Прот. Кирилл Елкин, Белгород: У нас прямая связь с городом морской славы Кронштадтом
– Отец Кирилл, когда был основан ваш храм?
– Белгородский храм во имя Иоанна Кронштадтского был приурочен к памятной дате – 180-летию со дня рождения святого. Закладной камень освятили 7 февраля 2008 года, а уже 18 июня 2009 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил освящение храма. Строили быстро, потому что стремились успеть к юбилею.
Появление новой церкви стало знаменательным событием в жизни всего города. На освящении присутствовали губернатор Белгородской области Евгений Савченко, служащие и ветераны Военно-морских сил России. А из Санкт-Петербурга приехал Георгий Полтавченко, который потом (в 2011-2018 гг., – прим. ред.) занимал пост губернатора города, непосредственно связанного со служением Кронштадтского пастыря.
– Известно, что Евгений Савченко передал в дар вашему храму икону Батюшки, освященную в петербургском Иоанновском женском монастыре.
– Да, и это неслучайно – наш губернатор почитает отца Иоанна. Среди чтимых святынь нашего храма также подрясник Батюшки, который нам передал владыка Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский. Есть у нас и частица ризы нашего небесного покровителя. А из Донбасса нам принесли в дар памятное блюдо с изображением святого и его подписью – отец Иоанн приезжал служить в те края, тогда оно и было изготовлено.
– Внешний вид вашего храма напоминает старинные архитектурные произведения лучших русских зодчих Русского Севера, где родился Иоанн Кронштадтский. Случайно ли это?
– Действительно, наш храм несколько напоминает памятники деревянного зодчества. Храм высокий, бревенчатый, при этом бревна привозились с родины отца Иоанна, из Архангельской области.
К сожалению, не учли специфику нашего климата, у нас зимой холодно, а летом жарко. При таких перепадах температуры у деревянных строений случаются свои нюансы. Так что храм «садился» 10 лет, окна на 10 см «гуляют», крышу уже несколько раз меняли.
– Большой ли у вас приход?
– На воскресной Литургии у нас всегда человек 200, а на большие праздники храм даже не вмещает всех желающих. Нынешняя ситуация, как и везде, внесла свои изменения. Но тут еще надо учитывать сезон. У нас край аграрный, поэтому, если, скажем, началась посадка картофеля, то народу в храме становится поменьше. Свои особенности.
– В вашем приходе проводится активная социальная работа. Расскажите о ней, пожалуйста.
– У нас два главных направления социального служения. Во-первых, это духовно-пастырское окормление заключенных. Я служу благочинным тюремных храмов Белгородской митрополии, а наш второй священник занимает должность помощника при начальнике УФСИН России по организации работы с верующими области.
И второе направление – мы окормляем белгородскую региональную общественную организацию «Морское собрание», которая объединяет около 6 тыс. ветеранов и военнослужащих матросов, старшин и сержантов, мичманов и прапорщиков, офицеров и адмиралов Военно-Морского флота и членов их семей, курсантов военных институтов, кадетов общеобразовательных школ и военно-патриотических клубов морской направленности, ветеранов Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов.
«Морское собрание», в том числе, занимается воспитанием детей, у него по области есть несколько кадетских классов.
Хотя в Белгородской области нет морей, но у нас прямая связь с городом морской славы Кронштадтом. Многие моряки-белгородцы там учились, несли службу. В их честь в 2018 году на прихрамовой территории у нас установлен памятник в виде мачты. И, конечно, это еще одно напоминание о морском городе, с которым связано служение св. прав. Иоанна Кронштадтского. Белгородские моряки, ветераны, кадеты – постоянные участники наших храмовых праздников, посвященных Всероссийскому батюшке.
Среди других направлений социальной деятельности нашего прихода отмечу окормление подопечных хосписа. Наши прихожане там постоянно трудятся, заботятся о болящих, помогают им, жертвуют, а священники совершают Таинства: исповедуют, причащают.
– Иоанн Кронштадтский вдохновляет многих священников своей неутомимой деятельностью, а для Вас какое из направлений его трудов особенно значимо?
– В служении Батюшки меня вдохновляет буквально все. Я просто поражаюсь его деятельности, тому, как он успевал все делать! Но в первую очередь, меня как священника вдохновляет его литургическое служение.
Важно понимать, здесь одно неотделимо от другого, все рядом. Ведь пастырь должен совершать три основных вещи, это то, о чем мы читаем в Евангелии: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф. 28:19-20). «Идите научите» – это учительство, «крестя их» – священнодействие, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» – социальное служение. Любой священник стремится следовать заповедям Господним. Поэтому рассматривать их по отдельности нельзя. Не будешь пастырем, если хоть что-то из них упустишь.
– Многие верующие отмечают, что помощь Иоанна Кронштадтского не прекратилась с его уходом из земной жизни, но, напротив, святой помогает людям и сейчас. А Вам приходилось чувствовать поддержку небесного покровителя?
– Помощь Батюшки я чувствую всегда, постоянно, абсолютно во всем, что мы делаем. Я даже перестал считать, сколько раз он нам помогал. Обратимся к нему с молитвой – и все улаживается. Слава Богу!
И обращаемся к отцу Иоанну в Белгороде не только мы. У нас в области действует Иоанно-Кронштадтский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение», руководит которым прот. Иоанн Суворов. И там Батюшку тоже чтут и молятся ему как святому, помогавшему алкозависимым. Этот Центр, как и мы, входит в Иоанновскую семью.
– В завершение нашего разговора, что Вы хотели бы пожелать всем участникам Иоанновской семьи?
– Желаю всем здоровья, помощи Божией, не унывать, трудиться и подражать святому праведному Иоанну Кронштадтскому!