Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Главная Иоанновская семья Иоанн Кронштадтский Статьи и книги об Иоанне Кронштадтском Архимандрит Иосиф (Еременко): «Он хорошо знал, зачем человеку дается время»

Архимандрит Иосиф (Еременко): «Он хорошо знал, зачем человеку дается время»

 Проповедь, посвященная памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского, в Благовещенском кафедральном соборе г. Павлодара

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

У каждого из нас есть часы. Часы окружают нас всегда и везде: они на руке, в доме на стене, на полу, на полках, около кровати, на улицах, на фасадах общественных зданий… В любой момент мы можем посмотреть на часы: «Который час?». Часы нужны, чтобы не проспать, не прозевать, не пропустить, не опоздать, – чтобы все было вовремя. Однако это тот самый случай, когда мы, имея глаза, – не видим. Часто смотря на часы, мы не видим самого главного, – не видим, не понимаем, что время нашей жизни неумолимо утекает и его вернуть уже нельзя.

Люди бизнеса говорят, что «время – деньги». И по-своему они правы. Они не тратят время впустую, используют его рачительно, т.к. каждая минута – это произведенный продукт, материальный или интеллектуальный. И это благоразумие деловых людей – пример для подражания нам, христианам.

Часы – вещь не только весьма нужная и полезная, но и поучительная, назидательная. Часы призывают нас, христиан, задуматься о том, как мы пользуемся великим даром Божиим – временем. Как здесь, на земле, мы используем отведенное нам Богом время, такова будет и наша участь в вечности.

«Что такое время? Кто способен коротко и ясно определить его? А ведь в наших беседах мы ни о чем не говорим с такой уверенностью и столь часто, как о времени, и когда мы говорим о нем, мы, несомненно, понимаем, о чем говорим, и понимаем, о чем идет речь, когда слышим это слово в разговоре. Так что же такое время? Когда меня не спрашивают, я знаю ответ, но если меня попросят объяснить это кому-нибудь, я понимаю, что ничего не знаю», – писал еще в конце IV века блаженный Августин Иппонский.

Бог сотворил время прежде человека, которого создал святым, бессмертным «по образу Своему и подобию». Человек был бессмертным, время не имело над ним власти. Но ему была дана заповедь и определено наказание Божие за нарушение ее: «Смертью умрешь» (Быт. 2:17). Значит, жизнь зависела не от времени, но от исполнения заповеди Божией. Но после преступления заповеди Адам впал во власть времени, т. е. стал тленным и смертным.

Наша жизнь превратилась в бесконечный ряд разных дел и проблем. Время стремительно утекает, а мы не успеваем за ним. Мы все больше работаем и все реже останавливаемся, чтобы посмотреть на звездное небо. И проблема заключена не в недостатке времени, а в том, что мы не умеем им распоряжаться. С утра до ночи люди пытаются решать множество «срочных» и «неотложных» дел. Мы постоянно разрываемся между срочным и необходимым, и это отнимает у нас все силы.

Но если взглянуть на эти хлопоты с точки зрения вечности, то их сиюминутная значимость тут же померкнет.

Мы можем сделать так, чтобы время стало нам полезным.

«Если потеряешь деньги, то можешь приобрести вновь, но если погубишь время в суете, не можешь воротить его, а ведь Бог дал время для того, чтобы мы научились благочестию», – писал святитель Иоанн Златоуст.

Очень часто мы преступно относимся ко времени: «коротаем время», «тянем», «прожигаем», «убиваем время» – совершенно не умеем ценить время и пользоваться им. А ведь стрелки часов свидетельствуют, что время нашей жизни на земле стремительно утекает, утекает то время, которое мы призваны использовать, чтобы стать лучше, чтобы готовить себя к жизни с Богом в вечности. Легкомысленное отношение ко времени – наш грех, за который нам придется давать ответ Богу. «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1Пет. 1:17); «наблюдай время и храни себя от зла – и не постыдишься за душу твою» (Сир. 4:23-24).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский правильно воспользовался отведенным ему на земле временем. Он хорошо знал, зачем человеку дается время: «Время дано каждому из нас от милосердого Спасителя одуматься, раскаяться, исправиться, запастись с избытком елеем милосердия и всякой добродетелью, чтобы не постыдиться на суде. Итак, озаботимся приобрести ангельскую кротость и незлобие, любовь и милосердие, терпение и долготерпение, смирение и покорность, воздержание и чистоту и будем убегать противных этим добродетелям качеств. Такие добродетели и в этой жизни приобретают нам благословение Отца Небесного, а в будущей они поставят нас одесную Всевышнего Судии».

Отец Иоанн всю жизнь не знал отдыха. Каждую минуту, в течение 53 лет служения в Кронштадте, он был поглощен богослужением, делами милосердия, беспрерывным посещением лиц, нуждающихся в его утешении, в исцелении, в нравственной поддержке. Каждое мгновение своей жизни он использовал для личного совершенствования. Отец Иоанн, исходя из личного опыта, так писал о правильном времяпрепровождении: «Каждый день, час и минуту будь строгим наблюдателем и судией всех мыслей, желаний и всех движений сердечных, слов и дел, и не допускай себе оскверняться ни единым помыслом, воображением и желанием, греховным словом и делом, ведая, что Господь есть Праведный Судия, каждое мгновение судящий тебя и оценивающий всего твоего внутреннего человека. Для Бога соблюдай себя чистым непрестанно, ведь и конец твой близок»; «Покаяние прилежное, ежедневное и ежечасное, должно вести нас к исправлению, к добродетели и совершенству, день ото дня, час от часу должны лучше мы быть».

Даже время ночного сна для Кронштадтского подвижника не было потеряно: «Ночью душа наша свободна от суеты мирской, и потому свободно может действовать на нее мир духовный, и она свободно может принимать его впечатления, так что мысли и расположения сердечные у человека бывают мыслями и расположениями Самого Господа или Ангелов и святых, если человек праведен, и мыслями и расположениями диавола, если он грешник нераскаянный».

Так прожил он без малого 80 лет, проводя время, этот дар Божий, с полной самоотдачей, а потому и стал святым.

Вступая в Новый 2011 год бытия человечества от Рождества Христова, будем дорожить временем, будем благоразумно использовать отведенное нам на земле время, «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет. 4:2). Аминь.

2 января 2011 г.

Архимандрит Иосиф (Еременко),
 ныне - епархиальный секретарь Томской епархии РПЦ,

 автор книги «Святой праведный Иоанн Кронштадтский».


Читайте также:
Интервью с архимандритом Иосифом (Еременко): «Всероссийский пастырь указывает нам путь к Небу»

 

Никольский Морской собор
с приделом св. прав. Иоанна Кронштадтского,
г. Кронштадт, СПб.
Фото: milye-kartinki.ru.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+