Архимандрит Иосиф (Еременко): «Всероссийский пастырь указывает нам путь к Небу»
Интервью с епархиальным секретарем Томской епархии РПЦ, автором книги «Святой праведный Иоанн Кронштадтский»
Архимандрита Иосифа (Еременко), епархиального секретаря Томской епархии РПЦ, можно назвать особым другом Иоанновской семьи. Помимо почитания св. прав. Иоанна Кронштадтского в семье родителей отца Иосифа, сам он посвятил поиску, исследованию и архивированию фактов, документов, книг и других материалов о жизни, служении и деятельности Всероссийского пастыря, собранными им со всего мира, немалую часть своей жизни.
Сегодня отец Иосиф – герой нашей публикации в рамках серии «Иоанновской семье - 10 лет». Он согласился ответить на вопросы Pravprihod.Ru о своей книге, посвященной св. прав. Иоанну Кронштадтскому, семейном предании о Батюшке, совместной молитве и единении Иоанновской семьи.
«Ваша мама будет жить»
– Отец архимандрит, почему Вы решили собирать материалы об Иоанне Кронштадтском? С чего начиналось Ваше знакомство с богословским наследием святого?
– Предание об отце Иоанне Кронштадтском хранится в нашей семье, проживавшей тогда во Владикавказе. Моя прапрабабушка по материнской линии Агриппина Тихоновна Канищева (в девичестве Гутченко) имела много детей. Роды седьмой дочери были неудачными, началось заражение крови. Врачи ничем помочь не могли. Тогда старшая дочь ее Евдокия (бабушка Дуня) послала телеграмму в Кронштадт, в которой сообщала отцу Иоанну о беде и просила молитв. Отец Иоанн Кронштадтский ответил так же телеграммой, в которой было написано: «Ваша мама будет жить». И чудо совершилось – Агриппина Тихоновна пошла на поправку и вскоре совершенно выздоровела.
Подробно и громко об этом говорить в советское время было опасно. Безбожники-большевики умели репрессировать не только своих современников, но и давно перешедших в мир иной – они умели репрессировать Историю.
Тем не менее, кроме этого устного предания, в семье, с Божией помощью, сохранились и материальные свидетельства об отце Иоанне Кронштадтском: его портреты и книги. Этот подвиг совершила моя бабушка Нина Александровна.
Говорю «подвиг» безо всякого преувеличения. Известен, например, такой факт. В 1936 году органы НКВД по Ленинградской области приговорили к шести годам лишения свободы клирика Троицкого Измайловского собора г. Ленинграда протоиерея Арсения Рослякова в том числе и за хранение «церковно-монархической литературы»: произведений отца Иоанна Кронштадтского, Троицких листков и др.
Так что благодаря бабушке, мое знакомство с богословским наследием Кронштадтского пастыря началось с самого раннего детства, как научился читать, по тем его книгам, которые хранились у нас.
Когда по окончании Московской духовной академии надо было определяться с темой кандидатской диссертации, то в списках тем, предложенных заслуженным профессором МДА Константином Ефимовичем Скуратом, с радостью нашел тему о св. прав. Иоанне Кронштадтском. После многих лет замалчивания стало возможным не только говорить о Кронштадтском праведнике, но и открыто изучать его творения. Естественно, проблем с выбором темы работы у меня не было.
«Это Ваша работа на всю жизнь»
– Расскажите, пожалуйста, о Вашей книге «Святой праведный Иоанн Кронштадтский», которая вышла в 2015 году. Как проходила работа над ней? Какими источниками пользовались?
– Сразу после защиты кандидатской диссертации было настроение, что дело сделано. И все! Но тогда Константин Ефимович Скурат сказал мне: «Это Ваша работа – на всю жизнь». Тогда не обратил особого внимания на его слова, но они оказались пророческими. Через несколько лет как-то сама собой работа над темой продолжилась и уже не прекращается.
После 1999 года начали издаваться расшифрованные дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, хранившиеся в Государственных архивах в виде рукописного авторского текста. Также были изданы труды об отце Иоанне, стало доступно духовное наследие богословов, историков и писателей Русского Зарубежья. Мною за это время были выявлены публикации о Кронштадтском подвижнике в церковной периодике того времени, хранящейся в Российской национальной библиотеке г. Санкт-Петербурга, Омской Государственной областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина, Казахстанской национальной библиотеке г. Алма-Аты, в библиотеке Томской духовной семинарии и Научной библиотеке Томского государственного университета.
Книга, о которой мы говорим, – это существенно дополненная часть моей диссертации.
Благодарен Главе Казахстанского Митрополичьего округа, митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру за благословение на издание этой книги в год, когда Русская Церковь широко и торжественно отметила знаменательную дату – 25-летие канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского. Поддержанный святительскими молитвами митрополита Александра, руководимый его разумом, поощренный его сочувствием и благожелательностью, подготовил рукопись к изданию.
В 1999 году состоялась защита моей кандидатской диссертации. В том же году, по благословению архиепископа Астанайского и Алма-Атинского Алексия (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский), работа была издана в г. Павлодаре отдельной брошюрой. Издание было посвящено 2000-летию Рождества Христова и 170-летию со дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского.
– Были ли у Вас другие книги, публикации, посвященные святому?
– В газете «Благовещение» периодически печатались мои статьи о Кронштадтском праведнике.
«Иоанновская семья – уникальное явление в жизни Русской Церкви»
– Расскажите, пожалуйста, о себе. В каком возрасте пришли к вере? Когда и почему решили посвятить жизнь служению Богу?
– К Богу меня принесли мама и бабушка – меня крестили в три месяца. Мне посчастливилось родиться в православной семье. Всегда знал, что буду служить Богу в Церкви. Моим религиозным воспитанием занимались прабабушка (она скончалась, когда мне было десять лет), бабушка и мама. Они и дали первые уроки веры и благочестия. Дома меня учили молитвам. Некоторые молитвы знал наизусть, еще не умея читать, на слух. Были дома Евангелие, духовная литература. Бабушка выписывала Журнал Московской Патриархии. По воскресеньям и праздникам ходили в церковь.
А в остальном – все обычно: школа, Советская Армия, университет, Московские духовные школы и служение в Алма-Ате и Павлодаре, а теперь – в Томске.
– В 2019 году грядет юбилей Иоанновской семьи. Что думаете о таком единении храмов, монастырей, приютов и иных православных организаций, носящих имя Иоанна Кронштадтского в России и за рубежом?
– Иоанновская семья – уникальное явление в жизни Русской Церкви. Не случайно ее создателем и руководителем является протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря. Духовная связь рода Беляевых и семьи отца Иоанна не пресеклась и ярко, закономерно проявилась в 2009 году, когда отец Николай объединил Иоанновскую семью.
Трагедия 1917 года, разрушившая нормальное течение жизни русского православного народа, пресекла на многие десятилетия деятельность и Общества в память отца Иоанна Кронштадтского и Иоанновского православного братства, учрежденных в Санкт-Петербурге в 1909 году, сразу же после кончины отца Иоанна Кронштадтского, его почитателями и духовными чадами. И ровно через 100 лет, в 2009 году, хоругвь служения ближним во славу Божию и в живую память о святом праведном Иоанне Кронштадтском вновь высоко поднял отец Николай, объединив Иоанновскую семью.
– Как Вы думаете, какое значение имеет молитва в таком деле?
– Конечно, молитва здесь стоит на первом месте. В молитве есть могучая сила, таинственно проникающая в сердца людей и располагающая их к любви, сочувствию, соработничеству, соединяя некогда разъединенных людей в духовную семью.
– Что бы Вы хотели пожелать Иоанновской семье?
– Желаю всем, особенно же – отцу Николаю, несокрушимого духовного и телесного здравия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский указывает нам путь к Небу и является помощником на этом пути, поддерживая, вразумляя, укрепляя нас своими молитвами у Престола Божия. И другого пути у нас нет.
Справка. Архимандрит Иосиф (Еременко) родился 9 декабря 1965 года в Алма-Ате в семье служащих. Окончил Республиканскую физико-математическую школу Алма-Аты, учился на физическом факультете Томского государственного университета и КазГУ им. С.М. Кирова. С 1991 по 1992 годы преподавал в Республиканской физико-математической школе Алма-Аты. В 1997 году окончил Московскую духовную академию, в 2003-м – Северо-Казахстанский юридический институт Казахского государственного юридического университета. В 1999 году получил ученую степень кандидата богословия за диссертацию «Духовная жизнь по творениям святого праведного Иоанна, протоиерея Кронштадтского». В том же году в Павлодаре диссертация была издана отдельной книгой.
8 августа 1994 года пострижен в монашество с именем Иосиф в честь св. прав. Иосифа Прекрасного. 9 августа 1994 года рукоположен в иеродиакона, 11 августа того же года – в иеромонахи.
В марте 1995 года назначен на должность заведующего Епархиальным отделом богословского и религиозного образования и штатным клириком Никольского кафедрального собора города Алматы, а в апреле по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан игумена с возложением наперсного креста и набедренника. В период с 1995 по 1999 годы был клириком Вознесенского кафедрального собора г. Алматы, настоятелем Христо-Рождественского храма Павлодара, благочинным церквей Павлодарского округа, настоятелем Благовещенского кафедрального собора Павлодара. В 2002 – 2007 годах был редактором областной православной газеты «Благовещение».
В 2002 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен права ношения креста с украшениями. С декабря 2010 года – секретарь Комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа в Республике Казахстан, руководитель издательского отдела Казахстанского Митрополичьего округа.
17 апреля 2011 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возведен в сан архимандрита. С 2017 года - епархиальный секретарь Томской епархии. Имеет церковные и государственные награды.
Материал подготовлен редакцией Pravprihod.Ru.
Фото: Миссионерско-апологетический проект «К Истине»;
официальный информационный вестник «Талдыкорганское благочиние»;
официальный сайт Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии
и из личного архива архим. Иосифа.