Любовь Афанасьева, г. Санкт-Петербург: Нельзя жить самому по себе, нужно объединяться и помогать нуждающимся
Почти 30 лет назад в Санкт-Петербурге открылась первая в России общественная, миссионерская, духовно-просветительская, социальная и благотворительная организация «Православный Центр духовного возрождения». Позднее при Центре появились храм и Дом милосердия, названные во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, была открыта трапезная для одиноких пожилых петербуржцев. О различных направлениях деятельности Центра, требованиях времени и социальном служении в условиях эпидемии, значении личного участия в делах милосердия редакции Pravprihod.Ru рассказала президент Центра Любовь Афанасьева.
Когда сердце делу в помощь
– Любовь Васильевна, расскажите, пожалуйста, на что направлена деятельность вашего Центра?
– Наше главное служение сейчас – кормление одиноких пожилых людей трех районов города: Калининского, Приморского и Выборгского. Тех, кто не имеет ни детей, ни внуков и живет на одну пенсию. Пригласительные талоны они получают через собесы. В числе наших подопечных также многодетные семьи Калининского района и инвалиды Выборгского района.
Есть у нас и отдельная детская праздничная программа: раз в месяц кормим сирот. Наши встречи открывает батюшка, там можно и попеть, все красиво оформлено, даже клоуна приглашаем.
Раньше мы проводили работу и в женском, детском изоляторах, в Крестах, пока они не переехали в Колпино. Сейчас там уже есть священники. А тогда батюшка совершал Таинство Крещения, организовывали культурную программу. Надо же возрождать и культуру!
– Как осуществляется кормление с учетом последних событий в мире?
– До эпидемии мы кормили в церковной трапезной при нашем храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. А с того времени, как начался карантин, мы, чтобы не нарушать требования Роспотребнадзора, перешли на полноценную выдачу обедов в контейнерах с собой. Раздача осуществляется в нашем холле каждые вторник, среду, четверг и пятницу, с часа до двух. Контейнеры люди приносят с собой. Таким образом, мы и сейчас не прекращаем свою деятельность, предоставляем полноценное горячее питание: первое, второе, третье, салат, хлеб и компот.
– Кто является вашими жертвователями – государственные организации, частные лица?
– Мы начинали свою деятельность еще при митрополите Иоанне (Снычеве), он говорил нам: «Я уйду, меня с вами не будет, но вы столкнетесь с тем, что человеку будут нужны еда, вода и тепло. Ваша задача – научить людей соборно объединяться и кормить нуждающихся». Мы можем молиться и днем, и ночью, но без еды человек не может ничего, он просто умрет.
Наша особенность в том, что, хотя мы общественная организация, действующая в рамках государства, мы никогда не просим деньги из бюджета. То есть, мы не отделены от государства, так было задумано изначально, но вместе с тем за 20 лет мы не взяли у него ни рубля. Я в свое время была экспертом Фонда президентских грантов, конечно, могла решить такой вопрос и для нас, но нет, ни в коем случае. Надо, чтоб это делали люди, простые люди. Поэтому мы объединили их, и каждый из них вносит свой посильный вклад: кто-то помогает овощами, кто-то – крупами, кто-то – мучными изделиями.
Происходит это по-разному. Например, кого-то я спрашиваю: «Вам не будет тяжело покупать для нас одно ведерко майонеза в месяц?» И, вот, он лично покупает. А сейчас нам привезли хлеб: приехал жертвователь, говорит, что прочитал о нас и решил помочь. Привез хлеба так много, что его хватит не только для раздачи в рамках обедов, но еще и с собой пожилые возьмут.
А кто-то оплачивает счета за коммунальные услуги, и он знает, за что платит: чтобы здесь было тепло, чтобы свет горел, чтобы вода бежала.
Мы приглашаем к участию всех людей. Результат получается тогда, когда человек участвует в благом деле лично, сам. И если он делает это с любовью, интересуется, вникает, приходит и смотрит, как и что у нас устроено, от этого даже морально легче становится. Нужно не просто кормить людей, а делать это так, чтобы каждый мог сделать для них что-то сам. Поэтому помощь старикам, многодетным в наше время научает одних людей объединяться – с тем, чтобы помогать другим.
Вот, в Символе веры мы молимся: «Верую во единую святую соборную и апостольскую Церковь...». А что такое апостольская Церковь? Это ведь не только богослужения, но и забота о ближнем. Чем занимались апостолы? Проповедовали и, о чем часто забывают, помогали людям. Поэтому мы, в первую очередь, хотим накормить человека. Делаем это после службы – трапеза у нас завершает Литургию.
– Почему так важно именно личное участие?
– Если человек сделает что-то сам, своими руками – принесет, поможет – ему от этого легче и радостнее на душе. Вот спасение, вот Божий промысл! Каждый может сделать что-то доброе для ближнего и для Бога. Вопрос ведь не в золотых куполах. Дела решаются тогда, когда есть желание помогать. Самое главное – должно быть это желание и должна быть любовь, тогда все будет получаться с Божией помощью. Без любви в этом мире мы точно ничего не изменим. Делать надо все только с любовью.
Быть подобным отцу Иоанну
– Обычно православные центры открываются при храмах, а у вас наоборот: храм при Центре. Почему?
– В 1993 году владыка благословил нас создать Православный центр духовного возрождения, тогда еще и храмы были не все открыты. И он сказал: «Ваша главная задача будет – помогать людям, кормить их. Но кормить без храма нельзя. Нужно, чтоб все развивалось параллельно: и духовное окормление, и материальная помощь человеку». Поэтому он передал нам Исидоровскую церковь, приход которой до революции состоял из эстонцев и русских (первое пожертвование на строительство храма сделал Иоанн Кронштадтский – прим. ред.). Потом нам город выделил помещение бывшей прачечной, там предстояло сделать капитальный ремонт. Владыка также благословил, если придется, менять место расположения, чтобы у нас обязательно была домовая церковь. Любая – большая или маленькая, но без нее нельзя.
И когда мы начали здесь обустраиваться, уже митрополит Владимир благословил нас на открытие трапезной и домовой церкви во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Епархия сразу же направила нам батюшку, начались службы. Сегодня многие из наших подопечных приходят не только поесть, но и помолиться. Без служб мы не можем.
– Как часто в Иоанновском храме совершаются богослужения?
– Каждую субботу у нас всенощное бдение, а по воскресным дням – Литургия. Служим также в дни всех больших церковных праздников и памяти некоторых святых. В остальные дни кормим, в понедельник – выходной. У нас все время идет движение.
– С именем Иоанна Кронштадтского вас связывает не только Иоанновский храм, но и Дом милосердия…
– На открытие Дома милосердия и трудолюбия во имя Кронштадтского пастыря в свое время нас благословил владыка – с тем, чтобы мы стремились проводить работу, которую проводил Батюшка. И мы долгое время трудоустраивали людей на общественные работы. Вот только сейчас нет такой возможности у государства.
Как это осуществлялось? Люди находятся какое-то время без работы, состоят в центрах занятости, которые иногда предоставляют общественные работы, например, по озеленению. И, кроме того, что безработные получают возможность потрудиться для блага государства, Комитет по труду и занятости населения заключил договор с нами. И вот к нам приходили по направлению люди, работали у нас, например, чистили овощи, делали уборку. У нас же они и питались, они ведь живут на пособие, а жить-то надо. Поэтому к нам всегда стремились попасть на общественные работы, и мы предоставляли рабочие места. И как Батюшка создавал мастерские, наделял людей трудом, так и мы с учетом современных возможностей тоже предоставляли работы, которые организовывал Центр занятости населения Санкт-Петербурга. Люди работали, государство им платило зарплату, у них даже стаж шел.
Конечно, во всем мы не можем быть подобны отцу Иоанну, но он старался и накормить, и денежку какую-то дать, помогал. И мы стараемся помогать, приносить радость ближнему своему, отсюда и название – Центр милосердия во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Иногда даже посмотреть добрыми глазами, пообщаться – и это уже помогает и утешает. Так много людей приходит, и всех волнуют какие-то вопросы. И мне очень близки их судьбы, ведь я юрист по образованию, много лет проработала в суде.
– Рассказывая о своем служении, участники Иоанновской семьи нередко отмечают случаи чудесной помощи, которую, как они считают, получают по молитвам своего небесного покровителя. А у вас было что-то подобное?
– Чудес у нас очень много. Одно из них – обновилась икона святителя Николая Чудотворца. Но это чудо не единственное.
Меня часто спрашивают: «Как у вас все получается?». А я отвечаю: во-первых, это Сам Господь Бог по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского призывает сюда людей. У нас денег нет, а помощь есть, и для других это чудо. Мы объединяем людей, каждый из которых имеет свое послушание, вот один привозит то, другой другое, а вместе уже получается приготовление обеда. Мы не говорим: «Дайте денег на оплату коммунальных услуг, на крупу, масло и прочее». Категорически. Заплатите нам, пожалуйста, сами, и это будет помощь людям, туда придут. И вот это чудо совершает Господь по молитвам Батюшки.
Порой возникают очень сложные вопросы, но все чудесным образом решается. Мы не мечтатели, но я знаю одно – Господь сюда приведет того, кому нужен этот кусок хлеба и того, кто его даст.
Или, вот, коммунальные услуги – это же 50 тысяч в месяц! Но если бы не Батюшка, разве мы могли бы справиться своими силами? Мы бы просто не удержались.
Мы любим людей, мы любим Россию, а больше всего любим Бога, я люблю Его больше своей жизни. И стремлюсь помогать людям Божиим. В городе так много голодных людей, но Господь привел к нам именно тех, кто крайне нуждается. Это чудо. И, слава Богу, надо им помогать.
Все люди – Божии
– К вам наверняка приходят люди далеко не всегда церковные. Как складываются с ними отношения? Обращаются ли они к Богу?
– Как я уже рассказывала, к нам приходят семинаристы на практику и проводят встречи с нашими подопечными. И те со временем начинают проявлять интерес, задают вопросы, потом смотришь, а они уже и на службе молятся. Но к каждому нужен подход, нельзя никого заставлять: «Давай пойдем на службу»...
Это важный опыт и для самих семинаристов, у нас они делают первые шаги. Ведь когда они станут священниками, то будут не только богослужения совершать, но и заниматься социальной работой: это и тюремное служение, и помощь пожилым людям. У нас они видят нуждающихся и стремятся им помочь: с радостью отвечают на вопросы, рассказывают о праздниках, читают жития святых.
Что я хочу подчеркнуть: мы не спрашиваем, какой веры наши подопечные. Сюда приходят и православные, и мусульмане (ведь сейчас таких много – приехали к нам в город, а не знают даже, где поесть, где работать), многие. И мы никому не отказываем. Они же люди.
Мы не спрашиваем, крещеные они или нет. Мы их подводим к принятию Таинства Крещения: «Сам Господь Бог пришел в этот мир и принял Крещение, а разве Богу, единому безгрешному, надо было Крещение? Он Бог! И Он заповедал ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), а вы до сих пор не крестились. А как Вы собираетесь дальше жить?».
Знаете, как я некоторым объясняю? Вот купила я телевизор, поставила его в углу, и он стоит, и простоит сто лет. И будет называться телевизором. Но пока я его не включу в сеть, он себя не реализует, он так и будет стоять. Вот так и мы, вроде бы живем в этом мире, а по-настоящему не живем, потому что не имеем духовной жизни. Жизнь наша состоит из физического и духовного. А духовная жизнь важнее во много раз, чем телесная. Как же нам душу свою без пищи духовной держать? И человек начинает задумываться. Время уходит, каждый день летит, и надо думать, как дальше жить.
Вот Боженька привел человека к нам покушать. А ведь надо как-то ответить Богу. И не только ответить, а поблагодарить, да хоть молитве одной научиться – и уже будет хорошо. Ведь и находимся мы не просто где-то, а в храме Божием. Сейчас у нас уже практически все крещеные. Слава Богу!
Вот в 1993 году, когда мы начинали, было сложно, а в 2000 году мы открыли трапезную. И даже многие дети прибегали. И мамы с ними приходили, дети призывали родителей. И часто приезжали к нам журналисты, спрашивали у детей, которые у нас кушали, что им тут больше всего нравится. Так они не на тарелку с едой показывали, а отвечали: «Вот там». И показывали пальчиком на алтарь. Это уже о многом говорит. Дети малые, и то соображали.
Много разных случаев было... У одного ребенка случилось такое несчастье. Умерла мама, и он нашего батюшку так обнял и говорит: «Верни мне мою маму, верни оттуда» и показывает на небо. Ребенок уже понял, что его мама на Небесах, а священник заплакал.
Надо постепенно работать с людьми, заниматься воспитанием не только детей, но и стариков. Они прошли боевую жизнь, строили страну, они знают, что такое труд, работали всю жизнь, не думали о себе. Нужно со всеми работать, со всеми общаться, как это делал святой праведный Иоанн Кронштадтский: и с верующими, и с неверующими, и с православными, и с католиками, и с мусульманами, и с иудеями. Он видел в каждом человека Божиего и призывал его к Богу. Евангелие должно быть проповедано всему миру (Мф. 24:14).
Возлюбить ближнего своего – это не поцелуйчики
– Социальное служение занимает важное место в деятельности Иоанновской семьи и Церкви в целом. Как Вы думаете, насколько важен обмен опытом среди тех, кто трудится в этом направлении?
– Очень приятно, что есть такое сообщество как Иоанновская семья. Обмен опытом социального служения сегодня нужен как никогда. Когда проходила одна православная выставка, мы кормили монахов и монахинь, которые приезжали со всех концов России. Мы их не только кормили, но и учили, как это надо делать, с чего нужно начинать, а они удивлялись. Ведь кормить надо по всей стране. Такие времена, что мир может погрузиться в экономическую блокаду. А самое дорогое, как сказал владыка, это вода, еда и тепло. Поэтому людей надо учить кормить голодных. Не правительству, не государственным структурам, а самим людям нужно объединяться и помогать нуждающимся.
Я всегда привожу пример. Вот, живет у вас одинокая соседка, не может передвигаться. Почему бы вам не зайти к ней, не сказать: «Я иду за хлебом, могу купить и Вам»? И это уже будет помощь. Начинайте с малого. А потом в том или ином месте можно организовывать такие кухни, где люди, с Божией помощью, получали бы пропитание. Такое место будет, как говорил владыка Иоанн, подобно лампочке, которая горит и светит. И даже мушки летят на этот свет. А люди? Люди должны знать о том, что такое место есть.
Раньше было много благотворительных столовых от государства, но сейчас ведь таких уже практически нет. Их надо создавать заново. В храме это не всегда получается, это непростой вопрос, и помещения нет, но если продумать, все можно решить. Нужно, чтобы люди стремились помочь, сострадали друг другу. Вот, случился пожар, но всегда находятся люди, готовые придти на помощь, они в огонь входят, но спасают. Вот так и сейчас надо, чтобы люди, зная, что кто-то голодный, помогали ему. Это очень легко, только надо хотеть, и тогда все получится.
Иоанновская семья – очень правильное сообщество. Хотелось бы, чтобы в ней было еще больше участников. О ней знают, наверное, все православные, но если бы знали еще и простые люди, было бы еще лучше. Для этого нужно раскрыть свою идею, рассказать о своей деятельности широко, призывать людей к участию. И праздники, посвященные памяти Батюшки, которые устраивает Иоанновская семья, замечательные, они всегда хорошо организованы. Хорошо бы, чтобы на них могли приходить и простые люди.
– В завершение нашего разговора, чтобы бы Вам хотелось сказать всем, кто прочтет это интервью? Что бы хотелось пожелать участникам Иоанновской семьи?
– Господь оставил нам две важные заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30-31). А что такое возлюбить? Это же не поцелуйчики. Это любовь деятельная. Она должна заключаться в доброте к ближнему. И где бы мы с вами ни работали, чем бы ни занимались, мы всегда можем действовать сообща, соборно.
В каждое время на Земле случались какие-то скорби: болезни, войны, глады. Сегодня как никогда нужно возрождать помощь нуждающимся. Слова «помощь», «милосердие» должны быть у каждого человека в работе, в уме, в старании, в делании.
Нельзя жить самому по себе, нужно помогать людям. Все можно сделать, если будет желание помогать. Поэтому у меня есть пожелание всем участникам Иоанновской семьи – думать о людях. Если мы будем это делать, очень скоро выйдем из этого положения. Сейчас один вирус, а потом может быть другой. Но разъединяться, закрываться, сидеть в своей квартире недопустимо. Конечно, не зря установлены определенные правила по карантину, надо использовать средства защиты, обязательно, потому что мы можем заразить кого-то другого. Все что предусмотрел Роспотребнадзор, надо выполнять, это неглупые люди, но закрываться нельзя. Сказали не кормить в столовой, но ведь можно выдавать пищу на вынос. Поэтому желаю всем находить выход, любить Россию, не бросать, а защищать людей.