«Нет ничего во всем мире дороже этих Даров»
Учение святого праведного Иоанна Кронштадского о Евхаристии
Автор: Иеромонах Кирилл (Зинковский)*
В 2008 году Русская Православная Церковь праздновала столетие со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Великий «всероссийский пастырь» всей своей жизнью, своим непрестанным, напряженным литургическим служением свидетельствовал о необходимости обновления евхаристической жизни Церкви.
Это истинное обновление, оживление через исправление всей своей жизни, посвящение всех душевных и умственных сил Богу и частое причащение Святых Христовых Таин святой пастырь оставил нам как свое важнейшее духовное завещание. Задача данного исследования — анализ учения праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии по его дневниковым записям, включая те, которые стали доступны совсем недавно.
Очевидно, что правильное понимание смысла и значения важнейшего Таинства Церкви — Таинства Тела и Крови Христовых является насущнейшей потребностью каждого христианина. Тема Евхаристии всегда будет современной в силу христоцентричности жизни верующего в Господа Иисуса Христа, а также в силу свидетельства Самого Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).
Особенным вниманием богословов в последнее время пользуется тот аспект учения о «Таинстве таинств», который касается реальности изменения природы литургических хлеба и вина. В связи с этим мы уделим этой проблеме большее внимание.
Первая важная мысль о Святых Тайнах, на которую хочется обратить внимание в богословском наследии святого праведного отца Иоанна, — это утверждение о необходимости принимать Святую Евхаристию «верою и благодарною любо- вию», без исследования. Желание исследовать величайшую Тайну Тела и Крови отец Иоанн называет «дерзким и исходящим от врага».
Обращаясь к христианину от лица Господа, отец Иоанн писал: «Не слушай врага, нудящего тебя исследовать Мою Тайну. Это — оскорбление Моей истинности, святости и благости <.> Я в Тайнах — и довольно для уверения твоего. Помни: Я — Бог Таин. Покажи Мне свою сыновнюю доверенность: не слушай наущений врага»1.
Сравнивая бесценный Дар Святой Евхаристии с незаменимым для младенца молоком родной матери, Святой вновь подчеркивает: «Насытивши чудно свою душу, не спрашивай: как сотворен сосец? Это очевидно безрассудно»2.
В записях отца Иоанна мы находим многочисленные и яркие следы борьбы, совершавшейся в его душе и сердце за живую веру в Евхаристию, которую он называет «Живой и Животворящей Тайной»3.
Сердце любого верующего, и особенно священника, должно находиться в непрестанной борьбе с неверием, холодностью, праздным любопытством. Сам отец Иоанн неоднократно испытывал резкие изменения своего душевного и духовного настроения во время служения Божественной Литургии. Нападение мысленного врага с его «жгучим неверием» часто буквально «резало» чуткое сердце Кронштадтского пастыря, как сам он свидетельствует о себе, «во время и после причащения Животворящих Таин»4.
И наоборот, он ощущал особое оживление души, просвещение ума и сердца, глубокий мир через сердечную веру в Святые Таины. «Такое различие между мною и мною: в одно время я бываю совсем не то, что в другое, так что если бы не во мне происходили эти перемены, я не узнал бы так чудесно изменяющегося человека — слава Тайнам Твоим Христе!»5.
Сердечные смущения и тяготы при причащении, по учению отца Иоанна, являются законным следствием неверия и маловерия и признаются им непосредственно исходящими от диавола. Сильное сопротивление со стороны лукавого духа достойному принятию христианином Святых Христовых Таин так же, по мысли святого, является неслучайным.
Это происходит именно потому, что Святое Причастие является самым «надежнейшим средством <.. .> искоренить гнездящуюся в нашем сердце стихию диавола»6. Отец Иоанн неоднократно отмечал, что диавол всеми силами пытается увлечь христианина именно в грех неверия, зная, что он самый тяжелый. Более того, «неверие сердца в священнике Пречистым Тайнам <.> есть хула на Духа Святаго»7.
Отсюда становится понятной категоричность высказываний святого Иоанна о прямой связи веры и неверия в Святые Тайны с вечным спасением. «Пойми, чего домогается диавол, всевая всеми возможными хитростями и усилиями в сердце твое неверие Пречистым Таинам: он хочет убить тебя и временно и вечно»8.
Для праведного Иоанна, проводившего свою жизнь в постоянном молитвенном общении с Господом, борьба за веру в Святые Таины стала насущнейшей задачей и животрепещущей артерией его бытия. Именно поэтому молитвенные размышления о живительности веры и гибельности неверия в Святые Таины пронизывают многие страницы его дневниковых записей. Так, святой свидетельствовал: «Мне и минута ужасна без веры в Твои Тело и Кровь. Ратуя за веру в Таины, я ратую за мир души моей»9.
Святой Иоанн приводит интересное и точное сравнение недоверия между людьми с недоверием к Таинству. Недоверчивый, испытующе-подозрительный взгляд собеседника, особенно при условии, что люди давно знакомы, создает неприятное ощущение и обиду в душе как следствие необоснованного недоверия близкого друга. Тем более оскорбляем бывает беспрестанно благодеющий нам Господь из-за нашей недоверчивости по отношению к Нему.
«Если ты смотришь иногда на пречистые Таины с недоверчивостью, вопросительно, — каково это Всесовершенному, Всесвятому, верному во всех словах Своих Господу, и как Он будет смотреть на тебя? — О! Он отвратит сейчас очи Свои от тебя. Оттого у недоверчивых мучения в сердце; то есть от того, что они оскорбляют Господа недоверчивостью и Господь отвращает от них лице Свое»10.
Тему верности Господа Своему слову всероссийский пастырь также неоднократно затрагивает в своих записях: «В Святых Таинах всегда является Агнец Божий, вземляй грех мира. Верен-преверен Господь Своему Святому слову»11. Отсюда сама собой следует необходимость верности христианина своему Творцу. В отношении к Таинству Святой Евхаристии эта верность должна проявляться в незыблемой вере без праздного исследования, в благоговейном и благодарном предстоянии и молитвенном участии в Тайне Святой Литургии.
Именно поэтому праведный Иоанн неоднократно задерживает свое внимание на Святой Евхаристии как Тайне, подчеркивая превосходную степень ее таинственности по сравнению с тайнами бытия окружающего нас мира, а также чудесными событиями Ветхого и Нового Заветов. Он приводит примеры превращения посоха Моисея в тело змея (Исх. 4:2-3)12, воды — в кровь (Исх. 4:9), прорастание сухого жезла Аарона (Числ. 17:8) и др. Примеры из окружающего нас мира также многочисленны в его сочинениях.
«Множество Тайн в природе, коих не может постигнуть даже в вещах мой разум, однако же вещи существуют со своими тайнами. Так и в этом Таинстве животворящих Тела и Крови — тайна для меня: как хлеб и вино делаются Телом и Кровью Самого Господа, — но Таины Тела и Крови на самом деле существуют, хоть и непонятно для меня»13.
В другой дневниковой записи отец Иоанн замечает, что тайна претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Господни может быть уподоблена тайне бытия человеческого тела: «Не ис- пытуй, но веруй. Господь твой есть Бог чудес. Ты сам — в своей душе и в своем теле — чудо. Например, как кровь обращается без твоего ведома и образует вновь постоянно разрушающееся начало, так Тело и Кровь Господа Твоего без твоего же ведома претворяются из хлеба и вина»14.
Святой праведный Иоанн обращает внимание на то, что тело человека «постоянно строится и творится при постоянном разрушении» без детального осознания этих процессов самим хозяином организма. Все эти законы задуманы Творцом и вложены Им в человеческое естество. Если же нам труднодоступны и во многом не ясны тайны законов естественного мира и собственного организма («я — сам для себя тайна, как дело рук Его»15), то тем более для человечества покрыта Божественной завесой Тайна главного Таинства Церкви.
К сожалению, в современной полемике о природе Святых Таин, выплеснувшейся и на сайты Интернета, неоднократно приходится встречаться с потерей благоговения при обсуждении великой Тайны Церкви даже со стороны священнослужителей. Благоговейный трепет души по отношению к таинству — вот первый урок великого всероссийского пастыря для наших умов и сердец.
Однако, подчеркивая сокровенность и недоступность великой Тайны Евхаристии, святой пастырь все-таки неоднократно с благоговением рассматривает некоторые ее аспекты. Мы сосредоточимся прежде всего на живой вере святого в несомненность изменения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, о реальной перемене природы использованных на проскомидии веществ.
Во-первых, отметим, что термины, описывающие тайну Святой Евхаристии: «претворение», «преложение» и «пресуществление», отец Иоанн применял как равнозначные и взаимозаменяемые. Для исследователя дневников святого Иоанна становится очевидно, что он вкладывал одно и тоже значение в эти слова. Зачастую святой просто употребляет их через запятую: «Бог претворяет, пресуществляет хлеб и вино в пречистое Тело и пречистую Кровь Свою»16.
На многочисленных примерах и благоговейных сравнениях праведный молитвенник постоянно исповедует существенную и реальную перемену в природе литургических хлеба и вина. «Непонятно, как Дух Господа нашего Иисуса Христа соединяется с хлебом и вином и претворяет их в Плоть и Кровь …». В некотором смысле объясняя тайну, святой Иоанн ссылается на Божественное всемогущество. Ссылаясь на Послание святого апостола Павла к Римлянам, пламенный служитель Литургии писал: «Всемогущий, творческий Дух Господа нашего Иисуса Христа <.> везде может “не сущая нарицати яко сущая” (Рим. 4:17), тем более — из сущего делать другое сущее»17.
Употребив в рассуждениях термин «претворяет», святой ясно раскрывает его смысловую нагрузку в последующих словах о перемене всемогущей силой Божией сущности предмета в Таинстве. Много раз в своих записях праведный Иоанн подтверждает мысль о природном изменении евхаристических хлеба и вина, поясняя сверхъестественное событие Таинства действием творческой Божественной энергии, устанавливая аналогию с первыми творческими актами Господа Бога при сотворении мира. Так, ссылаясь на псалмопевца, он писал: «Той рече и быша: Той повеле и создашася (Пс. 32:9). Одним повелением Божиим явился мир. Одним же повелением Божиим творится и Тело и Кровь из хлеба и вина»18.
Рассуждая на эту же тему более пространно, святой писал: «В пресуществлении хлеба и вина действует то же всесильное слово Творца, которое в начале вызвало из ничтожества мир и доселе вызывает тварей из небытия к бытию»19. Эту параллель он детализирует также на примере сотворения первого человека из земли: «Дух Божий преложил тогда землю в тело и кровь, дав человеку душу; так хлеб и вино Евхаристии прелагаются Духом же Божиим в Тело и Кровь Господа Богочеловека, и Дух Его в них»20.
Из такой аналогии становится ясно, что праведный Иоанн подразумевает под евхаристическим «преложением» качественное изменение состава вещества, поскольку именно существенная и качественная перемена понадобилась в творческом акте сотворения человеческого тела из достаточно однородной материи земли.
Кронштадский молитвенник как умелый художник слова делает еще несколько прекрасных штрихов, комментируя действие Вседержителя в Таинстве. Отмечая, что оно совершается силой Самого Бога, святой Иоанн говорит, что Господь, как бы «играет» Своим Всемогуществом (буквально в тексте «потешается»).
Для того, чтобы правильно осознать вкладываемый отцом Иоанном в эти слова смысл, эту цитату нужно рассмотреть полностью, и тогда мы увидим, что здесь подразумевается не «игра» в праздном или ином сходном смысле слова, а «игра» как «действие с преизбытком», с легкостью. Главное же цель Господа заключается в проявлении «безмерной любви», по которой Он и преподает нам Свои Таины Тела и Крови во «очищение грехов».
Но это великое чудо для Бога есть, по слову святого Иоанна, «самое обыкновенное», что означает стремительность, легкость и мгновенность в исполнении. Потому и заканчивает святой рассуждение словами: «Слово Его — самое дело»21.
Тема «обыкновенности» величайшего Таинства Церкви имеет у святого Иоанна еще другой оттенок, когда он рассуждает о смиренном, «скромном», «бренном»22 виде хлеба и вина, используемых для Таинства, ибо они суть из земли, «попираемой ногами». Отец Иоанн указывает на действие лукавого духа, который пытался соблазнить его ум обыденностью и простотой, скромностью вида евхаристического хлеба и вина.
Любопытен здесь также пример, приводимый отцом Иоанном, где он сравнивает простоту внешнего вида Христовых Таин с простотой, внешней грубостью и необразованностью родной матери: «Как под простыми, смиренными видами хлеба и вина — Господь Животворящий, так и в простом, грубом теле и необразованном слове — дух матери моей»23.
Святой призывает почитать Святую Евхаристию обыкновенным, «хотя и величайшим до необъятности делом»24. Чувство обыкновенности нужно для отгнания «страшливости и сомнения», для великого «спокойствия и твердой уверенности» при принятии Святых Христовых Таин. Именно в этом смысле святой находит возможность даже сравнить великое Таинство с ежедневным составлением аптекарем лекарства25.
Святой праведный отец Иоанн утверждает полноту присутствия Господа Иисуса Христа в Святых Таинах как духовно, так и телесно. Так, он призывает христианина, заходя в храм, помнить, что здесь пребывает Господь Своим Телом и Кровию, в которых «обитает вся полнота Божества телесно» (ср.: Кол. 2:9)26.
Для христолюбивой души праведного пастыря, непрестанно жившего «во Христе», особенным утешением было ощущать живое единение со Спасителем в Таинстве святого Причастия. «Ты с нами особенно в Таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Таинах! Ты облекаешься, Владыко, каждую Литургию в подобострастное нам, кроме греха (ср.: Евр. 4:15), Тело и питаешь нас Животворящею Своею Плотию. Чрез Таины Ты всецело с нами»27.
«Нет ничего во всем мире дороже этих Даров: это Дары неразлучные с Самим Господом, то есть с этими Дарами непременно входит в душу Сам Господь»28. Причастие Святых Таин, по учению святого, питает и душу, и тело христианина. «Для души моей — Дух Господа; для тела моего — Его Тело и Кровь»29.
Праведный Иоанн дает очень точное богословское толкование Таинства Святой Евхаристии: «Что удивительного, если Он претворяет, пресуществляет хлеб и вино в Пречистое Тело и в Пречистую Кровь Свою? В этих хлебе и вине воплощается Сын Божий не вновь, потому что Он однажды воплотился и этого довольно на все бесконечные веки, но тем самым Телом, которое прежде воплотилось — по подобию того, как насытил Он из пяти хлебов несколько тысяч» (см.: Мф. 14:15-21)30.
В приведенной цитате мы встречаемся у отца Иоанна с учением о тождественности Тела воплощенного Сына Божия и Его Евхаристического Тела. Это учение, как известно, проповедовал в свое время и великий святитель Иоанн Златоуст (творения которого были любимым чтением будущего «всероссийского пастыря» в годы его обучения в стенах Санкт-Петербургской духовной академии).
Учение о существенном тождестве Тела Бога Слова в воплощении и в Евхаристии является принципиально важным. Оно подчеркивает реальность и исключительность тайны воплощения Сына Божия, сотериологическое значение ее для христианина, живущего даже 2000 лет спустя спасительных страданий Господа на Голгофе. «Наше учение согласно с Евхаристией и Евхаристия с учением» утверждал святитель Ириней Лионский31. Отвергая докетические и гностические лжеучения, нивелировавшие значение Боговоплощения, Святая Церковь с апостольских времен признавала всякий дух, «не исповедающий Иисуса Христа, пришедшего в плоти», за «антихристов» (1Ин. 4:3).
Постоянно подчеркивая духовное значение Таинства Тела и Крови Христовых для души причастника, святой Иоанн, однако, также неизменно отмечает «осязательность»32 присутствия Господа в Святой Евхаристии. «Для осязательного нашего соединения Он благоволит творить видимое Тело Свое — в Святых Таинах. Помни же, что Господь вечно и везде с Телом Своим <.> истинно и существенно»33/ В Святых Таинах находится Дух Божества, «соединенный ипостасно с человеческой плотию»34, «в самомалейшей частице» — весь Господь Своими «Божеством и человечеством»35.
Завершить многочисленные свидетельства из творений святого Иоанна Кронштадтского в пользу реальности существенной перемены природы Евхаристических Даров хочется цитатой из его «Предсмертного дневника». 24 мая 1908 года святой записал: «Может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу, например, пшеничный хлеб в самое Пречистое Тело Божие и красное виноградное вино в самую Пречистую Животворящую Кровь Божию? Не Творец ли только Всемогущий может это творить и претворять?»36.
Таким образом, второй для нас урок святого в учении о Евхаристии тоже связан с благоговением. Именно реальность и полнота православной веры в Евхаристические Тело и Кровь Спасителя должны питать благоговейное чувство христианина.
Третьим же уроком отца Иоанна следует признать учение о благоговейном приготовлении и сохранении благодати, полученной в Таинстве. Самой главной темой молитвенных размышлений праведного Иоанна можно смело назвать внутреннее духовное единение с Господом. Из опыта святого становится несомненным, что подлинное соединение со Христом в Таинстве Евхаристии возможно только при большом духовно-нравственном подвиге христианина. Отец Иоанн особенно призывает хранить молитвенное внимание как выражение благоговейного почтения к Богу, благодарности Его бесчисленным щедротам и дарам.
В отношении к Таинству Святой Евхаристии всероссийский пастырь учил: «Когда будете приступать к причащению Святых Таин, да будет внимание ваше приковано к Святой Чаше и к тому, что в ней; ни на одно мгновение не отрывайте своей мысли от Чаши и от содержащихся в ней Тела и Крови Христовых; во Христе да будут утверждены в это время верою и мысли и сердца ваши»37. Святой Иоанн беспрестанно подчеркивает мысль о необходимости сосредоточенного внимания, потому что «во время молитвы малейшее движение в сторону от Бога, малейшая неискренность наказывается»38.
Особое внимание отец Иоанн обращал на чтение подготовительных канонов, акафистов и молитв ко причащению39. Призывал бороться с бесчувственностью ко греху, «поражающей сердце особенно перед великим Таинством исповеди и Причащения.», потому, что «диавол хочет погубить весь труд <…> говения»40. Даже в последний год своего земного служения он требует от самого себя: «Надо раньше вставать и готовиться усерднее к Литургии»41.
Единение с Господом, полученное в Таинстве Святого Причастия, должно быть бережно хранимо и после Литургии. К себе как к священнику святой был особенно требователен. В частности, когда он был еще молодым пастырем, то говорил о воздержании от сна и вкушения мяса в день Причастия42, а в последние годы жизни и о полном воздержании от пищи «ради Даров»43.
Хотя, конечно, главное хранение души и сердца святой видел не в жестком соблюдении отдельных внешних правил, а в постоянном подвиге хранения «святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия Пречистых Таин»44. Последнее оказывается гораздо более глубоким и серьезным требованием христианина к самому себе. Для этого необходимо пристальное внимание за всеми проявлениями своей повседневной жизни, как душевной, так и телесной. «Чистая, с горящим духом молитва достигается, как и все великое, трудами и великим терпением»45.
Святой пастырь также специально отмечал обязанность христианина усердно благодарить Бога за Святое Причастие. «Не будь равнодушен, бесчувствен, неблагодарен. За чувство благодарности сподобишься большей благодати»46.
И наконец, по учению святого Иоанна, от христианина-причастника особенно требуются добродетели милосердия и самоотвержения: «Господь не пощадил славы Своей, Своего Тела и Крови, а я — чего жалею? А я не хочу любить брата, который меня не ненавидит, не бьет, не бесчестит? Что это? — Господи, помози утвердиться сердцу моему в нестяжании и любви!»47.
Праведный Иоанн, перечисляя различные благодеяния Божии к самому себе, из которых самое великое — Причастие Тела и Крови Господа — «составляет пучину милосердия неизследимую»48, категорически подчеркивает необходимость добродетели милосердия к братиям и сестрам во Христе.
Если Сам Господь не пощадил Себя в крестной жертве за спасение мира, и эта жертва так ярко выражается в таинстве Тела и Крови Господних, то христианин, по мысли Кронштадтского пастыря, «по крайней мере, не должен щадить для ближних <.> обыкновенных пищи и пития»49. И действительно, мы знаем, что святой праведный Иоанн уделял много внимания обездоленным и заботился о нищих. Этот аспект учения отца Иоанна, пожалуй, особенно актуален для распространения авторитета и духовного влияния Церкви на современное общество.
*Об авторе. Иеромонах Кирилл (Зеньковский) – известный публицист, философ, кандидат богословия.
Родился в 1969 г. в Ленинграде в семье учителей. Окончил физико-математический факультет Ленинградского политехнического института. В 1995 г. там же защитил кандидатскую диссертацию.
В 1999 г. досрочно оканчивает духовную семинарию и принимает монашеский подстриг с рукоположением в диаконский сан, одновременно учится в Духовной академии. В 2001 г. проходит трехмесячный курс ознакомления с системой богословского образования в Оксфорде. В этом же году вместе с братом-близнецом иеродиаконом Мефодием (в миру Зинковский Станислав Анатольевич) составляет текст службы преподобному Серафиму Вырицкому.
В 2002 г. рукоположен во иеромонаха. Работал преподавателем в Санкт-Петербургской духовной академии.
В 2011 г. поселяется в пос. Вырица Ленинградской обл. и становится клириком храма Казанской иконы Божией Матери, рядом с которым почивают мощи преп. Серафима Вырицкого. В 2012 г. иеромонах Кирилл стал директором Волонтерских курсов в Санкт-Петербурге.
Источник: ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ. ISSN 2221-8246.
Научно-богословский и церковно-общественный журнал.
Фото: Рravoslavie.ru.
Примечания
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник 1859-1860. T. II. М., 2003. С. 205.
Там же. С. 649.
Там же. С. 205.
Там же. С. 201.
Там же. С. 629.
Там же. С. 703.
Там же. С. 301.
Там же. С. 162.
Там же. С. 44.
Там же. С. 454.
Там же. С. 135.
Там же. С. 211.
Там же. С. 405.
Там же. С. 457.
Там же. С. 405.
Там же. С. 405.
Там же. С. 505-506.
Там же. С. 408.
Там же. С. 497.
Там же. С. 209.
Там же. С. 96.
Там же. С. 361.
Там же. С. 151.
Там же. С. 274.
Там же.
Там же. С. 44.
Там же. С. 506.
Там же. С. 660.
Там же. С. 405.
Там же.
Ириней Лионский, свт. Против ересей. 4, 18, 5. М., 1868. С. 468.
Там же. С. 24.
Там же. С. 642.
Там же. С. 361.
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник 1860-1861: Созерцательное богословие. М., 2005. С. 519. ↩
Иоанн Кронштадтский, св. Предсмертный дневник. М.; СПб., 2003. С. 13.
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник 1859-1860. Т. II. С. 32.
Там же. С. 569.
Там же. С. 726.
Там же. С. 439.
Иоанн Кронштадтский, св. Предсмертный дневник. С. 33.
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник 1859-1860. Т. II. С. 679.
Иоанн Кронштадтский, св. Предсмертный дневник. С. 11.
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник 1859-1860. Т. II. С. 679.
Там же. С. 236.
Иоанн Кронштадтский, св. Предсмертный дневник. С. 51.
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник 1859-1860. Т. II. С. 227.
Там же. С. 278.
Там же. С. 275.
Читайте также
другие статьи в рубрике «Статьи об Иоанне Кронштадтском».