С. 114).

 108 (Пс. 145:8).

 109 (Евр. 13:17).

 110 ...поехали в обитель через скит (Успенский)... – Имеется в виду скит Леушин­ского монастыря с церковью в честь Успения Богоматери, расположенный в полутора верстах от обители в сосновой роще. Скитская домовая церковь была освящена 1 октября 1891 г. «Кроме <...> церковного корпуса, в скиту имеются еще и другие кельи, построенные отдельными домиками, и несколько поодаль – домик для священника» (Историческое описание. С. 94). Скит основан при новом монастырском кладбище.

 111 Имев счастье состоять в течение более тридцати пяти лет в самых близких духовных отношениях к незабвенному, в Бозе почившему отцу протоиерею Иоанну Сергиеву (Кронштадтскому)... – Знакомство будущей игумении Таисии с отцом Иоанном Сергиевым произошло в первой половине 1870-х гг., в тот период времени (1872–1878 гг.), когда после пострига в рясофор с именем Аркадия она несла послушание регента в Новгородском Покровском Зверином монастыре. Возможно, это знакомство было обусловлено поисками инокиней Аркадией нового духовного руководителя: 28 декабря 1873 г. был уволен на покой в связи с расстроенным здоровьем ее духовный отец, настоятель Иверского Богородицкого монастыря архим. Лаврентий (Макаров), скончавшийся 2 июля 1876 г.

 112 Ср.: (1Кор. 11:2).

 113 ...отец Иоанн стал ездить на свою родину, в село Сура, для постройки в нем приходского каменного храма. – Точнее, о. Иоанн Кронштадтский стал ежегодно посещать свою родину начиная с 1888 г., когда в Суре была произведена торжественная закладка нового каменного трехпрестольного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. Две ранее существовавшие в Суре деревянные церкви: зимняя во имя свт. Николая XVII в. и летняя в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы XVI в. – совершенно обветшали. Новый кирпичный храм строился на пожертвования почитателей о. Иоанна, и в июне 1891 г. состоялось его торжественное освящение (см.: Хроника посещений отцом Иоанном с. Суры в 1888–1907 гг. // Кронштадтский пастырь. Вып. 1. М., 2002. С. 40–45). В советское время храм был разрушен, сейчас восстанавливается усилиями сестер возрождающегося Сурского Иоанно Богословского монастыря.

 114 ...по Мариинской системе... – Имеется в виду Мариинская водная система, важнейший из водных путей России, соединявший р. Волгу с Санкт-Петербургским портом. В Мариинскую систему входили р. Шексна, Белоозеро, р. Ковжа, искусственные соединения, р. Вытегра, оз. Онежское, р. Свирь, оз. Ладожское и р. Нева. Идея соединения рек Ковжи и Вытегры принадлежала Петру I. Замысел был в основном воплощен при Павле I; строительство окончено в 1808 г. при Александре I (см.: Брокгауз ФЛ., Ефрон ИА. Энциклопедический словарь. Т. XVIII А. СПб., 1896. С. 621–622).

 115 ...арендованный г-ми Л., приглашавшими Батюшку в Рыбинск. – Отец Иоанн посетил Рыбинск по приглашению местной купчихи Липовской.

 116 ...у соборного старосты купца Крохина. – Купец Г.П. Крохин был старостой Череповецкого Воскресенского собора.

 117 (Рим. 15:1).

 118 Песнопение Божественной литургии после возгласа священника «Святая святым».

 119 Ср.: (Пс. 90:15).

 120 Ср.: (Пс. 50:19).

 121 Вообще человек, проходящий жизнь духовную и ревнующий о спасении, должен неослабно внимать себе, то есть замечать все движения своего сердца и ума. – С самого начала своего священнического служения отец Иоанн считал наблюдение за своей внутренней жизнью одной из главных духовных задач. В автобиографии 1888 г. он писал: «С первых же дней своего высокого служения Церкви я поставил себе за правило: сколь возможно искренне относиться к своему делу, к пастырству и священнослужению, и строго следить за собою, за своей внутренней жизнью. С этой целью я прежде всего принялся за чтение Святого Писания, Ветхого и Нового Заветов, извлекая из него назидание для себя как для человека, священника и члена общества. Потом я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства, свои тайные молитвы ко Господу и всегдашнюю немощь и защищение от Него, и свои благородные чувства ко Господу за избавление от искушений, скорбей и напастей» (Автобиография // Воспоминания. С. 9).

 122 Ср.: (Мф. 11:12).

 123 (Пс. 144:18, 19).

 124 С принятием сана начальственного я мало молюсь... – Монахиня Таисия (Солопова) была назначена начальницей Леушинской обители в начале 1881 г. До этого она проходила послушания в различных монастырях: пела на клиросе, была регентшей и учительницей монастырских воспитанниц, письмоводительницей, казначеей.

 125 (Мф. 6:7).

 126 (Пс. 15:8).

 127 Ср.: (2Кор. 6:16).

 128 Я готовил себя к этому с самого начала своего священствования. – В беседе с сарапульскими пастырями отец Иоанн говорил, что желание спасать человеческие души возгорелось в нем при знакомстве с жизнью Кронштадта: «Город этот военный: здесь на каждом шагу встречаешь военных, матросов, мастеровых из гавани и проч. Матросы, большую часть времени проводящие в море, на своих судах, попав на берег, стараются использовать свое свободное время во всю ширь, получить как можно больше удовольствий. Поэтому здесь всегда можно было встретить на улицах пьяных и слышать о многих безобразиях. С первых же дней своего служения мое сердце стало болеть при виде такой нехорошей, греховной жизни, и естественно явилось твердое намерение как-нибудь исправить этот пьяный, но хороший по своей душе народ» (Беседа с сарапульскими пастырями // Воспоминания. С. 12).

 129 (Мф. 5:13).

 130 Ведь вы, Батюшка, давно священствуете, а открыто явились людям не так давно? – Имя отца Иоанна стало известно на всю Россию в середине 1880-х гг. 20 декабря 1883 г. в газете «Новое время» (№ 2807) было опубликовано «Благодар­ственное заявление» от людей, получивших исцеление по молитвам отца Иоанна. После этой публикации с просьбой о молитвенной помощи к отцу Иоанну стали обращаться люди со всех концов России и из-за границы.

 131 (1Кор. 15:10).

 132 …и все видения мои, о которых вы знаете? – Свои духовные видения игум. Таисия описала в автобиографическом сочинении «Записки игумении Таисии, настоятельницы Первоклассного Леушинского женского монастыря» (Пг., 1916). Одно из таких видений, бывшее юной Марии Солоповой во время ее учения в Павловском институте, положило «решительный и окончательный переворот» (С. 9) во всей ее жизни, указало ей будущее призвание. В чудном сне она «увидела себя в каком-то ином мире», лицом к лицу с целым сонмом святых. Мария «увидела подле себя по правую сторону обращенного <...> лицом Спасителя нашего Иисуса Христа» (С. 11), Который благословил ее, коснувшись главы десницей. Знаменательные видения игум. Таисия видела во все переломные моменты своей жизни.

 133 (1Пет. 1:21).

 134 Смотри, какой собор воздвигла ты без всяких средств и в какое короткое время... – Имеется в виду каменный пятиглавый трехпрестольный собор в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре. В 1885 г. Леушинская женская община была переименована в Леушинский Иоанно-Предтеченский женский общежительный монастырь, а начальница обители монахиня Таисия была посвящена в сан игумении. 19 октября того же года игум. Таисии было «разрешено устройство во вверенной ей обители нового каменного соборного храма, на средства благотворителей и остаточную неокладную сумму» (Новгородские ЕВ. 1885. № 20, 30 октября. С. 280). Однако, когда весной 1887 г. игум. Таисия обратилась к митр. Санкт-Петербургскому и Новгородскому Исидору с прошением о разрешении постройки храма в Леушинском монастыре, предоставив ему смету и количество имеющегося материала, митрополит затруднился дать ей свое благословение, ссылаясь на полное отсутствие у монастыря средств для постройки. Игум. Таисия попросила: «Вы только благословите нас; а мы готовы трудиться сколько силы позволяют; мы веруем, что за Ваше Архипастырское благословение и святые молитвы Господь поможет нам, во славу имени Своего!» (Краткие сведения о сооружении каменного трех­престольного Соборного Храма в Иоанно-Предтеченском Леушинском монастыре. СПб., 1891. С. 4). 14 июня 1887 г. преосвященным Анастасием, викарием Нов­городским, при восьмитысячном стечении народа, была произведена закладка храма в честь Похвалы Богородицы с приделами во имя св. Архистратига Михаила и свт. Николая. Строительство велось на пожертвования, собранные по различным городам России сестрами монастыря и его настоятельницей. Игум. Таисия, кроме Петербурга, в котором бывала неоднократно, «посетила все ближайшие к обители города: Устюжну, Весьегонск, Пошехонье, Мологу, Рыбинск, Ярославль, обходя всех благотворителей, могущих помочь ее делу» (Там же. С. 9). Из семидесяти тысяч, потраченных на постройку храма, только четырнадцать тысяч были собраны крупными пожертвованиями (от 100 до 3000 руб.), остальная сумма была собрана мелкими подаяниями. 8 сентября 1890 г. было совершено поднятие крестов на купол храма, а 8 сентября 1891 г. – торжественное освящение храма. Этот храм стал самым большим храмом в России с таким посвящением.

 135 (Ин. 1:29).

 136 (1Пет. 1:21).

 137 (1Пет. 1:13).

 138 Ср.: (1Сол. 5:25).

 139 (Иак. 5:16).

 140 (Евр. 13:8).

 141 (Мф. 4:4).

 142 (Рим. 8;35); (Втор. 8:3).

 143 (Откр. 3:11).

 144 Хлопоты мои о приобретении места в Петербурге для постройки подворья... – Сбор средств и поиск места для построения Леушинского подворья в Петербурге игум. Таисия начала с благословения отца Иоанна в декабре 1891 г. Место на углу Бассейном и Знаменской улиц было приобретено в декабре 1891 г., разрешение на постройку подворья с церковью было получено 16 мая 1892 г. Освящение главного престола храма подворья во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова состоялось 21 ноября 1894 г. (Историческое описание. С. 108–113). В книге И.К. Сурского «Отец Иоанн Кронштадтский» приведен рассказ о благодатной помощи отца Иоанна в строительстве Петербургского подворья Леушинского монастыря: «Когда она надумала строить в Петербурге подворье Леушинского монастыря <...>, то обратилась к отцу Иоанну за благословением, надеясь получить от него и материальную помощь. Отец Иоанн благословил это начинание и дал игумении Таисии два гривенника. Благочестивая старица хотя и смутилась, однако с благоговением завернула два гривенника в платок, веруя, что Господь поможет ее начинанию, которое благословил отец Иоанн. И что же? Нашлось подходящее место для подворья на Бассейной улице в Петербурге; нашлись добрые люди, которые помогли ей приобрести место для подворья; нашлись подрядчики, которые взялись безвозмездно произвести кто каменные, кто штукатурные, кто малярные, кровельные, плотницкие и прочие работы. И скоро на Бассейной улице выросло трехэтажное здание, возглавляемое церковью с дивным резным иконо­стасом из грушевого дерева» (Сурский ИХ. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2008. С. 80).

 145 Он обыкновенно писал мне с родины, села Суры, или из Архангельска о том, куда предполагает заехать, сколько где пробыть и когда приблизительно быть у нас, и на своем ли пароходе или на арендованном... – Так, например, в письме игум. Таисии от 15 июня 1903 г. из Архангельска отец Иоанн писал: «В Суре я пробыл только три дня; вода чрезвычайно упала; нынешний год пришлось ехать на лошадях 300 верст. В Архангельске пробуду двое суток; 17-го выезжаю из Архангельска в Холмогоры к сестре моей родной (состоящей в замужестве за священником) и в Холмогорский женский монастырь. Там – два дня. Оттуда 20 июня отправлюсь в Устюг, там один день, буду там не ранее 24-го, оттуда – в Вологду, числа 27-го; 28-го – в Кубенское озеро и в шлюзы; 29-го, вероятно, попадем в Шексну. 30 июня и 1 июля – Шексной до вашей пристани. В это время и переговорим с тобою. Помоги нам, Боже, во всем. Поклон тебе от всего сердца и всем сестрам, и братии» (Письма отца протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии. СПб., 1909. С. 62–63).

 146 (Мф. 21:9).

 147 Ср.: Тропарь Троичен, песнь 7-я, Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.

 148 Cp.: (1Кор. 13:12).

 149 Там же.

 150 (Исх. 33:23, 20).

 151 (1Кор. 11:31).

 152 (Ин. 1:14, 16).

 153 (Притч. 23:26).

 154 (2Кор. 3:6).

 155 (Еф. 4:13).

 156 (Откр. 3:20).

 157 ...тропарь святому великомученику Феодору Тирону: «Яко хлеб сладкий Троице принесеся»... – Полностью тропарь вмч. Феодору Тирону звучит так: «Велия веры исправления во источнице пламене, яко на воде упокоения святый мученик Феодор радовашеся, огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша».

 158 (Мф. 5:16).

 159 (Мф. 6:3).

 160 (Ин. 20:15).

 161 (Мф. 12:34).

 162 (Ис. 49:15).

 163 (Мф. 7:16).

 164 …вот я все стараюсь отдаляться от своих родных: редко, очень редко пишу им; вот уже 14 лет, как не была у них... – После смерти родителей у игум. Таисии остались младшие брат и сестра. Брат Константин Васильевич Солопов окончил кадетский корпус в Санкт-Петербурге, был женат и имел двух детей, Аполлинария и Анатолия. Константин стал владельцем родовой помещичьей усадьбы Солоповых Абакумове в Боровичском уезде Новгородской губ. Сестра Клавдия Васильевна Солопова окончила Павловский институт благородных девиц, вышла замуж и имела дочь Надежду. Игум. Таисия способствовала браку своей племян­ницы Надежды Миловской с выпускником Новгородской духовной семинарии псаломщиком Иоанно-Богословского храма с. Нагова Старорусского уезда Нов­городской губернии Федором Окуневым. Вскоре после женитьбы Федор Окунев был рукоположен в диаконы к храму подворья Леушинского монастыря в Петербурге; в 1910-х гг. стал священником того же храма. Арестован 9 декабря 1937 г. в Петербурге в сане настоятеля Симеоновской церкви; расстрелян 15 января 1938 г.

 165 (Мф. 10:36).

 166 (Мф. 6:24).

 167 Ср.: (Лк. 9:62).

 168 (1Кор. 13:4, 5).

 169 (Ин. 2:24).

 170 (Мф. 6:34).

 171 Ср.: (1Кор. 10:13).

 172 См.: (Мф. 7:24–27).

 173 См.: (Лк. 23:32–43).

 174 (Пс. 50:19).

 175 Ср.: (Мк. 9:23).

 176 С этими словами он достал из кармана довольно большую книгу <...>, «... Я прощаю усопшего имярек». – Какую именно книгу читал отец Иоанн – неизвестно. Аналогичная история изложена, например, в Киево-Печерском патерике, издан­ном по древним рукописям в переложении на современный русский язык Марии Викторовой (Киев, 1893). В послании Симона, епископа Владимирского и Суздаль­ского, к Поликарпу, Печерскому черноризцу, повествуется о кончине духовного сына, блаженного Онисифора, который, притворяясь аскетом и пост­ником, «в тайне <...> ел и пил, и худо препровождал лета своей жизни». «В один день, совсем здоровый, он умер без причины, и такой смрад был от тела, что никто не мог приблизиться к нему». Когда пресвитер Онисифор и игумен Пимен «решили насильно привести кого-нибудь (добровольно никто не мог приблизиться к той горе, где была пещера), чтобы, вытащив вон это тело, бросить его в воду», явился св. Антоний и сказал: «Смиловался я над душой этого брата, потому что не могу нарушить обета моего: я обещался вам, что всякий, положенный здесь, будет помилован, хотя бы и грешен был. <...> никто из монастыря сего не будет осужден на муку. Господь говорил ко мне, и я слышал голос Его: Я тот, Который сказал Аврааму: ради двадцати праведников Я не погублю города. Тем более ради тебя и тех, которые с тобою, помилую и спасу грешника: если в твоем монастыре постиг­нет его смерть, – он будет в покое» (Киево-Печерский патерик по древним рукописям: в переложении на современный русский язык Марии Викторовой. Киев, 1893. С. 27–29).

 177 Ср.: (Евр. 2:1).

 178 Ср.: (1Кор. 11:2).

 179 (Лк. 22:31).

 180 Ср.: (Мф. 6:29–30).

 181 (Мф. 6:33).

 182 Ср.: (Мф. 10:41).

 183 (Евр. 6:10).

 184 Ср.: (Зах. 2:8).

 185 ...святой Игнатий Богоносец и лично просил, и писал в своем послании к римлянам-христианам, когда они хотели освободить его от предстоявшей ему мученической смерти: «Не возбраняйте ми (то есть не мешайте мне прийти к Господу), хощу быти измолен (то есть измолот) зубами зверей, да буду в жертву благоприятну Господу моему!» – Св. Игнатий, в 67–107 гг. бывший епископом Антиохийской церкви, был арестован по приказу императора Траяна, заключен в узы и отправлен в Рим, где был отдан в цирке на растерзание зверям. Послание к римским христианам было написано им по дорогое из Антиохии в Рим. Поводом для написания послания было полученное св. Игнатием известие о том, что римские христиане вознамерились ходатайствовать за него и просить об отмене императорского повеления. В четвертой части послания он писал: «Оставьте мне быть пищею зверей и достигнуть чрез них Бога. Я пшеница Божия, и пусть измелят меня зубы зверей, чтоб я соделался чистым хлебом Божиим» (Послания святого Игнатия Богоносца. Казань, 1855. С. 126–127).

 186 ...здесь были учительские курсы... – Речь идет о временных педагогических курсах для учительниц Череповецкого, Устюженского, Белозерского и Кириллов­ского уездов Новгородской епархии. Курсы проходили по благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Гурия в Леушинском женском монастыре с 27 июня по 26 августа 1903 г. В программу курсов входили Закон Божий, русский язык, арифметика и пение. Игум. Таисия, попечительница курсов, предоставила в распоряжение курсисток помещение женского училища при Леушинском монастыре (Новгородские ЕВ. 1903. № 21. Ч. неоф. С. 1238).

 187 ...случившийся в то время у нас в монастыре г-н МА. Гольтисон. – Михаил Александрович Гольтисон, выпускник императорской Петербургской консерва­тории, был приглашен игум. Таисией в Леушинский монастырь в качестве руководителя курсов пения для учительниц церковноприходских школ. К приезду отца Иоанна Гольтисон разучил с курсистками хоровую пьесу собственного сочинения на слова игумении «Как Петр, я в море утопаю...» По свидетельству очевидцев, исполнение пьесы чрезвычайно тронуло Батюшку (Котлин. 1903. № 162, 18 июля). В письме к отцу Иоанну от 10 ноября 1903 г. Гольтисон писал: «Я имел высокое счастье провести с Вами несколько дней. Этих дней я никогда не забуду. Осмеливаюсь представить на Ваш суд мои две музыкальные пьесы духовного содержания. Они написаны для школы народных чтений, религиозно-нравственных бесед и т. д.» (ЦГИА СПб., ф. 2219, on. 1, д. 28, л. 28–29).

 188 Во всей здешней местности появилась сибирская язва. – О появлении в Черепо­вецком уезде Новгородской губ. летом 1903 г. сибирской язвы сообщал в журнале Новгородские епархиальные ведомости свящ. Запогостной церкви Череповецкого уезда Василий Рябинин: «Нынешним летом Череповецкий уезд постигла кара небесная – сибирская язва на домашний скот, составляющий самое дорогое богатство деревенского жителя. От этой незваной и страшной гостьи особенно пострадала северо-восточная часть уезда и в том числе деревни вверенного мне прихода. Между ними можно было видеть такие, в коих падало по целым десяткам лошадей <...>. И вообще нужно заметить, что рогатого скота меньше падало от сибирской язвы, чем лошадей. При появлении сибирской язвы, когда еще не было речи о медицинской помощи, страшная паника овладела населением моего прихода. Около 15-х чисел июня месяца народная паника достигла своего высшего апогея» (Рябинин Василий, свящ. Народное бедствие и обращение к Церкви раскольников // Новгородские ЕВ. 1903. № 16. Ч. неоф. С. 934).

 189 Ср.: (Мк. 9:23).

 190 (Пс. 115:2).

 191 (Пс. 115:3).

 192 …какой неправильный перевод: “Аз рек во изступлении моем’ – переведено “я сказал в безумии моем» – ведь это совсем не то? – В русском синодальном переводе 2-й стих 115 псалма переведен следующим образом: «Я сказал в опрометчивости моей».

 193 ...тревожные мысли о загробной участи моей матери, которая, будучи вполне религиозной христианкой, в то же время сильно противилась моему уходу в монастырь и не хотела дать мне на это своего благословения. – История отношений игум. Таисии с матерью изложена ею самой в автобиографических записках. Виктория Дмитриевна Солопова (урожд. Пушкина) не отпускала свою старшую дочь в монастырь, не желая расстаться с нею; она несколько раз давала и забирала свое благословение. Окончательное решение она приняла благодаря видению Богородицы, о котором рассказала дочери следующее: «В ночь на 1 февраля <...> я была очень встревожена странным видением и голосом, порицающим меня за тебя, Машенька, то есть за то, что я не хочу отпустить тебя в монастырь. Едва дождалась я рассвета и тотчас приказала заложить лошадей, чтобы ехать в Иверский монастырь к отцу Лаврентию, думая поговорить с ним от души да помолиться Царице Небесной. Вот там, с благословения Владычицы, я и дала обещание не удерживать тебя более». (Игумения Таисия. Автобиографиче­ские записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. М.: Отчий дом, 2007. С. 80.)

 194 (Еф. 6:12).

 195 С пристани «Борки» мы поехали на пароходе к Рыбинску и вниз по Волге на далекую Каму, куда приглашали Батюшку. – В 1908 г. отец Иоанн путешествовал по Волге и Каме на пароходе «Талант», принадлежавшем елабужским купцам Стахеевым. 1 июля отец Иоанн совершил Литургию в имении Стахеевых «Святой ключ» (Котлин. 1908. № 149, 3 июля).

 196 Вероятно, описка: издала.

 197 Все таковые ответы и указания я помню, и записаны они у меня для памяти, а

 объявить их для всех, тем более в печати, я не решаюсь. – Авт.

 198 …к бывшему тогда архиепископу Новгородскому Феогносту... – Владыка Феогност (Лебедев; 1829–1903) – архиепископ Новгородский и Старорусский с ноября 1892 г.; с августа 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий.

 199 Печатается по изданиям: Таисия, игумения Леушинского монастыря. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893; Таисия, игумения. Пре­бывание отца протоиерея Иоанна Сергиева в Леушинской обители в 1899 году // Русский паломник. 1899. № 35; Таисия, игумения. Светлой памяти отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1909; Беседа отца протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. С присовокуплением описания некоторых особенных событий из жизни игумении Таисии. СПб., 1909; Таисия, игумения. Светлой памяти доброго Крон­штадтского пастыря // Кронштадтский пастырь. Б/г, № 18.

 200 Ср.: (Мф. 12:33).

 201 Ср.: (Гал. 5:24).

 202 Ср.: (Иер. 13:23).

 203 (1Кор. 3:17).

 204 (1Кор. 3:16).

 205 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства.

 206 Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.

 207 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.

 208 Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского жен­ского монастыря: Автобиография. Пг., 1916. С. 3.

 209 Там же. С. 4.

 210 Записки игумении Таисии... С. 6.

 211 Там же. С. 8.

 212 Там же. С. 12.

 213 Там же. С. 13.

 214 Там же. С. 17.

 215 Записки игумении Таисии... С. 100.

 216 См. наст. изд. С. 50.

 217 Историческое описание Иоанно-Предтеченского первоклассного Леушинского женского монастыря Череповецкого уезда Новгородской губ. Изд. 3-е. СПб., 1907. С. 34.

 218 Там же.

 219 Там же. С. 73.

 220 Там же. С. 83.

 221 Историческое описание… С. 119.

 222 Памяти игумении Таисии: Некролог // Новгородские епархиальные ведомости. 1915. № 5. С. 186–187.

 223 См. наст. изд. С. 51.

 224 Письма отца протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии. СПб., 1909. С. 18.

 225 Кронштадтский пастырь, 1915. № 4. С. 67–73.

 226 Кронштадтский пастырь. 1915. № 4. С. 64.

 227 См. наст. изд. С. 86.


Часовня Казанской иконы Божией Матери
архитектурного комплекса «Пояс Богородицы»,
дер. Засурье, Архангельская обл.
Фото Сергея Алексеева, Иоанновская семья СПб,
Крестный ход «Пояс Богородицы»-2023.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово» 2024

Пожертвование финансовое Пожертвование трудом Оформить приглашение
Дата Время Количество человек
10 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
11 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
12 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+