Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Главная Иоанновская семья Путеводитель Интервью Иерей Марк Кравченко (Москва): Полагайте Христа фундаментом жизни

Иерей Марк Кравченко (Москва): Полагайте Христа фундаментом жизни

16 января 2022 года день своего рождения празднует иерей Марк Кравченко, и.о. настоятеля Иоанновского храма в Жулебино (район Москвы). А 17 января, в день памяти святого апостола и евангелиста Марка, у батюшки именины. От всего сердца поздравляем его с этими праздниками!

Отец Марк – войсковой священник центрального казачьего войска, член общественного совета при УВД Юго-Восточного округа столицы, многодетный отец. В этом интервью он рассказал о своем опыте воспитания детей, пастырской и общественной деятельности.

– Отец Марк, расскажите, пожалуйста, о своем детстве, о родителях.

– Я, Божией милостью, родился в советские годы в семье священника, что, конечно, наложило отпечаток на всю мою жизнь, определило воспитание, которое дали родители. Нас в семье три брата, и росли мы в среде, отличной от той, в которой жили наши одноклассники: мы не были ни октябрятами, ни пионерами, ни комсомольцами также, как отец и дед. Конечно, то, что ты «белая ворона» в классе, влияет на характер, налагает определенную черту, которая, как струнка в жизни, подтягивает тебя и укрепляет. Были различные стычки, драки, но это закаляло наши характеры. Вера и любовь к Богу и ближнему не позволяли нам озлобляться.

С детства мы видели пример отца и матери. Мать у меня закончила два института, но на работу ее не взяли – из-за того, что она была женой священника. Как можно попадью взять в трудовой коллектив? Хотя моя мать была специалистом по программному обеспечению компьютеров, и в таких специалистах тогда очень остро нуждались. Но она, в основном, занималась хозяйством и воспитанием детей.

Отец служил, всегда был востребован. Ему от советской власти досталось много лишений и скорбей, но все это с Божией помощью было преодолено. Можно рассказать много интересного о священнической жизни отца, в том числе связанного с нашим детством.

Главное воспоминание – это ожидание отца после службы. Он исповедовал людей по два-три часа. Священников в годы перестройки не хватало, поэтому крестили за один раз по сто, сто пятьдесят, двести человек! Сейчас я даже не представляю себе, как двести человек крестить одновременно!

Одним из серьезных, сложных периодов в жизни моего отца был раскол во Владимиро-Суздальской епархии. Архимандрит Валентин создал свою, как шутили священнослужители, «свободную от Бога церковь». Отец ездил в Суздаль и проводил беседы с прихожанами, объясняя, чем страшен раскол в Церкви. Все это происходило на наших глазах. Сейчас отец служит в Гусь-Хрустальном Владимирской области, восстанавливает разрушенный Свято-Троицкий храм. При приходе действует духовно-просветительский центр, работает воскресная школа для детей и взрослых. Все лучшее, что видим у отца, мы привносим в свои приходы.

Старший брат служит в Москве и строит храм на Кетчерской улице по программе «200 храмов». Младший брат служит во Владимирской области в Ковровском благочинии.

– Батюшка, кто еще из священников, кроме отца, повлиял на Ваше духовное становление?

– Господь сподобил нас увидеть многих священнослужителей, носителей целой эпохи, можно сказать, представителей ценнейшего архива церковного. Прошедшие лагеря, ссылки, тюрьмы, они общались с людьми святой жизни, с будущими новомучениками. Мы увлеченно слушали их рассказы об исповедничестве, мученической кончине за веру Христову и это вызывало у нас, детей, благоговейный трепет.

Семьей мы часто приезжали в гости к благочинному Вязниковского района отцу Лонгину (Тарановскому), который отсидел в лагерях за веру не одно десятилетие. Его рассказы для нас, мальчишек, были очень назидательными, увлекательными, и каждый задумывался: а в чем я готов подражать? А смог бы я в таких обстоятельствах выдержать, пострадать за Христа? Не отречься от Бога? Еще детство связано с отцом Вениамином (Румянцевым) из Гороховца, к которому наша семья ездила на исповедь, с отцом Наумом (Байбородиным) из Троице-Сергиевой лавры. Примеры жизни этих батюшек были для нас весьма назидательными.

Во время обучения в семинарии и академии Господь сподобил меня быть рядом с отцом Кириллом (Павловым) и проходить у него ставленническую исповедь перед рукоположением в диакона и во священника. Отец Кирилл – пример еще более значимый. Батюшка для всех нас был легендарной личностью, не только как защитник Сталинграда, но и, что самое главное, как защитник России Духовной. Он поддерживал многих людей в годы гонений, вдохновлял их. Ну, а для меня батюшка был добрым пастырем, утешающим во многих трудностях, путеводным маяком, помогающим избегать столкновений в житейском море с подводными камнями, от которых можно было пострадать. Достаточно было батюшку не послушаться всего один раз, и жизнь пошла бы совсем другим путем. Заслуга духовника в том, что он указывает путь ко Христу, при этом не заслоняя собой Христа, помогая не сбиться в том жизненном крестоношении, к которому каждый из нас призван. Пример батюшки будет жив для нас и для наших детей и поможет быть ближе к Богу и сохранить себя в Церкви Христовой.

– Отец Марк, какие были самые яркие, запомнившиеся события в начале Вашего пастырского служения?

– Каждый священник в первую очередь отмечает день духовного рождения, когда он становится диаконом, пресвитером. Это самое запоминающееся событие, потому как происходит твоя Пятидесятница. Все мы, священнослужители, переживали это один раз в жизни, и можем засвидетельствовать, что этот день непростой. Непростой, потому что ты становишься служителем алтаря Божия, Престола Божия. Это страшная, величайшая ответственность, которая лежит на каждом из нас. Сам человек эту ответственность понести не может, но лишь благодаря Божественной благодати, о которой говорится в молитве во время Таинства Рукоположения, что сообщается «благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Укрепляясь Духом Святым, каждый из нас совершает таинства у Престола Божия. Невозможное становится возможным. Ведь люди идут к священникам не с радостью, а со скорбями и множеством грехов. И если бы служение священника было основано лишь на человеческом, физическом труде, то никто бы этого не выдержал.

Люди приходят на исповедь, за советом, и, если мы просим у Бога помощи и молимся внутри себя, Господь через нас дает тот единственно верный ответ, который нужен человеку. Это самое важное в жизни каждого священника. Потом приходят и говорят: «Батюшка, спасибо, Вы посоветовали…», и остается только сказать: «Слава Богу, Господь помог, открыл!» Это заслуга Божественной благодати, передающейся испокон веков, свидетельствующей об истинности Церкви и дошедшей до нас от Христа и Его учеников. За каждый день благодаришь Бога, радуешься, что день прожит не зря, удалось кому-то помочь, и ты горишь, как свеча, и освещаешь пространство не напрасно. Людей в храме становится больше, они просыпаются от греховного сна, меняют свою жизнь. Это дает надежду на будущее, страна в целом потихоньку возрождается.

– Расскажите, пожалуйста, о своем знакомстве с матушкой. Кто-то повлиял на Ваш выбор? Кто благословил Ваш брак? 

– Ответ на этот вопрос местами даже смешной. Сразу вспоминается, как отец рассказывал нашему старшему брату, третьекласснику, как надо выбирать себе жену, а мы, маленькие, внимательно слушали. Отец заставлял нас читать жития святых и пересказывать их. Потом делать выводы, почему именно так, а не иначе происходит в жизни того или иного святого. Понуждал нас разбираться в жизни: как выбирать друзей, жену.

Этот вопрос вызвал у меня улыбку, потому что ни в школе, ни в семинарии я не давал волю чувствам. Были девчонки, которые мне нравились, но я уже в те годы знал, что надо смотреть на родителей девушки, на всю семью в целом, потому что менталитет семьи, воспитание, которое дали девушке в родительской семье, будут влиять в дальнейшем на всю нашу жизнь. Женившись, приобретаешь не только жену, но и ее родственников. Поэтому, помня советы родителей, их рассказы о своем знакомстве, я до женитьбы особо ни с кем и не встречался.

Первое, на что я обращал внимание: девушка – верующий человек или неверующий. Я с детства понимал, что хочу стать священником, в подражание благому примеру своего отца. В годы семинарии я нес послушание в смешанном хоре, где пели вместе семинаристы и девушки, обучающиеся в регентской школе. Естественно, там с выбором было сложнее, чем в школе. В школе понятно: все неверующие, выбирать некого. А здесь надо было приглядываться серьезней. Но по поводу своего выбора я не переживал, потому что знал, что есть старцы, у которых можно спросить благословение.

Мой отец брал благословение на брак у отца Иоанна (Крестьянкина). Во Владимире был юродивый старец Георгий, с которым я советовался. И ходил он в храм святого князя Владимира, где отец был настоятелем. Обращаться к блаженному Георгию меня благословила петербургская странница Любушка Сусанинская.

Старец Георгий говорил одно-два слова, и все было понятно. Если сказал, что «пешка», значит – человек пустой, ненадежный, и продолжать общение с ним не стоит. Когда мы к нему обращались за советом, понимали, что он помолится и подскажет правильное решение. Поэтому я приезжал к нему на каникулах и спрашивал: «Георгий, а можно мне с этой девушкой познакомиться?» Он говорил: «Не надо», добавляя иной раз какие-то слова. Причем, естественно, я ему не рассказывал подробностей, но он мог сказать: «Теща плохая. Жить с женой не сможешь из-за тещи».

Наконец, когда я приехал в четвертый или в пятый раз и снова спросил: «Можно ли познакомиться?», блаженный Георгий рассмеялся и ответил: «Можно». Услышав ответ, я был даже удивлен. При этом понимал, что прийти спросить у старца – это одно, а вот сможешь ли выполнить совет – это уже вопрос другой и, может быть, даже более важный. Ведь речь шла о выборе самого близкого и дорогого человека.

Получилось так, что, учась в семинарии, я подружился с братом моей будущей жены Сергеем, который сейчас служит в Храме Христа Спасителя. Тогда он иподиаконствовал у патриарха Алексия, а я был келейником и иподиаконом у владыки Арсения, митрополита Истринского. Позднее Сергей познакомил меня со своей мамой, моей будущей тещей.

Теща моя, жена ныне покойного протоиерея Геннадия Куксова, всю жизнь, с детства, ездила к отцу Кириллу (Павлову), а я тоже у него окормлялся. И вот однажды произошло событие, запомнившееся не только мне, но и монахиням, которые несли послушание у батюшки. Когда мать моей будущей жены приехала в очередной раз к батюшке, он воскликнул: «Вот! К Марку Ивановичу теща приехала!» Будущая теща моя стушевалась, но восприняла это как благословение. Как любой верующей матери, ей хотелось, чтобы было благословение старца и духовника на создание семьи.

– Получается, Вы «влились» в семью заранее?

– Да, «влился» сначала в семью родительскую, а потом познакомился с Натальей. Знакомство было такое. Она приехала из Пскова, где тогда училась, и хотела меня поцеловать в щеку, как друга брата и семьи. А я пошутил, сказав, что целоваться будем после свадьбы. На что была бурная, смешная реакция. В итоге, все переросло в нечто большее, и мы, получив благословение, поженились.

– Батюшка, Вы – многодетный отец. Расскажите, пожалуйста, о своих детях. 

– Детей у меня восемь всего. Из них один малыш, Георгий, у нас умер. Старшему сыну 17 лет. В этом году он поступил в семинарию, в Троице-Сергиеву лавру. Там учились его дед, дяди, отец. Для него учеба в том же самом учебном заведении – и радость, и груз. На нем лежит ответственность – «не стать хуже». Дочка Варвара учится в колледже. Коля, Миша, Сережа – школьники. После них у нас был младенец Георгий, который после двух операций на сердечке умер в возрасте полутора лет. Потом идут Илюша и Таня. Таня самая младшая, ей 4 года. Всего у нас две девочки и шесть мальчиков.

– Каковы, на Ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семье? 

– Для детей всегда важен пример родителей. В семье дети являются лакмусовыми бумажками. Что им родители привили, дали, то они и получили. Иногда в народе говорят, что воспитание ребенка начинается с бабушки. Не только с бабушки. Многое начинается с зачатия ребенка. Все грехи и страсти, которые родители не победили в себе, передаются детям. Детям придется с этими душевными недостатками бороться. Для нас с супругой очень важна была наша духовная жизнь, ответственность за то, чтобы с детьми все было в порядке. Дети за нами смотрят, подглядывают, будут повторять то, что мы делаем.

Самое главное, что мы стараемся привить детям – это вера и страх Божий. Если не будет веры, то не будет и страха Божия. Если у человека с детства было понимание ответственности перед Богом, было богобоязненное, хотя бы временами, житие, то он, даже если оступится и упадет в жизни, встанет и пройдет тот жизненный путь, который каждый христианин должен пройти.

Нужно научить детей уже с детства отвечать за свои поступки, чтобы они понимали, что выбор – за ними, и ответственность за этот выбор – на них. Этот выбор очень ответственный, ведь даже маленькие ошибки могут привести к тяжким последствиям.

Внушаем, чтобы дети всегда говорили правду, даже если она будет горькой. Приходится много беседовать, объяснять, почему нельзя, к примеру, даже мелкий грех совершать. Понятно, что каждый из нас совершает мелкие грехи, но когда человек знает, где грех, а где добродетель, он будет стремиться к той духовной чистоте, к которой каждый из нас призван.

Детям сейчас предстоит бороться не только с телевизором, как это было в советские годы. Им стало доступно то, чего мы никогда не видели. Ребенку ежедневно приходится себя в чем-то ограничивать. Например, в сладком, которое сейчас является химической продукцией и вредит здоровью. В духовной жизни то же самое, много «химии», много всего завуалированного, безнравственного, даже мультики и кинофильмы для детей стали глупыми, не имеющими смысла, по сравнению с теми кинофильмами, мультфильмами, которые создавались в советские годы. Тогда еще мы доедали духовный хлеб предков. Остатки нравственности, невзирая на даже богоборческий и безбожный период, проглядывают во всех мультфильмах советского периода.

– Батюшка, как ограничивать детям просмотры телевизора и интернета?

– Мы пользуемся советом отца Вениамина. В связи с приближением празднования тысячелетия Руси по телевизору стали показывать фильмы о Церкви, о вере, и наш отец собрался покупать телевизор (до этого он слушал радиоприемник). Отец Вениамин дал по этому поводу замечательный совет: «Да, купить телевизор можно, и смотреть можно, но не больше, чем молились Богу в этот день». Детям можно телевизор посмотреть или в компьютер поиграть (в какие-то развивающие игры или исторические), но опять же не больше того времени, что молились Богу. Учишься ценить время. Потому что просидеть перед телевизором одну серию или две – это быстро, а вот помолиться столько же Богу… Конечно, они не сидят с секундомером у компьютера, но им понятен сам принцип.

– Что ценное и важное еще Вы прививаете детям? 

– Стараемся им привить, чтобы ценили жизнь, ценили время как дар Божий, когда мы можем сделать что-то полезное для себя, для близких, для Отечества. Мы с супругой молимся за детей, и они молятся за нас, особенно в трудные периоды жизни. Смерть нашего младенца, его предшествующая болезнь наложили на детей отпечаток. Они помогали нянчиться, было тяжело, иной раз, может быть, даже роптали, но потом, когда малыш умер, столкнулись с тем, что время уже не вернуть, и прощения уже не попросить… Для них было большим потрясением, что маленького младенца, братика больше нет. Это урок, насколько надо друг друга ценить и любить. Дети приходят к нему на могилку, молятся за него и просят, чтобы он похлопотал у Бога.

К сожалению, сегодня компьютерные игры учат убивать. Детей обкрадывают, изначально формируя некую аморфную личность, для которой нет ничего святого, и у которой нет устремления в будущее.

– Отец Марк, с какими сложными проблемами воспитания чаще всего сталкиваются современные родители?

– Проблемы есть двух категорий: духовные и материальные. Материальные мы испытываем одни и те же: накормить, дать образование, которое с каждым годом обходится дороже. И чем больше семья, тем больше ответственность. Но, как говорят, воспитай первого, за ним потянутся остальные дети. Проблема современных родителей заключается в том, что многие женщины не имеют возможности заниматься воспитанием детей, перекладывают дело воспитания на других: учителей, воспитателей. И возникает вопрос, кто вообще занимается воспитанием твоего ребенка? В школе, мы знаем, сделали акцент на образовании, и воспитанием заниматься не хотят. Дедушки, бабушки часто живут обособленно, общение с внуками и детьми происходит эпизодически. Ребенок воспитывается интернетом, а правильно пользоваться им родители ребенка не научили. По этой причине происходят те трагедии, свидетелями которых мы становимся. Детки попадают в ненормальные группы, виртуальные пространства, где им навязывают сатанинские идеи, доводящие до самоубийств. Родителям нужно отслеживать, чем дети занимаются в интернете, в каких группах состоят в соцсетях. Это не должно иметь характер полицейского надзора, но ребенок должен понимать, что родители к нему неравнодушны. Неравнодушно и он должен относиться к родителям.

Интернет-среда предлагает ложную трактовку истории нашего Отечества, мировой истории, истории религий. Дети могут набраться этой лжи, которая потом выведет не только на баррикады, но и сделает детей богоборцами. Родители должны очень внимательно относиться к той жизни, которую предлагает виртуальная реальность во всех ее проявлениях. Нужно внимательно воспринимать слова, высказывания своих детей, которые могут насторожить и свидетельствовать о том, что ребенок попал под чужое влияние, в какую-то зависимость. Сейчас в интернете и наркотики распространяются. Как показал случай в Керчи, подросток имел определенные увлечения в интернет-пространстве, которые довели его до массового убийства и самоубийства. Нельзя воспитание своих детей – то, что было нам Богом доверено испокон веков – перекладывать на других.

– Сегодня среди подростков очень остро стоит проблема сквернословия, оно стало почти уже нормой. Какова причина такого явления?

– Причина кроется во взрослых. Приходится признать тот факт, что в советские годы люди не позволяли себе ругаться при женщинах и детях даже в пьяном состоянии. У мужчин в те годы было понятие о благородстве, причем независимо от их происхождения. Люди даже друг друга одергивали, я это помню. А сейчас что произошло? Людей приучили к греху. Установка «все так живут» опускает человека до такой низости, что у него не остается ничего святого, этой психологической установкой можно оправдать все, что угодно. И мы видим, как с молчаливого согласия многих творятся в мире беззакония. В общественном транспорте сквернословам боятся сделать замечание, или не хотят… Дети это слышат и впитывают. Приходится объяснять, что эти слова имеют нехороший смысл и тот, кто этими словами ругается, будет наказан Богом. Самое главное, чтобы подросток понимал, что слово – это дар Божий, что Бог Словом мир сотворил, что слово – это энергия, имеющая огромную силу и огромное влияние.

Если бы мы не были теплохладными в вере, этого безобразия не было бы.

Люди чаще всего приходят в храм только на Пасху и на Крещение – освятить куличи, вербу, взять крещенской воды. А еще больше тех, кто был крещен, и дай Бог, если будет отпет. А остальная жизнь где? Она прошла мимо. В детстве пронесли мимо храма. Родители не воспитали. И сам человек не удосужился зайти. В итоге, у таких людей нет понимания, что есть Бог, вера, духовный мир, загробная жизнь.

Я никогда не забуду один случай, произошедший в нашем храме. Один мужчина в разговоре со мной стал бросать обвинения в адрес Церкви. Я уговаривал его зайти в храм, на что он мне ответил, что у него Бог в душе, но ради любопытства все-таки согласился зайти. Входя, он споткнулся о порог и, падая, высказал все, что было на душе. И в душе места Богу не оказалось. На что я ему, конечно, и сказал: «Смотри, ты еще даже не умираешь, и опасность не смертельная, но ты уже в падении говоришь совсем другие слова».

Поэтому, когда мне говорит кто-то, что у него Бог в душе, то мне вспоминается этот случай, и я задаю вопрос: «Когда больно или в минуту опасности, вы что скажете? Что у вас выскочит из души?» К сожалению, это будет не божественное.

– Батюшка, что может случиться, если человек упорствует в своих грехах, не исправляет свою жизнь?

– Человек верующий понимает, что за все будет возмездие. А как происходит возмездие? Приезжают врачи, констатируют смерть. Как в народе говорят: «Как жил, так и умер». Ругающийся матом умирает особым образом. Господь показывает, что жизнь и бранные слова, которые человек произносил, были Ему неприятны. Тут может быть все, что угодно. Потери памяти и рассудка, когда Бог отнимает ум или когда человек умирает, задохнувшись собственным языком. Смертей, которые обличают жизнь человека и показывают отсутствие покаяния, довольно много.

Детям нужно объяснять, что, по Евангелию, за каждое праздное слово дадим ответ. А если оно было ругательным, а если оно было хульным? Матерщина – это что? Это оскорбление Матери Божией, оскорбление Родины-матери, оскорбление той матери, которая нас родила и воспитала.

– Отец Марк, очень остро в нашей стране стоит проблема абортов. Как бороться с этой бедой?

– Святейший Патриарх призвал православных людей протестовать против этого бесчинства. Но давайте правде в глаза посмотрим. Любой грех связан не только с состоянием отдельно взятой семьи, но со всей ее родословной, то есть с родом, а далее – со всем народом в целом. Вопрос в том, почему аборт делается? Аборты, в основном – следствие того, что люди хотят пожить в свое удовольствие.

Жизнь собственного ребенка люди приносят в жертву карьере, беспечному житью. Потом они хотят зачать ребенка, но не могут. В итоге у нас полно медицинских центров, где сначала делают аборт, а затем лечат бесплодие. Убийцы собственных детей становятся директорами, политиками, депутатами, бизнесменами… Если они не покаялись, не изменили свою жизнь, будут ли они трудиться на своем посту так, как это нужно для блага Отечества? Нет. А дальше мы видим, что эти политики выступают против запрещения абортов. Это свидетельствует о чем? Если они не пожалели своих детей, то неужели они нас с вами или наших детей пожалеют?

Когда кто-то возмущается плохими чиновниками, нужно в первую очередь задать вопрос самому себе: а ты сам родил, вырастил, воспитал того хорошего чиновника, который для начала не убьет своих детей, а потом, достигнув чего-то в жизни, не принесет чужих детей в жертву собственным амбициям, порокам и страстям?

– Батюшка, подскажите, как помогать детям в борьбе со страстями?

– Разница между кающимся грешником и упертым гордецом всегда была и будет. Если мы хотим, чтобы у страны было будущее, мы должны объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо. С точки зрения того, что такое грех перед Богом, и что такое правда Божия. Самое главное, чтобы дети понимали, что грех, по учению святых отцов и учителей Церкви, – это начало смерти. Подтверждение этому мы видим в жизни. Пьяница умирает от пьянства и сопутствующих болезней, наркоман от наркотиков... Гордецы раньше погибали на дуэлях, сейчас, иной раз, на встречной полосе сталкиваются, к сожалению, иногда невиновных забирая с собой. Это происходит сплошь и рядом. Когда человек не борется со своими греховными страстями, эти страсти уничтожают его.

– А как вразумить такого человека?

– Для этого есть Промысл Божий, который всех нас когда-то вразумляет и научает. Важно, слышим ли и слушаем ли мы голос Божий или же, услышав, сопротивляемся.

Поэтому, дай Бог, чтобы и кадеты, и наши детки, и наши читатели понимали, что главное – это борьба с грехом для того, чтобы не умереть не только духовно, но и раньше времени физически.

– Отец Марк, а каково значение героя в жизни мальчика? Какие имена сейчас вдохновляют молодых военных, казаков, кадетов на будущие подвиги?

– Бог нас миловал еще и тем, что Земля Русская богата великим множеством талантов. Имена святых князей, воинов, преподобных у всех на слуху, они известны всем детям. В школах дети узнают о святых Александре Невском, Димитрии Донском, Сергии Радонежском, Феодоре Ушакове и многих других.

Счастье, что мы родились в России. Мы знаем множество святых из казачьих семей. Это святой Иоанн Русский, мощи которого, хотя и почивают в Греции, на острове Эвбея, но этот святой наш, он нам близок. Надо сказать еще о новомучениках и исповедниках российских, среди которых тоже были святые казачьего происхождения. Самое главное для ребят, чтобы они учили историю, учили и понимали, что история – это предмет, напрямую связанный с религиями мира, и для нас, живущих на Руси – с Православием. В противном случае стояние на реке Угре или чудо, явленное казакам в праздник Покрова Богородицы, становится непонятным. Перевирается история, если не говорить о чудесах и милостях Христа Спасителя, Божией Матери и святых угодников. Кадетам мы это стараемся объяснить, остальные школьники остаются обделенными. Если им родители об этом не расскажут, то они об этом узнают только, когда вырастут. Например, в русско-турецкую войну все защитники знали, что они воюют за Ясли Господа, поэтому, обороняя русские рубежи, духовно были там. Ну, кто у нас на уроках истории об этом говорит? Мало кто. Для того чтобы имя святого, защитника Русской Земли, вдохновляло, ребенок должен о нем знать и слышать. У ребенка верующего кругозор будет шире, потому что он, приходя на богослужение, празднуя память того или иного воина-покровителя небесного будет знать, что ему нужно молиться святым Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Феодору Ушакову или покровителю флота апостолу Андрею Первозванному.

Для наших кадетов было знаменательным событием, когда один из прихожан, прошедший чеченскую войну, пришел и рассказал, как он остался в живых, благодаря помощи святителя Николая. Он просто упал на колени, а за ним вслед все новобранцы, находящиеся у него в подчинении, все вместе взмолились святителю Николаю, и он их спас от смерти. Всех. Всех до единого.

Детей, воспитанных без Бога, обокрали несколько раз и в воспитании, и в образовании, и во всем. Сейчас имена святых, в том числе защитников Земли Русской, обретают новое значение для всех нас. Казаки, присоединявшие к России Кавказ, Сибирь, Урал, Камчатку, не становились местечковыми князьями, как могли бы сделать. Они служили Родине и присоединяли все земли к России. Таким должно быть мышление у наших современных сограждан, у всех, независимо от занимаемого поста. Нужно делать не для себя, а для блага и пользы Отечества, народа и Церкви.

– Отец Марк, Вы являетесь членом Общественного совета при УВД Юго-Восточного округа и ежемесячно проводите беседы с полицейскими. Расскажите, пожалуйста, об этой деятельности.

– В адрес полиции и Церкви часто можно услышать нелицеприятные высказывания. Возникает вопрос: а кто этих людей воспитал, вырастил и почему эти структуры или даже наши прихожане стали такими? Мне всегда вспоминается случай, который произошел с моим отцом.

Как-то его вызвали разобрать жалобу на священника. Он выслушал жалобщиц, недовольных выпивающим батюшкой, а потом пошел по рядам и спросил тех, кто больше всех жаловался: «А где ваши дети?» Ни одна из них не назвала достойного места в жизни своих детей. Кто-то пьет, кто-то сидит…

Они на батюшку жаловались, а свои дети оказались еще хуже. И тогда мой отец сказал: «У нас священников нет. Ваше селение за 70 с лишним лет не воспитало ни одного священнослужителя. Вот когда воспитаете, тогда мы вам его пришлем, и он будет вас устраивать». Конечно, на отца пожаловались владыке Евлогию. Отец ответил: «Владыка, пусть они хоть раз задумаются над тем, где мы должны брать священников».

Когда речь заходит о полиции, я хочу спросить, а кто воспитал и вырастил хорошего полицейского, хорошего врача, хорошего учителя, чиновника и тем более священнослужителя? В результате, вопросы зависают в воздухе, потому что ответы на них будут нелицеприятными.

Окормляя полицейских, я говорю о заповедях Божиих, о том, что надо служить Отечеству достойно, поскольку это их призвание. Стараюсь рассказывать о церковных праздниках и о значении духовного и нравственного воспитания человека как личности. У них очень непростое служение, и оно обретает смысл только тогда, когда человек верующий. За сотрудников полиции мы молимся. Кто-то из сотрудников полиции в нашем храме венчался, кто-то крестил своих детей.

Для того, чтобы была соблюдена честь мундира, человек должен духовно-нравственно быть сам себе полицейским. Сам за собой следить, сам себя оберегать от каких-то нехороших действий и поступков. Беседуя с сотрудниками полиции, всегда говорю истину непреложную: грех начинается с помыслов, а помысл превращается в действие. Если поймали воришку в первый раз, значит, есть шанс, что он исправится, а если в первый раз не поймали, он продолжает воровать, становится матерым рецидивистом и уже сам свою жизнь рад бы изменить, да не может. Полиция в какой-то степени помогает соблюдать заповеди Божии тем, кто их забыл. Поэтому честь и хвала тем, кто находится на грани, когда должны быть готовы положить душу свою за други своя. Мы видим, что сотрудники полиции гибнут при исполнении, кому-то из них мстят за их профессиональную деятельность. Но дай Бог, чтобы было больше тех честных и справедливых людей, которые трудятся не ради гордости собственной и собственных амбиций, а к славе Божией, на пользу Отечества. Когда человек полагает в своей жизни краеугольным камнем Христа, то кем бы он ни был, и где бы ни подвизался, это тот фундамент, который никогда не будет разрушен.

– Как Вы думаете, что ждет Россию в ближайшем будущем и чего нам остерегаться?

– Мне хочется, чтобы Русь встала с колен и в полную силу, но я понимаю, что народ у нас духовно болен. Каждый из нас имеет какую-то болезнь духовную, какой-то греховный недуг, привычку, с которой надо бороться. Какое может быть будущее у страны, которая до сих пор убивает своих собственных детей? По сути дела идет война, на которую стараются не обращать внимания, боятся даже, чтобы священнослужители называли вещи своими именами.

Господь Сердцеведец дал каждому из нас свободу.

Если народ покается в грехах, будет у России одно будущее, а если народ не будет жить по заповедям Божиим – совсем другое. Пророчить здесь невозможно.

Чего остерегаться современникам? Того же, чего и нашим предшественникам – греха.

– Что бы Вы пожелали нашим читательницам?

– Хранить веру православную, стараться жить по заповедям Божиим. Когда диавол хочет погубить семью, то он начинает с женщины. Потому что женщина, как мать, может погубить детей, а как жена – погубить мужа. На наших читательницах лежит сугубая ответственность, хотя они и именуются немощным сосудом, на них ноша очень серьезная, которую они могут понести только с помощью Божией.

Если будут просить у Бога и у Царицы Небесной помощи и подражать святым, имена которых им даны при крещении, то будет и семья хорошая, и дети воспитанные, и в жизни будет меньше того плохого и злого, что обрекает, подчас, на небытие не только семьи, но и народы в целом.

И дай Бог нашим читательницам никогда не унывать, с упованием на Бога трудиться, чтобы в преклонном возрасте посмотреть вокруг себя и порадоваться на детей и внуков, выросших утешением и радостью. Вот это самое главное. Человек в старости увидит будущее своей родословной, своего рода. Это многого стоит. Это бесценно. Помощи Божией всем и успехов в благих трудах на благо Церкви, Отечества, семьи.

Источник: православный журнал «Славянка», беседовала Вера Первова.
Фото: Владимир Ходаков, Алексей Шишикин, Георгий Бухтияров.

Никольский Морской собор
с приделом св. прав. Иоанна Кронштадтского,
г. Кронштадт, СПб.
Фото: milye-kartinki.ru.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+