Николай Афонин, Бийск: Каллиграфия – прививка красоты и интеллекта
О том, как простое увлечение может стать делом всей жизни и почему важно уметь красиво писать, рассказал наш собеседник – директор Бийской православной школы во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского Николай Афонин.
Первый за Уралом и второй в стране
Все началось с судьбоносной встречи. Несколько лет назад проездом в Бийске побывал руководитель и организатор Санкт-Петербургской школы каллиграфии Петр Петрович Чобитько. Гуляя по городу, он набрел на здание православной школы. Познакомился с руководителем учебного заведения Николаем Афониным, так завязалась дружба. Благодаря ей в 2016 году в Бийске была проведена первая в Сибири выставка каллиграфии, тогда же пришла идея создать музей, единственный за Уралом.
– В 2017 году мы подали заявку на конкурс социально значимых проектов, – рассказывает директор Бийской православной школы Николай Афонин. – Благодаря выделенным средствам нам удалось приобрести оборудование для будущей галереи.
В экспозиции можно проследить историю развития письменности на Руси. Интересно узнать, как обучали письму в древнем Новгороде в XII–XIII веках. Один из экспонатов – цера – деревянная книжечка, покрытая воском. С левой стороны учитель изображал буквы инструментом – писалом, а ученик пытался повторить их на правой части церы. С помощью лопаточки на обратной стороне писала можно было затирать ошибки.
Увлеченно рассказывает Николай Иванович о реконструированных берестяных грамотах новгородского мальчика Онфима, жившего в XIII веке. В возрасте шести лет он владел уставным письмом и сопровождал свои тексты интересными рисунками. Также на Руси в качестве инструмента для письма использовали бамбуковую палочку – потык. Этот и многие другие интересные экспонаты можно увидеть в музее.
– Мы показываем гостям несколько видов древнего письма. К примеру, в X-XI веках книги писали уставом. Он очень геометричен, им переписывали богослужебные книги, их изготавливали из тонкой кожи. На один том уходило до двух лет. Чтобы ускорить письмо, примерно в XIII веке появился наклон букв и было разрешено допускать небрежность. Тогда же изобрели древнерусскую скоропись. Ее изучали дети в первых школах на Руси при монастырях и храмах. Представьте, у одной буквы было около 50 вариантов написания.
Немногие знают, что название перочинного ножика пошло от словосочетания «чинить перо». Перья птиц, обычно гусей, долгое время использовали в качестве инструмента для написания букв. Они очень мягкие, поэтому быстро затуплялись. Первые металлические перья появились в XV веке, а уж в XIX началось их массовое производство.
Собрание музея каллиграфии было бы неполным без китайских и японских приспособлений для письма. Николай Иванович с гордостью демонстрирует кисти и перья, привезенные из этих стран. Искусство красивого письма очень распространено на Востоке.
Каждый может стать творцомСегодня, в век цифровых технологий, рукописный текст медленно уходит в историю. Мы разучились красиво выводить буквы. Такой предмет, как чистописание, помнят только рожденные в 1990‑х. Однако в православной школе почерку уделяют особое внимание. Каллиграфия здесь – обязательный предмет для учащихся начальных классов.
Для остальных есть факультатив. Постичь искусство каллиграфии можно не только здешним ученикам, но и всем желающим. После экскурсии по музею – мастер-класс. За два года за этими партами побывали студенты, медработники, ученые, представители власти. По окончании полуторачасового занятия гости открывают в себе творцов – «неужели это сделал я?». А еще можно записаться на 2-месячные курсы по каллиграфии. Конечно, за один урок в неделю мало что усвоится, поэтому преподаватели настраивают студентов на объемную домашнюю работу, с проверкой. В итоге, за два месяца они обучаются трем видам письма. А ведь можно превратить это увлечение в дело всей жизни!
– Не могу не поделиться важным событием в небольшой истории нашего центра каллиграфии. Три ученицы православной школы приняли участие в международном конкурсе, посвященном теме героизма. Для картины они выбрали Дмитрия Донского. Каждая девочка писала свою часть триптиха. Уникальность работы в том, что все линии изображения выполнены из букв разного размера, с учетом канонов древнерусской вязи. Оргкомитет конкурса был в восторге. Наших девчат пригласили в Москву еще до вердикта жюри. В Бийске осталась репродукция картины, а подлинник хранится в столичном музее Союза писателей России.
Красиво писать – важноВ каллиграфии, как и в других видах искусства, очень много приемов и техник. Мы редко задумываемся над тем, как держим ручки, часто сидим неровно. А о том, что инструмент во время письма нужно подкручивать, вообще никто не знает.
– Большая проблема современной системы образования в том, что за 11 лет мы не можем научить детей красиво писать. Ее надо решать. Мы планируем организовать всероссийскую конференцию, пригласить ведущих методистов, ученых, педагогов и психологов. Необходимо проанализировать то, что было раньше, какие применяли принципы работы в советское время. Изменились условия жизни современных школьников. Старые методики сегодня использовать нельзя. Нужно вернуть чистописание в школы.
В одном из американских штатов провели исследование – школьникам предложили отказаться от письма. Вручили им ноутбуки и забрали ручки с карандашами. Через некоторое время ученые обнаружили, что у детей резко стал снижаться интеллект. Успеваемость снизилась в разы. Эксперимент сразу же завершили, и все встало на свои места.
Или еще пример. В известных японских фирмах во время обеденного перерыва, после приема пищи, к сотрудникам приходит мастер по каллиграфии. 30 минут занятий в день обязательны. Руководство отметило, что благодаря таким паузам значительно увеличилась производительность труда.
– Благодаря каллиграфии можно взрастить красивое общество, наше мнение такое, – уверен Николай Афонин. – И если возродить в России каллиграфическое образование, то мы сможем получить очень много высоконравственных, творческих граждан нашей страны.