Прот. Алексий Новицкий (Ульяновская обл.): Пример Батюшки вдохновил меня на священнослужение
Настоятель строящегося храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (с. Прасковьино Ульяновской обл.), прихода Илии пророка (с. Канадей), храма Архангела Михаила (с. Баевка), часовни св. прп. Серафима Саровского (с. Сухая Терешка), протоиерей Алексий Новицкий рассказал о добром примере Всероссийского пастыря, пути священника и поделился подробностями о ходе строительства новой Иоанновской церкви.
– Отец Алексий, какие стороны служения Иоанна Кронштадтского Вас особенно вдохновляют?
– Большего всего меня всегда вдохновляло самоотверженное, пламенное служение Батюшки. Это меня в свое время подтолкнуло к тому, чтобы самому стать священником – первую книгу о святом Иоанне я прочел, будучи мирянином.
– Участники Иоанновской семьи нередко становятся очевидцами чудес, происходящих в их жизни по молитвам Всероссийскому батюшке. А у Вас бывало такое?
– Не могу сказать, чтобы у нас чудеса были явлены как-то особенно ярко, явно, но прикровенным образом – конечно. Наше главное чудо уже в том, что храм строится исключительно на пожертвования прихожан, у нас отсутствуют спонсоры как таковые. И само строительство мы осуществляем только собственными силами.
– Давно ли существует приход? С чего все начиналось?
– Около 20 лет мы тут служим. Сначала молились в частном доме, но там было очень тесно. Тогда я нашел, купил, привез вагончик. Стали служить в нем. Потом я предложил построить в нашем селе храм, люди согласились. А в честь кого назвать? У меня даже не было сомнений, что храм нужно посвятить Иоанну Кронштадтскому. Прихожане меня поддержали, потому что они, как и я, чувствовали в Батюшке особую благодарность. Я им рассказывал про отца Иоанна, поэтому для них он был особо почитаемый святой – светильник Русской земли.
– На какой стадии строительства сейчас находится храм? Большой ли он будет?
– Назвать его большим нельзя: 6 на 8 м, плюс алтарь. Церковь уже имеет вполне приглядный вид. Возведены и отштукатурены стены, установлен купол. Крыша покрыта, но пока только обрешеткой, так как с мастерами, которые бы могли осуществить покрытие железом, у нас пока проблема. Вроде бы и деньги есть, а найти специалистов не можем, потому что у тех, кто мог бы что-то сделать, заоблачные цены, не по нашим средствам. Поэтому пока сложно сказать точно, когда будет построен наш храм, не все от нас зависит. Надеемся на помощь Батюшки.
– Богослужения в новой церкви еще не совершаются?
– Сейчас мы служим в молебном доме, так мы называем наш вагончик-бытовку. Он много меньше, чем планируемый храм: 6 на 3 м. Тесно, но служим. Литургии пока не совершаем, только молебны и акафисты, потому что там нет условий.
– Как часто проходят службы?
– Акафист Иоанну Кронштадтскому постоянно читается, несколько раз в неделю точно, а молебен я приезжаю раз в неделю служить. Матушка помогает, приезжает со мной. А служу один, клира как такового нет.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем приходе.
– Постоянных прихожан у нас человек 30. Это те, кто более-менее регулярно ходит, не каждую службу, но часто. На службе же в среднем присутствует человек 10-15. Но при этом и сам поселок небольшой. Много верующих собирается в Великий пост, просто даже тесно становится.
По составу это, в основном, пожилые люди, детей приводят, мужчин у нас поменьше, но тоже есть. Например, один наш прихожанин сейчас учится в семинарии, так его брат приходит.
– Оказывают ли прихожане помощь по храму?
– У нас заведено так: кто может помогать физически, тот участвует в строительстве храма, кто не может – помогает молитвой, приходит на молебны, акафисты.
– Получается ли пообщаться с прихожанами во внебогослужебное время?
– Получается, некоторые в гости приглашают. Бывает, вечерами сидим-разговариваем.
– Что для вас означает быть частью Иоанновской семьи?
– Словами это трудно выразить, трудно передать. Когда приехал на Юбилейные торжества 2015 года, я почувствовал благодать, сильно чувствуется она и сейчас. В этот раз меня тоже звали, но побывать на Юбилейной встрече, что состоялась в конце прошлого, 2019 года, я по состоянию здоровья не мог. Очень сожалею, ведь так хотелось.
– Отец Алексий, расскажите о себе. Как Вы пришли к вере? Почему решили стать священником?
– В Бога я верил с детства. Моя прабабушка была верующей, она в свое время училась в церковно-приходской школе и всю жизнь пела в храме. А тетка прадеда была игуменьей монастыря. В советское время обитель разогнали, и тетя жила у нас, но я ее не застал, так как она умерла до моего рождения. Может быть, они молились за меня, чтоб и я послужил Богу.
Когда я учился в школе, где нам преподавался атеизм, на короткое время у меня появились сомнения. Но однажды, это было уже после смерти прабабушки, я заболел, и мне на глаза попалось ее старое, замасленное Евангелие, доставшееся ей по наследству. Так, я, старшеклассник, впервые прочитал Священное Писание, и это событие меня всколыхнуло.
После школы я уже имел осознанную веру в Бога. Что интересно, однажды я встретил своего старого друга, тоже верующего, он также стал священником.
Прошло время, я женился, работал дежурным по станции на железной дороге. Себя считал недостойным того, чтобы служить Богу: священнослужение для меня было высоким призванием. Я считал, что такому простому человеку, как я, не следует становиться священником.
Но когда я прочитал труды Иоанна Кронштадтского, его пример подтолкнул меня к тому, что мои представления поменялись. Пошел в храм к батюшке, и он меня благословил. Тогда я начал готовится к служению, меня рукоположили, я уволился с работы. Поступил в семинарию, будучи священником. И вот служу уже 23-й год. С Божией помощью!