Отчего неверие и лукавство противны Богу
Александра Нарцизова.
Воспоминания духовных чад о св. прав. Иоанне Кронштадтском
«С благословения преосвященного владыки, обращаю к вам сегодня, братия архангельские – родные земляки, немощное слово мое; с чего же начну его, что сделаю предметом слова? Началом будет нынешнее Евангелие, или слово о вере римского сотника, язычника, силою которой он испросил у Господа исцеление слуги своего. Господь похвалил веру сотника и поставил ее в пример всем евреям, воспитанным искони в вере и бесчисленных чудесах и благодеяниях веры и не имевших ее настолько, насколько имел язычник, не наученный вере. Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры, – сказал Господь стоявшему народу. В чем же секрет, достоинство, превосходство веры сотника, столь угодной Господу, что Он Сам удивился ей и тотчас исполнил желание и просьбу сотника, сказав ему: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И слуга его выздоровел в тот час (Мф. 8:5–13).
Секрет – сила благоприятной веры в смирении, простосердечии, добросердечии, сострадательности, твердой, непоколебимой и разумной веры сотника. Примечайте! Господин сам приходит к Господу и просит за своего слугу, усердно, неотступно, с верою в неисследимую благость и силу Господа; он как бы говорит Ему: если люди исполняют то, о чем мы их просим или приказываем им сделать, по природе злые и малосильные, то Ты ли, сущая благость и сущее всемогущество, Коего мановению все повинуется, Ты ли не исполнишь моей просьбы, хотя я и недостоин; ибо Ты Сам сказал: если вы, будучи злы, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящым у Него (Мф. 7:11)! Вот в чем секрет, вот в чем благозвучная струна сердца сотника, тронувшая сострадательное сердце Господа, испытующего сердца и утробы наши. Недаром ее Господь поставил в пример всем будущим родам до скончания мира.
Будем и мы с такою верою просить Господа, с таким смирением, покаянием и с такою искренностию, твердостью, с таким состраданием и милосердием к ближнему, и мы непременно получим, да и получаем всегда, если так просим, ибо верен Господь в словах Своих, сказав: Просите, и дастся вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7). Отчего же вере или верующим и просящим таким образом предоставлено получить милость и помощь Божию, а сомневающимся и неверующим не дано этого? Причина простая: подобное соединяется с подобным, то есть с Господом, праведное с праведным или ищущим правды, чистое с чистым, или искренно желающим чистоты. Сосуд нечистый и закрытый не может очиститься, если он не раскроется и не вытечет из него нечистота.
Так сердце человека, открытое верою и покаянием, сердце сокрушенное, источающее слезы покаяния, сподобляется очищения и святости, а тело – исцеления; а сердце, закрытое сомнением и неверием, ожесточенное, остается нечистым и недоступным благодати Святого Духа, ибо кое общение света ко тьме, правды к беззаконию, или кая часть верну с неверным? (2Кор. 6:14, 15). И человек-грешник понимает теперь, отчего так сильна вера с молитвой и покаянием и преклоняет Господа на милость к нам.
Оттого, что мы, произвольно удалявшиеся от Господа грехами своими, через молитву веры приближаемся к Нему, и Он, как Всеблагий, также приближается к нам; очищает от нечистоты греха, освящает, исцеляет, укрепляет, изменяет на лучшее; потому что Он сотворил нас свободными и добровольно обращающихся принимает в Свое общение и подает блага, а коснеющих в грехах, лукавых и неверных отвращается и лишает благодати как недостойных. Чрез искреннюю веру и молитву с покаянием человек может все получить от Господа, всякую благодать и милость: хочешь ли получить от Бога дар слова во спасение свое и других? Получишь, ибо сказано в Писании: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:38). Хочешь ли исцелиться от болезни или получить дар исцелять других? Молитваверы спасет болящего, чему мы видим бесчисленные примеры и ныне.
Хочешь ли победить свои страсти, борющие тебя? Молись с верою, борись, противустой, не поддавайся и победишь: “...мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! (Антифон, глас 4-й, из последования утрени)” Так святые были подобострастные нам люди, но молитвой веры, постом, бдением, смирением, терпением победили в себе страсти и достигли бесстрастия и святости и вечной блаженной жизни: ибо они твердо веровали в жизнь будущего века и в Праведного Судию и Мздовоздаятеля и подвизались неослабно, и нас примером своим поучают не ослабевать в подвигах земной жизни, краткой, как дым исчезающей и данной для приготовления к будущей жизни, бесконечной.
Таким образом, с покаянием вера соделала грешников праведниками, блудных целомудренными, пьяниц трезвыми и трудолюбивыми, злых добрыми, завистливых искренно доброжелательными ко всем, малодушных мужественными, слабых сильными; с молитвой да покаянием искренняя вера в Бога всегда творила чудеса в людях, делая в них спасительную перемену в душах и телах их: так будем веровать и так будем угождать Богу своею верою. На конце моего слова позволю себе приветствовать вас, добрые архангелогородцы, с новым архипастырем; будем молить за него Верховного Пастыреначальника, да дарует его, ангела церкви Архангельской, цела, здрава, благоденствующа, правоправяща слово истины. Аминь».
Кто не знает, кому хотя раз пришлось присутствовать при произнесении отцом Иоанном поучения, как неотразимо благотворно действует на душу каждого не только его голос, который, говорят, проникает в самую глубину сердца, но и вся его вдохновляющаяся при этом внешность, тот легко поймет, с каким глубоким вниманием и благоговением архангельцы слушали своего родного и великого проповедника: куда ни взглянешь – везде плакали, даже городовые, эти невозмутимые блюстители порядка, и они украдкой утирали рукавами катившиеся у них слезы.
После обедни все священники собором, с архипастырем во главе, вышли на амвон. Один из священников держал в руках старинный образ Святой Троицы в серебряной ризе. Владыка обратился к отцу Иоанну с речью, в которой, как мне потом передавали, просил его принять святую икону от лица всего духовенства в знак их благодарности за все его заботы и попечения о них; отец Иоанн благоговейно поклонился в землю святой иконе и приложился к ней. В тот же день 13 июня, в 4 часа, к Шольц приехали проститься с отцом Иоанном архиерей и бывший архангельский губернатор князь Голицын, он еще на освящении храма был у отца Иоанна в Суре.
В 6 часов вечера архангельцы проводили отца Иоанна в его дальнейший путь. Пароход Макаровых был, по причине мелководья в Пинеге, маленький, и нам пришлось поместиться в одной каюте с отцом Иоанном; его помещение в передней части каюты отделено было только драпировкой. К ночи все стали устраиваться на ночлег: я было поместилась на лавке, как и все, но вскоре встала, совесть и рассудок не дали мне уснуть, да и действительно, могла ли я недостойная и грешная ложиться наравне с таким великим избранником Божиим. На другую ночь я ничего не придумала лучшего, как под предлогом, чтобы другим дать место, забралась под стол, чем всех насмешила, тут оказалось очень удобно, и я уснула как убитая.
Когда на следующий день утром мы стали с отцом Иоанном все чай пить, я ему и говорю: мне, Батюшка, и под столом чудно как хорошо было спать, он улыбнулся и сказал, как мне передали, тебе маленькой везде хорошо. 14-го утром мы приехали в Матигоры (в семидесяти верстах от Архангельска) к сестре отца Иоанна А.И.; добрая старушка и ее муж, как лунь седой священник1, приняли вместе с отцом Иоанном и нас всех с истинно родственным радушием, у них отец Иоанн служил заутреню и обедню. После обеда он долго гулял и любовался поистине чудной картиной, расстилавшейся внизу, на сколько только мог хватить глаз.
Село Матигоры очень метко носит свое название; оно расположено на высокой горе, с него дивный вид на Северную Двину с ее бесчисленными островами и рукавами. Благословенная река – эта Северная Двина, по которой мы ехали от Устюга до Матигор, она широка как море, и мне говорил один коренной архангелец, спутник отца Иоанна, что от Матигор до Вавчуги Северная Двина имеет ширины 12 верст. Тут она разделяется на четыре рукава, и все острова покрыты лесами и лугами, на некоторых стоят села и деревни.
Четверо суток мы ехали от Архангельска до Суры, – и что это за приснопамятные и дорогие были дни! Отца Иоанна никто не беспокоил, и он или читал, или весь был сосредоточен сам в себе, и только во время принятия пищи он был весел и разговорчив с нами. Глядя на него и мы все смирно сидели, и часто каюта у нас имела вид как бы домашней церкви: одни молились, другие читали святые книги, третьи писали, к последним и я присоединилась. Меня очень заинтересовала проповедь, произнесенная отцом Иоанном в Архангельске, и я попросила у него позволения списать ее, он охотно позволил; с радостью я принялась за эту работу.
Проповедь была писана отцом Иоанном собственноручно, и я, некоторые слова не умея разобрать, обращалась к нему за разъяснением, и каждый-то раз он ласково сам писал мне непонятные для меня слова, становясь иногда при этом на колени, так как я, за неимением другого места, писала на лавке. Вот до чего смирен и прост этот дивный человек! И этим-то именно он «стяжал себе смирением высокая и нищетою богатая» (Общий тропарь святителям, глас 4-й). Ведь было время, когда и он испытывал нищету, которая, однако, не мешала ему делиться с бедняками последним.
В дороге отец Иоанн ничего мне не указывал, не наставлял и даже очень мало говорил со мной; но между тем живым примером на каждом шагу учил меня истинному посту, молитве, смирению и воздержанию во всем. Действительно, если в нас есть хотя сколько-нибудь твердости духа, искреннего желания по мере сил подражать отцу Иоанну, то и среди мира и его суеты мы можем угодить Богу; для этого только одно и нужно – здравый разум, соединенный с добрым, любящим Бога и ближнего сердцем, – остальное, право же, все само приложится нам.
15 июня мне очень хотелось Батюшку чаем угостить, и я решилась просить его об этом; он охотно согласился, и спасибо ему от Бога и меня грешной. Он первый понял мою искреннюю любовь угощать всех, чем мне Бог пошлет, и давай у меня сам всех спутников по очереди чаем поить. Я была просто в восторге, что в первый-то раз мне Бог послал такого дорогого и щедрого хозяина. Ведь не мог же до сих пор меня никто понять! 16 июня остановились у Усть-Покшеньги: отцу Иоанну надо было побывать там у благочинного и посетить одного священника – своего товарища по семинарии2; а пароходу он велел ехать дальше и принять его у известного места.
Мы поехали, да и потеряли его. На Пинеге в этом месте идут острова. Часа три или четыре мы взад и вперед гуляли; пароход то и дело давал свистки. Наконец издали увидели его, идущего в сопровождении целой толпы поселян. Все мы несказанно обрадовались; живо пароход причалили, соскочили на берег, и все побежали к нему; отец Иоанн весело нас встретил.
17 июня в 5 часов утра приехали в Веркольский монастырь. Архимандрит с братией встретили отца Иоанна на пристани и направились в церковь, где сейчас же и началась заутреня. Рада я была всем сердцем, что Господь в третий раз мне приводит вместе с отцом Иоанном помолиться пред мощами праведного отрока Артемия, жизнь которого хотя и коротка была, но полна назидания. После заутрени отец Иоанн осматривал вновь строящийся собор и всходил высоко на подмостки, куда рабочие в то время носили кирпичи; глядя на них, и мы принялись на память таскать на верх кирпичи. После обедни архимандрит с отцом Иоанном и нас всех пригласил к себе, у него чай пили и обедали.
Когда пароход пошел, я уже и в каюту не заглядывала: все смотрела вдаль, – ведь сегодня мы должны приехать в Суру! Сильно у меня сердце билось... Отец Иоанн тоже все был на палубе; к четырем часам все собрались около него. Вот проехали последнее село с деревянною церковью; вот миновали Засурье; пароход круто повернул направо, и Сура как на ладони открылась перед нами. В эту минуту раздался торжественный, точно в Пасху, колокольный звон в Суре. Отец Иоанн радостно снял шляпу и стал молиться на три почти рядом стоящие храма: два от древности совсем почерневшие и третий, посреди них стоящий, как снег белый, величественный храм.
Потом обратился к нам и сказал: «Покорно прошу ко мне в Суру!» – и всем подал руку. Не выразить словами, что я тогда чувствовала при виде этой поистине для меня земли обетованной и с радостными слезами поцеловала дорогую для меня землю. Все суряне высыпали с духовенством во главе встречать своего великого земляка. С парохода отец Иоанн проехал прямо в новую церковь. Господи, как она величественно чудно хороша. При входе в нее невольно радостно в душе скажешь слова Приснодевы Марии: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе – Спасе Моем (Лк. 1:46–47)! И живо мне напомнила храм святого Тихона Задонского в Задонске.
Помолившись в церкви, отец Иоанн, нисколько не отдохнув, прошел в только что выстроенную церковно-приходскую школу3 и, осмотрев ее во всех подробностях, отправился в другие места по своим делам, которых у него в Суре оказалось «по горло», да и во все время, проведенное им в Суре, он с утра до ночи был в хлопотах; во все он входит сам непосредственно, ничто не ускользнет от его внимания: вся Сура для него как бы один его дом, все и всё ему там дорого и близко сердцу. Только к вечеру он вступил в приготовленный для него дом, куда и нас забрал с собой.
Я душой была рада, что Бог привел меня наконец под одну кровлю с отцом Иоанном, да еще в придачу в его благословенной Суре! Хозяин он самый радушный, какого я, право, на своем веку и не видывала: обо всем сам позаботится, везде сам хлопочет, и все время был веселый и радостный, и для нас всех все четыре дня в Суре были как первый день светлого праздника, поистине была точно Пасха. Поселяне, которых отец Иоанн щедро оделял деньгами, толпами ходили в праздничных нарядах.
18 июня, да и во все следующие дни отец Иоанн сам служил Литургию, а на утрене читал и пел на клиросе. Господи, что за дорогие и незабвенные были для меня эти дни! Я только и дожидалась, когда отец Иоанн пойдет в церковь: как увидишь его стоящего на клиросе или служащего перед престолом, все земное забудешь, точно он тебя оторвет от земли и, слившись своей пламенной молитвой с твоей слабой и немощной, унесет тебя куда-то выше всего земного.
Истину говорю: во всю мою жизнь я не пролила столько слез истинной радости, сколько за эти три дня в этом дивном храме. 19 июня, после обедни, отец Иоанн совершил панихиду в только что устроенной часовне над могилой своего отца и литию на могиле своего деда – священника отца Михаила. Весь этот день в школе шла кипучая работа: учитель и вновь прибывшая учительница разбирали и приводили в порядок книги и учебные пособия, писали, принимали и записывали мальчиков и девочек, которых в первый же день поступило, как мне сказали, 60 человек. Не могла я налюбоваться на эту школу: комнаты большие, высокие, светлые, и вся она так просто, удобно и практично устроена, что сделала бы честь любому городу.
После обедни многочисленные иконы торжественно были перенесены в школу, там отец Иоанн сам указывал, куда и какой образ поместить. Последнюю ночь в Суре мы почти и не спали; все мы – его спутники – готовились к принятию Святых Таин. В 5 часов утра все поднялись. За Литургией отец Иоанн сделал нас всех причастниками Святых Тела и Крови Христовых. Как я горячо благодарила Бога, что Он сподобил меня опять исповедаться у отца Иоанна и причаститься в дорогом для меня сурском храме. В конце обедни отец Иоанн сказал поучение на слова Евангелия: оставьте детей приходить ко Мне (Мк. 10:14).
«Когда Господь наш Иисус Христос ходил по земле во плоти, тогда приносили к Нему родители и сродники детей, чтобы он прикоснулся к ним, а ученики Его иногда не допускали приносящих.
Увидев это, Господь вознегодовал и сказал: оставьте детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное. Видите, как приятны Ему дети по их невинности, простосердечию, незлобию и послушанию. Господь поставлял иногда детей в пример взрослым и говорил: если вы не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф. 18:3), то есть если не сделаетесь смиренными, простыми, незлобивыми, послушными, добрыми в глубине души, то не войдете в Царство Небесное.
Поэтому я радуюсь, что при моем служении подносят детей к причащению Святых Таин, ибо приносящие исполняют волю и желание Самого Спасителя. Приносите же, отцы и матери, и впредь ваших детей к Причастию! Через причащение ваши дети освящаются, просвещаются Божиим светом, приближаются и присвояются Богу, ограждаются от греха, укрепляются и делаются причастниками Царствия Божия.
Вот в вашем селении устроена и учреждена ныне для детей церковно приходская школа для обучения грамоте и рукоделию, с содержанием бедных отдаленных детей в зимние месяцы на счет сумм, положенных на школу. Эго великая милость Божия в таком темном, удаленном от места просвещения углу России, где невежество и раскол свили себе широкое гнездо и где бедность увеличивается с каждым годом. Благодарите же Бога Промыслителя за милость Его к вам, суряне. Ваши учащиеся дети принесут вам со временем великую отраду и радость своею грамотностью и рукоделием, своим благочестием и преданностью Церкви Божией, верной руководительнице к Богу и вечному спасению.
Пусть же дети ваши приходят к Богу и будут впредь отрадою, опорою и утешением ваших семейств. А за меня, устроившего и обеспечившего в будущем содержанием ваше училище, молите Бога, да продлит дни мои во здравии и во всяком благоспеянии на лета и лета. Аминь».
При последних словах вся церковь заволновалась, все начали горячо на коленях молиться. После обедни, при колокольном звоне, отец Иоанн с крестом в руках и все духовенство в полном облачении и с пением направились в школу. Там в главной комнате перед большим образом всех святых был отслужен водосвятный молебен, и отец Иоанн окропил сам весь дом. Потом он произнес теплое задушевное поучение учителю и учительнице, прося их усердно заниматься с вверенными их попечению детьми.
После чего Е.О. Корелин, как уполномоченный от епархиального начальства, произнес речь4; он говорил искренно и горячо, и отец Иоанн сердечно его поблагодарил. Потом стали по списку вызывать поступивших в школу детей; отец Иоанн возлагал на голову каждого свою руку, как бы в свои руки их принимая; всем детям и народу были розданы Евангелия и Псалтири, и разные религиозные книжки. Когда все кончилось, отец Иоанн вступил в свой дом и, открыв окно, перекрестился. Я выглянула в окно; сердце у меня замерло. Вся площадь была залита народом, сошедшимся со всех сторон. Увидя отца Иоанна в окне, все упали на колени и со слезами благодарили его за школу.
В народе, говорят, только и были слышны слова: «Спасибо тебе, Батюшка! Спаси тебя, Господи! Помилуй тебя Бог!» А он им отвечал: «Зачем мне кланяетесь, Бога благодарите!» Благословлял их, кланялся и сам крестился. По загорелым грубым щекам мужиков слезы ручьем катились... Отец Иоанн видимо до глубины души был тронут этой искренней горячей благодарностью сурян, и действительно, это неподдельное выражение искренней благодарности не поддается описанию, и ее без слез невозможно было видеть.
Много мне приходилось слышать о том, что серый мужик не умеет ни чувствовать, ни выражать благодарности, – большая несправедливость. Если ему сделать действительную пользу или помочь в нужное для него время, то он гораздо глубже умеет чувствовать, ценить и высказывать свою благодарность, чем любой привилегированный умник, чему живое доказательство было тогда у меня перед глазами: от поклонов вся площадь, как море, волновалась. Гостей у отца Иоанна набралось много, и он всех радушно угощал чаем и завтраком. После чего все разошлись, а мы стали собираться в дорогу.
В 6 часов вечера мы с отцом Иоанном, помолясь, отправились на пароход: вся масса народу побежала к берегу; многие чуть не в воде кланялись ему в ноги. Отец Иоанн со всеми прощался, всех благословлял и еще долго, говорят, на удалявшемся пароходе был слышен прощальный звон звучных сурских колоколов. Отец Иоанн не мог оторваться глазами от его дорогой родной Суры, и долго, долго он все еще смотрел в ту сторону как бы молясь, чтобы Господь рассеял мрак этой темной стороны и просветил бы светом Своего просвещения. И я искренно верю, что недалеко уже то время, когда не останется ни одного раскольника, и от разумно принятых мер народ будет жить в довольстве своим трудом.
Часа три мы ехали благополучно, но тут пароход сел на мель. Все мы перебрались на берег и стали на канате тащить пароход, а отец Иоанн на нем работал багром. Часа два бились и стащили-таки его, но к ночи – опять врезались в песок. (Перед этим стояли жаркие дни, и вода сильно сбывала.) Отец Иоанн почти и спать не ложился, всю ночь молился; и вымолил же у Бога дождь!
Утром добрались до Веркольского монастыря, там отец Иоанн отслужил заутреню и обедню. И что же? Ветер поднялся резкий, холодный против течения реки, нагнало туч, и едва мы вернулись на пароход, дождь как из ведра полил, почти весь день он шел: вода поднялась, и пароход сначала хотя и часто еще останавливался, но потом свободно шел. Глядя на дождь, я живо вспомнила слова святого апостола Иакова: Илия был человек подобострастный нам, но с верою помолился, и небо дождь дало (Иак. 5:17). Вот и ныне между нами явился человек, по-видимому подобострастный нам, но силою своей молитвы и веры подходит к силе молитвы Илии...
Что это для меня был за приснопамятный день; сидя целый день вместе с отцом Иоанном закупоренные в каюте, мы были точно в раю. Сначала отец Иоанн все читал, и мы тихо все сидели, каждый за своим делом; к вечеру Батюшка оставил чтение и стал по каюте ходить; он был весел и со всеми разговорчив, много рассказывал, и мне передавали, что каждое его слово было глубоко назидательно. А я, ничего не слыша, только глядела на него и от всей души желала, чтобы этот блаженный вечер продолжался бы хоть целую вечность.
Никогда мне не забыть 21 июня! 22 июня погода была хорошая. Надо заметить, что пароходы там часто останавливаются в деревнях, или просто у берега для приема дров. Обыкновенно дрова носят поселяне, с которыми собирается толпа детей. Отец Иоанн всегда щедро и ласково всех их оделяет деньгами, с иными разговаривает. Глядя на то и дело повторяющиеся передо мной эти сцены, я с грустью вспомнила, как некоторые люди мне говорили, что отец Иоанн предпочитает только богатых, – какая это возмутительная несправедливость: шестой год вижу совершенно противоположное. Правда, и к богатым часто он с искренней любовью и вниманием относится, но ведь всякий знает, что и среди миллионеров есть своего рода бедняки, вот к этим-то несчастным он сердечно и относится. Но в действительности, бедный люд ближе к его сердцу, – это его поистине родимые детки; везде он с ними прост и добр, так и тут при каждой почти остановке с ними поговорит; но иногда пароход останавливается у совсем пустынного берега, где ни души нет, тогда мы, чтобы не томить Батюшку напрасным стояньем на одном месте, пока рабочие парохода наносят дров, отправляемся все на берег и в несколько минут целую гору натаскаем дров. Хорошо мне было, почти все спутники отца Иоанна были земляки его, все добрые, необидчивые северяне.
Ночь с 22 на 23 июня была последней для нас на берегах Пинеги; почти никто и спать не ложился, с отцом Иоанном наблюдали закат и восход солнца. Проезжали сначала мимо громадных гор железной руды, совсем красного цвета, потом мимо ослепительно белых алебастровых и гипсовых. Боже мой, что это за горы! То они идут на целую версту неприступными крепостями и вдруг обрываются глубокими ущельями, покрытыми густой зеленью, то громадными утесами, которые того и гляди, кажется, готовы рухнуть над нашими головами; у подошвы их понаделаны природой причудливые пещеры; то высятся прямо в небо колоссальные замки самых фантастических форм и очертаний, и над всем этим волшебным миром высоко на верху стоит дремучий лес, а еще выше светлое, синее северное небо. Никакой художник в мире не в силах начертать этой дивной картины, которую Господь создал единым словом Своим.
Да будут горы! Какого бы бесчувственного материалиста – невера – ни поставили бы тогда на наше место, и у того, мне кажется, глядя на эти горы, душа прониклась бы благоговением к дивному творчеству Божию. Отец Иоанн в благоговейном восторге смотрел на эту чудную, ни с чем несравнимую, неописуемую живую панораму убегавших гор и только изредка крестился. Потом обратился ко мне и весело сказал: «Опиши это». А я до того была очарована никогда не виденным мною чудным зрелищем, что и слова не могла сказать и только произнесла: «Вразумите». Он посмотрел на меня и положил свою руку мне на голову. Глядя на все это, только и можно было вместе с Давидом повторять 103-й псалом, который как нельзя более шел к этому щедрому творению Божию5.
Когда солнце взошло уже высоко, мы легли отдохнуть, но не надолго, потому что подъезжали уже к Холмогорам; там отец Иоанн сейчас же отправился в Успенский женский монастырь, где совершил заутреню и обедню; после нее старушка-игуменья с искренним радушием пригласила с отцом Иоанном и нас всех обедать6. Самое хорошее и радостное впечатление произвели на меня на таком дальнем севере и теплое радушие доброй игуменьи, и ее келии простые, чистые, светлые.
После обеда отец Иоанн поехал проститься к своей сестре А.И. в Матигоры, а мы с Е.О. Корелиным и учительницей из Суры отправились осматривать собор Преображенский, который замечателен тем, что в нем хоронят архангельских архиереев7, начиная с первого Афанасия, основателя женского Успенского монастыря в Холмогорах8. Теперь там положено уже одиннадцать архиереев и над каждой гробницей помещен портрет почившего и икона святого, имя которого носил покойный. Мысль эта мне очень понравилась.
Все архиереи как бы живые стоят вдоль северной и южной сторон храма, а посредине помещается их архиерейская кафедра; еще в этом храме замечательны хоры, которые помещаются не на западной, как обыкновенно, а на восточной стороне, над алтарем. В теплой церкви во имя двенадцати апостолов меня удивил иконостас: он весь состоит из сквозной резьбы, и только иконы составляют собою единственные глухие места. Оригинальность этого иконостаса мне очень понравилась.
Потом мы пошли гулять, и я с высокого берега любовалась на Денисовку, которая как раз расположена против Холмогор, – родину нашего бессмертного Ломоносова; очень мне хотелось побывать в ней, но времени было мало, а Северная Двина в этом месте очень широка, и я удовлетворилась тем, что полюбовалась на знаменитых холмогорских коров да запаслась лепешками, которые носят название «холмогорские тетерьки», и вернулась на пароход.
Тут к нам поступил новый пассажир, еще не старый господин. Вскоре отец Иоанн приехал, и пароход пошел. Вдруг кто-то приходит в каюту и говорит мне: новый пассажир совсем помирает, дайте святой воды, освященной отцом Иоанном. Я налила в чашку и пошла наверх: вижу – больной сидит у борта парохода и у него сильно идет горлом кровь, а потом и носом, он был в каком-то исступлении и бессознательно водил руками.
Позвали отца Иоанна. Он подошел, сначала больного напоил простой водой, потом три раза крестообразно дунул ему в лицо, положил ему на голову свою руку и, помолившись, напоил его святой водой: кровь сразу перестала идти, больной успокоился и к вечеру видимо поправился. Когда я потом увидела его в вагоне между Вологдой и Ярославлем, то спросила, как он себя чувствует. Он мне написал: «По молитве отца Иоанна, я теперь здоров; но попросите Батюшку, чтобы он помолился о многогрешном Артемии, – я неудачник в жизни». Я успокоила его. Так этот случай, происшедший на моих глазах, меня поразил!
В тот же день к ночи мы приехали в Архангельск. В Суру из Архангельска сопровождали отца Иоанна сын и дочь хозяина парохода – Макаровы; они просили Батюшку остановиться у них, на что он согласился, и пароход въехал прямо к ним во двор (дом расположен у самого берега Северной Двины, так что у реки и забора нет). Они были глубоко обрадованы, что отец Иоанн у них остановился, меня тронула их простота и радушие, с которым они и меня приняли.
24 июня отец Иоанн у них в Соломбале (Соломбала – район Архангельска) служил на кладбище заутреню и обедню. Потом поехал в город, а мы стали собираться на пароход. В 6 часов вечера при громадном стечении народа, провожавшего отца Иоанна, он оставил Архангельск, и еще долго он любовался на этот большой почти приморский красивый город с целым лесом мачт на широком раздолье Северной Двины.
Почти 6 дней ехали мы до Вологды, и что это за счастливые дни были для меня; у нас с одной девушкой из Ростова была отдельная каюта, которую я всю убрала иконами, видами монастырей и портретами отца Иоанна и пригласила его к себе чай пить. Подивился и полюбовался он на убранство моего уголка и три раза пил у меня чай; сколько невыразимой радости доставляло мне каждое его посещение, точно Ангела Божия я его встречала, это может понять только тот, кто сам искренно, от всего сердца удостаивался его принимать.
Тут я могла обо всем, что нужно было, с ним поговорить и на все получала ответ. Много он мне написал слов утешения, которые поистине воскресили мою душу. Еще раньше я его спросила, не надоела ли я ему. И он мне ответил на это: «Твое искреннее расположение никогда не надоест». После него и все спутники у меня угощались, и для меня эти дни были чистым, светлым праздником. А обедать я ходила в каюту к Батюшке. В Устюге на пароход прибыл вологодский архиерей9 со своей свитой, возвращающийся из своей поездки по епархии. Скромный святитель по целым часам, как свеча, стоял на рубке, впереди всех, и ни с кем почти не говорил.
От Устюга до Тотьмы меня поразили своей живописностью берега красавицы Сухоны, с обеих сторон ее почти беспрерывно идут высокие горы самых разнообразных видов и форм, покрытые роскошной и густой растительностью, то и дело виднеются высоко на горах, все в зелени, живописно ютящиеся села с красивыми белыми каменными церквами. В иных местах горы так высоки и тесно сдвинуты над рекой, что, кажется, едешь по колоссальному коридору с живыми стенами из земли, а над головой вместо потолка – небо голубое. При взгляде на эту чудную панораму невольно вырвутся из груди слова: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли (Пс. 8:10)!
Накануне Петрова дня (28 июня) меня удивляли по дороге невиданные мною никогда сцены: где мы ни проезжали мимо селений, везде вдоль берега у самой воды были наставлены целыми десятками костры с висящими над ними котлами с водой, и все женщины суетились около них; оказалось: чтобы не делать в избах беспорядка и не тратить время на тасканье воды в гору, крестьянки забирают все белье с корытами и отправляются с ними, ставят у самой реки свой нехитрый костер (как у пастухов в поле) и тут стирают, полощут и сушат на солнышке свои доспехи. Подивилась я оригинальной практичности тотемских поселянок и живо вспомнила исландские типы, как исландские женщины, тоже ради порядка, готовят кушанье своим семьям на горячих источниках под открытым небом.
День 29 июня прошел чудо как хорошо: утром у меня Батюшка долго сидел, кушал и разговаривал, я до слез была тронута его вниманием; он дал мне 5-й том своей книги «Моя жизнь во Христе»10, и я много ее с ним читала. Чудная и неоценимая эта книга, – и мне дорого было ее читать вместе с отцом Иоанном, потому что он один только мог понять мой искренний восторг от глубокого смысла и значения каждого почти слова в ней. Все пассажиры, видя внимание ко мне отца Иоанна, высказывали и свое ко мне расположение: с одного конца парохода до другого я была общим баловнем, как и на Макаровском...
Легко и радостно у меня было на сердце; но и все мое путешествие с отцом Иоанном было как один светлый радостный день, без малейшей тени ночи (да и в действительности, с 10 до 27 июня я буквально не видала ночи, потому что в это время года в Архангельской губернии ночи совершенно не бывает: там и в 12 часов ночи так же светло, как в 12 дня), я только от всего сердца благодарила Бога за все. Но перед грозой всегда бывает хорошая погода. То же и со мной случилось: 30 июня в 3 часа утра приехали в Вологду, и несмотря на ранний час, отца Иоанна встретила масса народа; многие, говорят, с вечера сидели на пристани.
Батюшка сейчас же уехал в город, а мы остались на пароходе, чтобы раньше народа перебраться на вокзал и устроиться с багажом. На вокзале отца Иоанна провожала тьма народа, да и на каждой станции его дожидали целые массы; отец Иоанн почти везде благословлял людей из окна вагона. Особенно меня тронула встреча отца Иоанна в Данилове: людей было целый поток, когда поезд тронулся, все ринулись за ним, и никакая полиция не могла их сдержать, так что поезду долго пришлось идти тихо; глядя в окно, я только крестилась и думала: вот искренняя-то любовь и вера бежит!
Не доезжая последней станции Уткино, отец Иоанн подозвал меня и, прощаясь, сказал опять: «Поедем в Горицы», – и вышел в Уткино, чтобы ехать на лошадях недалеко куда-то; а мы, его спутники, приехав в Ярославль (там Батюшку тоже дожидалась масса народа с губернатором во главе) и поместившись на лодке, направились к пароходу, который был нанят для отца Иоанна двумя купчихами, проживающими в Петербурге, Л-й и З-й11.
Представьте же мое горе: когда подъехали к пароходу, то Л-я и З-я грубо отказали мне, говоря, что нет места (пароход был пустой, без пассажиров). Я их просила и заметила, что если в каюте нет места, то я не только на палубе, но даже и в машине у топки с радостью помещусь, для отца Иоанна все готова перенести, лишь бы ехать с ним, потому что он сам мне сейчас сказал: «Поедем в Горицы»; но они насмешкой мне на это ответили.
Заступиться за меня было некому; спутницы мои по лодке – племянница отца Иоанна и женщина, ему служащая, – хотя и искренно были ко мне расположены, но не смели заступиться, и я, точно ягненок, оторванный от матери, очутилась одна; их презрение, с которым они отнеслись к переданным мною словам отца Иоанна, меня просто ошеломило.
Горю моему не было конца, да и понятно: вся жизнь моя с колыбели прошла одним рядом горя и потерь; но еще ничто в жизни меня так глубоко и больно не огорчало, как этот отказ бессердечных женщин, и только один отец Иоанн, который хорошо знает мою жизнь, вполне поймет мое горе.
Так совершенно внезапно и помимо воли отца Иоанна прекратилось мое с ним путешествие, и все только благодаря слепой ненависти, прикрытой благовидным предлогом. Но мне еще то было жаль (да и не мне одной, говорят, жаль этого), что я была лишена возможности описать, как Горицы светло встречали в третий раз свое дорогое солнце, которое только одно согревает и радует их в этой жизни. Но, видно, бесу завидно стало моему счастью.
Целую неделю я не могла успокоиться. 8 июля моя добрая знакомая Ч. предложила мне ехать с ней в Толгский монастырь (в восьми верстах от Ярославля). С радостью я приняла ее предложение. 10 июля в пятом часу вечера Ч. вдруг говорит мне: «Посмотрите, какой-то пароход свистит»; я взглянула и едва успела ей рукой махнуть, как стрелой полетела на пристань. Пароход тихо подходит, и на палубе стоит отец Иоанн...
Один Господь знает, что я тогда чувствовала, едва на ногах стояла, но не плакала, за неделю все слезы выплакала. Сойдя на пристань, отец Иоанн обнял меня, я ему и говорю: «Вот горе-то мое, Батюшка, не пустили меня на пароход, как я ни просила». Он, как мне потом передали, с видимым сожалением произнес: «Как же это так? А я-то, за хлопотами, и не позаботился, чтобы ее посадили на пароход», – и еще раз мою голову обнял.
С пристани он отправился в монастырь к архиепископу Ионафану, за ним и я туда же. Добрый владыка, зная раньше из моих рассказов о моем горе, дал мне полную возможность видеть отца Иоанна у себя, за что я ему от всей души благодарна, и вправду, ничем бы он в жизни не мог мне доставить большей радости, как этим позволением. Никогда за это я не забуду добрую, отзывчивую душу нашего владыки.
У владыки отец Иоанн успокоил и утешил меня, и я от радости, что опять его вижу, забыла свое горе. Потом все пошли гулять в чудную кедровую рощу, едва ли не единственную в этой части России. Отец Иоанн приехал так неожиданно, что и народу почти не было. При входе в рощу он снял шляпу и перекрестился, сказав: кедры Ливанские, ихже ecu насадил (Пс. 103:16)!
После всенощной, за которой, по обыкновению, он читал и пел на клиросе, он опять с владыкой гулял в роще и саду. 11 июля перед обедней отец Иоанн в третий раз посетил рощу, так она ему понравилась. За обедней, причащая младенцев, он и меня причастил... Боже мой, что я тогда испытала, принимая Святые Тайны... Точно небо надо мной раскрылось, слезы градом покатились. Горячо я повторяла слова послепричастной молитвы: «Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления..,» (Молитва 3-я, Симеона Метафраста) Действительно, как я глубоко ни была огорчена, с принятием Святых Таин вся горечь исчезла, опять светло и радостно стало на сердце, и я долго только и могла повторять: «Слава Тебе, Боже», – от всей души. В конце обедни отец Иоанн произнес проповедь на слова читанного в тот день Евангелия:
И повелев (Иисус) народом возлещи на траве, и приеме пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом. И ядоша ecu и насытишася (Мф. 14:19–20).
«С благословения преосвященного владыки, призвав в помощь Господа, хочу предложить вам, возлюбленные братия и сестры, несколько слов для общего назидания.
В основание слова возьму ныне читанное Евангелие о чудесном исцелении Иисусом Христом недужных и также чудесном насыщении Им в пустыне пяти тысяч народа пятью малыми хлебами и двумя рыбами. Евангелие начинается словами: Во время оно, виде Иисус мног народ, и милосердова о них. Все Евангелие, возлюбленные братия, в главных чертах есть священная повесть о бесчисленных делах милосердия Господа Иисуса Христа к людям.
Ради крайнего милосердия Он сошел с небес на землю, облекся в плоть нашу и сделался человеком, по всему нам подобным кроме греха, не переставая быть Богом, чтобы уврачевать подобное подобным, чтобы исцелить злокачественный струп греха – всего человеческого рода; жил с человеками, не гнушался ни единого искренно кающегося грешника, всех наставлял словом, указуя пути ко спасению, сотворил бесчисленные благотворные чудеса, являвшие Его безмерную благость и Божественное всемогущество, трудил путешествиями Свои пречистые ноги, претерпевал клеветы, поношения, гонения, биения, Крестные страдания и смерть и – воскрес как Бог.
Столь велико, необъятно всеобъемлющее милосердие Господа Иисуса Христа. Он, как Творец, Промыслитель, Искупитель и Врач человечества, о всех болезновал, всех призывал ко спасению и радовался о всех обращавшихся.
Но обратимся к священной повести о чудесном насыщении народа. Милосердие Господа к пятитысячной толпе народа, который из-за жажды слышать слово Его удалился с Ним в пустыню и почувствовал голод, – крайне поучительно и назидательно. Оно показывает, что Иисус Христос есть Творец всего, Спаситель и Питатель рода человеческого. Довольно поучив народ словом и напитав души их нетленною пищею, Он питает и тела их вещественным хлебом и рыбами, но питает не как человек, а как Бог Всемогущий.
Ученики Христовы, еще несовершенные и маловерные, просят Его отпустить народ в селения для покупки хлеба, а Он говорит им, что это не нужно, и, повелев всему народу возлечь на траве, берет имевшиеся у учеников пять хлебов и две рыбы, взводит очи на небо к Отцу Своему, благословляет их, преломляет и дает ученикам для раздачи, а ученики раздают народу. И дивное чудо! Сколько ни раздают хлебы – они не убывают, как и рыбы, доколе не получают все по довольному количеству.
Все насытились, сколько ни были голодны, и оставшиеся по насыщении куски далеко превышают бывшее в начале количество пищи, ибо оставшимися кусками наполнили двенадцать корзин. Чудное творчество, чудное благословение! Чудные руки! Ибо это те Божественные Руки, которые в начале сотворили небо – и землю, и твердо держат их в стройном чине многие тысячи лет.
Это – те Руки, которые производят благодетельные громы в круге небесном и осиявают землю страшною молнией, как это слышали и видели не спавшие прошедшею ночью12, – громы и молнии, от коих содрогается все дышащее.
Это – те Руки, которые привели из небытия в бытие бесчисленное множество огненных слуг небесных, Ангелов, ликующих на небесах в стройном иерархическом чине, непрестанно славящих Господа и наслаждающихся неизреченным блаженством от лицезрения Божия.
Это – те Руки, которые создали бесчисленное множество одушевленных и неодушевленных тварей земных и размножили и размножают от одной крови весь род человеческий.
Это – те Руки, которые разрушили ад, связали сатану, восхитили многочеловечное богатство его и извели из ада души, им содержимые. Это – те Руки, которые произращают все плоды земные и дают пищу всякой плоти, которые изобильно произращают для человеков хлеб на полях и траву для скотов.
Это – скажу наконец – те Руки, которые на Тайной Вечери благословили хлеб и вино, растворенное водою, со словами Дающего: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое” и: “Пиите от нея ecu, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов”13.
Да, чудесно насыщение пятью хлебами, но безмерно чудеснее напитание нас Пречистым Телом и Кровию Богочеловека, которых мы, недостойные, сподобляемся так часто по милости Его. Поучительно, трогательно – умилительное зрелище чудесного насыщения народа хлебами и двумя рыбами, но безмерно поучительнее питание верных христиан Собственною Плотию и Кровию Господа, обновляющею растлившее грехами естество наше и обожающею достойно причащающихся.
Будем же, возлюбленные братия и сестры, любить, благодарить и прославлять Господа Щедрого и Многомилостивого, питающего нас всякий день хлебом и всякими плодами, и сладостями земными; но особенно будем любить и благодарить Его за то, что Он дает нам в пищу и питие Пречистое Тело Свое и Божественную Животворящую Кровь, и будем любить друг друга и творить милосердие ближним, как Он заповедал нам. Аминь».
Он говорил с видимым увлечением и горячо. Ярославцы еще в первый раз слышали отца Иоанна у себя дома, и нечего говорить, с каким благоговением ловили каждое слово горячо любимого и чтимого ими отца Иоанна. Кажется, никогда еще в этом древнем обширном храме Толгского монастыря столько слез умиления не было пролито, сколько теперь во время проповеди, говоренной отцом Иоанном.
Весь собор, битком набитый, плакал. Вскоре после обедни отец Иоанн с владыкой уехали в Николо-Бабаевский монастырь, а я отправилась в Ярославль14. Вечером пошла на машину провожать Батюшку; на дороге встретилась с племянником отца Иоанна И. В. Фиделиным, который любезно пригласил меня и привез на вокзал. Благодаря его доброй душе, я имела возможность проститься с отцом Иоанном у него в вагоне; и только когда поезд умчался, я почувствовала себя опять страшно осиротелой и залилась слезами...
Источник: О силе веры, и какие должны быть качества богоугодной веры, и отчего неверие и лукавство противны Богу? / Путевые заметки Александры Нарцизовой / Рядом с батюшкой. Воспоминания духовных чад о святом праведном отце Иоанне Кронштадтском / azbyka.ru.
Фото: Сурский Иоанновский монастырь.
1...к сестре отца Иоанна АЛ.; добрая старушка и ее муж, как лунь седой священник... – В Матигорах с 1879 г. жила младшая сестра отца Иоанна Анна Ильинична Фиделина (род. в 1836 г.). В 1852 г. она вышла замуж за дьячка Сурского прихода Василия Ивановича Фиделина, в браке с которым имела 12 детей. В.И. Фиделин (1832–1902) в 1889 г. был рукоположен во священника Верхне-Матигорского прихода Холмогорского уезда. Во время поездок на родину отец Иоанн регулярно навещал семью своей сестры. Сын Фиделиных Иоанн был личным секретарем отца Иоанна.
2...отцу Иоанну надо было побывать там у благочинного и посетить одного священника – своего товарища по семинарии... – Имеются в виду благочинный сурских церквей священник Филетер Афанасьевич Цветков и соученик отца Иоанна по Архангельской духовной семинарии, настоятель Покшеньгского прихода Кирилл Кириллович Терентьев (ок. 1832–1906). В 1897 г. о. Кирилл был перемещен на вакансию священника в Соломбальский собор Архангельска.
3...только что выстроенную церковноприходскую школу... – Главной целью поездки отца Иоанна в Суру летом 1893 г. было открытие церковно-приходской школы, устроенной на его средства. Школа была рассчитана на 40 мальчиков и 40 девочек. Член Епархиального училищного совета Е.О. Корелин в своей речи на открытии сурской школы так охарактеризовал роль отца Иоанна в ее устроении: «Вы видите это прекрасное, поместительное, светлое и чистое здание; видите множество книг и учебных пособий, эти драгоценные святые иконы. Все это дано вам вашим благодетелем на всегдашнее ваше пользование. Жалование законоучителю, учителю, учительнице и мастерице; содержание здания, поддержание и улучшение учебных пособий обеспечено большим неприкосновенным капиталом в 26 тысяч рублей. Жертва небывалая в нашей епархии! Новая школа по богатству средств – образцовая для всех наших церковных школ» (Кронштадтский пастырь. Вып. 1. С. 118).
4…Е.О. Корелин, как уполномоченный от епархиального начальства, произнес речь... – Текст речи Е.О. Корелина см.: Кронштадтский пастырь. Вып. 1. С. 117–118.
5 Глядя на все это, только и можно было вместе с Давидом повторять 103-й псалом, который как нельзя более шел к этому щедрому творению Божию. – Вид реки Пинеги и ее окрестностей вызывал у самого отца Иоанна сходные чувства и мысли. Во время путешествия на родину в 1899 г. он написал игумении Таисии следующие строки: «Слово мое ко хвале Твоей благослови, Господи! Река Пинега и мир Божий в своей чудной красоте на 10 июня на пароходе “Святитель Николай”. Незабвенная, восхитительная, славная ночь, виденная мною на севере, когда я на 10 июня следовал на своем пароходе “Святый Николай Чудотворец» по реке Пинеге! Это недалеко было от впадения ее в великую, размашистую как море широкую Северную Двину. Было 12 часов ночи, но ночи на самом деле не было, и сумерков даже не было; это был самый светлый, тихий вечер. На самом горизонте – лучезарные перистые облака; река – как стекло, не колыхнется; от светлой зари она вся – как огненная. Природа вся была необыкновенно прекрасна. По обеим сторонам реки берега окаймлены ровным хвойным лесом с зелеными лугами; вода, как зеркало, чудно отражала багровое небо. Тишина мертвая! Мысль и сердце уносятся к Богу, в такую велелепоту облекающегося, одевающегося светом, яко ризою, простирающего небо, яко кожу (ср.: Пс. 103:1–2). Чувствуешь, что Он Сам тут, Вездесущий, все наполняющий, все украшающий, все содержащий, всему дающий жизнь и дыхание и всё (ср.: Деян. 17:25). И эта Пинега – моя родная река, текущая близ моего родного села Сурского, около которой я столько раз бегал, бывши младенцем и отроком, которая так шумлива и восхищала меня своим величественным весенним ледоходом, своим обильным и широким, всеувлекающим разливом. Это та Пинега, по которой я так много плавал, бывши отроком – учеником духовного училища и семинарии, плавал с великими затруднениями на большой лодке, подвергаясь и ливню дождя, а иногда осыпаемый снегом и градом, в конце августа или начале сентября. Сколько воспоминаний предносится моему уму и воображению! Сколько чувств пробуждается во мне – и отрадных и печальных! Родители мои были бедны; притом отец постоянно хворал, от тяжелых трудов сильно болея животом, в котором были не то грыжа, не то рак, от которого он и умер рано, только сорока шести лет; мать моя скончалась в Кронштадте в 1870 году от холеры. Сегодня, на 10 июня, я всю ночь не сплю – и вот дождался восхода солнца, ослепительно заблиставшего и чудно игравшего переливами света. Это было в первой четверти второго часа 1899 г., ночь на 10 июня» (Письма отца протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии. (Далее – Письма к игумении Таисии.) СПб., 1909. С. 23–25).
6 ...старушка-игуменья с искренним радушием пригласила с отцом Иоанном и нас всех обедать. – В 1893 г. игуменией Холмогорского Успенского монастыря была монахиня Серафима (в миру – Анна Петровна Варфоломеева). В 1878 г. она была единодушно выбрана настоятельницей обители, а в 1896 г. «по слабости здоровья» ушла на покой, проживая при монастыре до 1906 г.
7 ...отправились осматривать собор Преображенский, который заменателен тем, что в нем хоронят архангельских архиереев... – Традиция хоронить архангельских архиереев в Спасо-Преображенском соборе связана с тем, что до 1731 г. епархия именовалась Холмогорской и Важской и имела административный центр в Холмогорах.
8 ...начиная с первого Афанасия, основателя женского Успенского монастыря в Холмогорах. – Архиепископ Холмогорский и Важеский Афанасий (в миру – Алексей Артемьевич Любимов) возглавлял Холмогорскую кафедру с 1682 по 1702 г. 3 ноября 1687 г. архиепископ Афанасий «основал новую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, на Курцеве, для нового монастыря женского». Церковь была освящена 4 августа 1688 г. Первой игуменьей монастыря стала мать архиепископа Афанасия, Параскева (в монашестве – Марфа) (см.: Пащенко ЕВ. Женские монастыри Архангельской губернии (XVII-XX в.). Архангельск, 1999. С. 39–40).
9 В Устюге на пароход прибыл Вологодский архиерей... – В 1893 г. епископом Вологодским и Тотемским был Израиль (в миру – Никулицкий Николай Евграфович: ум. 1894).
10 ...он дал мне 5-й том своей книги «Моя жизнь во Христе»... – Имеется в виду 5-й том Полного собрания сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, в который вошла вторая часть дневника «Моя жизнь во Христе» (Кронштадт, 1892).
11 ...двумя купчихами, проживающими в Петербурге, Л-й и 3-й... – Возможно, речь идет о рыбинской купчихе Липовской и петербургской купчихе второй гильдии Зайцевской. На пароходе, присланном Липовскими, отец Иоанн совершил путешествие в Рыбинск в 1891 г. (Ярославские ТВ. 1891. № 59, 30 июля). Александра Ивановна Зайцевская, почитательница и духовная дочь отца Иоанна, с 1893 г. была при нем «каретницей» (сопровождала Батюшку при посещении больных); имела дачу в Стрельне, где летом отдыхал отец Иоанн.
12 В эту ночь над Толгою и Ярославлем разразилась страшная гроза, от ударов грома, говорили, дома́ дрожали. – Авт.
13 Ср.: (Мф. 26:26, 27–28); (1Кор. 11:24); ср.: возгласы священника после тайной молитвы во время Евхаристического канона «С сими и мы блаженными Силами...», из последования Литургии.
14 Вскоре после обедни отец Иоанн с владыкой уехали в Николо-Бабаевский монастырь, а я отправилась в Ярославль. – Николо-Бабаевский монастырь – мужская обитель в селе Некрасовское Ярославской области. Монастырь основан в XV в. в местности «Бабайки» (диалектное наименование весел для сплава леса), где была обретена икона Николая Чудотворца, приплывшая на одном из весел. Обитель быстро росла, однако в 1719 г. произошел пожар, в котором сгорела большая часть монастырского имущества, ив 1764 г. по указу Екатерины II монастырь был причислен к сверхштатным. В 1861–1867 гг. здесь жил на покое свт. Игнатий Брянчанинов, стараниями которого были изысканы средства на строительство храма в честь Иверской иконы Божией Матери. В XIX в. также был возведен Никольский собор. В 1919 г. обитель была закрыта. Возрождение монастыря началось в 1998 г.