«Больше общайтесь со своими родными и близкими!» – Владислав Юферов (Казань) о профилактике зависимостей
Во многих СМИ широко освещалась Юбилейная встреча содружества православных организаций, посвященная 190-летию со дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Иоанновская семья – 10 лет трудов и молитв». Одним из участников торжеств стал председатель Казанского епархиального общества «Трезвение» во имя Всероссийского пастыря, председатель рабочей группы и эксперт по противодействию наркомании и алкоголизму при Общественной палате Республики Татарстан Владислав Юферов.
– Владислав Аркадьевич, в 2018 году на нашем сайте было опубликовано большое интервью, где Вы рассказывали о своем служении, помощи людям, страдающим различного рода зависимостями. Какие важные события, связанные с реабилитационной деятельностью, произошли за эти два года? Возможно, обозначились какие-либо новые проблемы.
– Проблема в том, что до сих пор нет закона, регламентирующего деятельность социально-трудовой реабилитации зависимых. Это порождает множество подпольных так называемых реабилитационных центров, которые вместо реального оказания помощи просто зарабатывают на людях, попавших в беду.
Другая большая проблема современности – детская наркомания. Наркомания молодеет за счет новых видов наркотиков. Но специализированных реабилитационных центров, предназначенных для детей, фактически нет. Даже если дети находятся в государственных центрах, то это будут общегородские наркологии Министерства здравоохранения. Там нет или не хватает как детских наркологов, так и специализированных помещений.
– Как родителям и педагогам следует объяснять детям, что наркотик – это зло, чтобы их слова звучали убедительно?
– Личным примером, прежде всего. Не употреблять алкоголь, не курить, вести здоровый образ жизни. Современный ребенок в большинстве случаев знает, что такое наркотики: в школе он уже сталкивался с этим, слышал от кого-то или в классе есть кто-то, кто их употребляет. Но если у ребенка здоровая, верующая семья, шансов попасть в сети наркомании намного меньше.
Поэтому нам всем следует быть внимательными к окружающим, и в первую очередь – к своим детям. Тогда все проблемы, о которых мы сейчас с Вами говорим, будут выявляться и пресекаться заранее. Родители нередко заявляют: мы много работаем, очень устаем, потом хочется отдохнуть, так что и на детей времени уже не остается. А нужно просто быть внимательными. Больше общайтесь со своими родными, близкими!
Конечно, если бы и школа активнее регулировала вопрос профилактики наркомании на своей территории, результат был бы выше. Необходима здесь и определенная строгость со стороны руководства учебного заведения: нельзя допускать проноса на территорию школы различных запрещенных предметов, наркотиков. Не секрет, что школьники забегают за угол и употребляют наркотики прямо на перемене. Такого бы не было, если бы стояли видеокамеры.
Понятно, что школа очень ограничена в возможностях.
Но проблема не только в этом. Во многих учебных заведениях не хотят замечать наркоманию, и, если подобный вопрос выявляется, от него сразу же пытаются отказаться. Такие школы больше думают о своем рейтинге, потому что от него зависит, в том числе, и зарплата.
– Может ли гиперопека со стороны родителей и учителей привести к обратному результату?
– Сложная тема, здесь все очень индивидуально. В школах должны быть психологи, а их не хватает. При этом и психологи, и учителя должны уметь обнаружить определенные признаки возможной беды, пройти хотя бы небольшую подготовку. Ведь часто случается, когда педагог даже не понимает, что произошло с его классом, почему дети сидят на уроке одурманенные.
– Может ли Церковь помочь в деле профилактики наркомании?
– Да, при совместном участии педагогов, психологов, Церкви можно было бы что-то сделать. Но не все так просто. Совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл в ходе Рождественских чтений отметил, что многолетняя практика религиозно-нравственного образования, даже в том минимальном объеме, который существует, сейчас выбрасывается
из российской школы просто росчерком пера.
О чем же тогда можно говорить? Конечно, если мы растим успешных потребителей, в том числе, наркотиков, алкоголя, – это одно. Только сначала они – потребители, а потом – больные люди. А если мы хотим вырастить патриотов, здоровых граждан, это совсем другое. В таком обществе будут иные задачи Церкви, общества, государства, школы.
– В ходе недавней Юбилейной встречи Иоанновской семьи (2019 г.) удалось ли Вам пообщаться с единомышленниками? Какие чувства остались от мероприятий Встречи?
– Больше всего в те дни мы общались с коллегами из калининградского Центра трезвости «Трезвение» и владивостокского Душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Все прошло очень организовано, четко, интересно. Чувствовались братская любовь и уважение между участниками мероприятий. Отрадно видеть, что было приглашено так много детей и молодежи – это наше будущее!
Мне очень-очень все понравилось, все дни – как на одном дыхании, заряд любви, душевного тепла согревает и будет помогать всегда. Как вспомню нашу огромную Иоанновскую Христову армию братьев, сестер, батюшек, которую воочию увидел впервые – возникает чувство радости и особого духа!
За всем этим вижу добрые, чистые, наполненные любовью глаза нашего славного командира Иоанна Кронштадтского, и будто Сам Христос обнимает нас всех разом и ведет к Вечной Жизни.
Мы верим, что праведный батюшка Иоанн предстоит перед Престолом Господним и всегда творит чудеса во славу Божию! Наша сила – в единстве и соборности!
– Совсем скоро грядет другое важнейшее событие – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. С какими чувствами Вы подходите к этому празднику?
– Я всегда говорю, что во всем присутствует Промысл Божий. Нам попускаются и тяжелейшие испытания, и радость победы над злом. Война – это страшное зло. Наша Победа в Великой Отечественной войне – это Победа добра над злом.
В прошлом году, с Божией помощью, за месяц до поездки в Санкт-Петербург мне удалось съездить в Омск. В этом городе есть Ленинградская площадь, где находится недавно установленный памятник детям блокадного Ленинграда. Когда смотришь на этот обелиск, даже у мужчин наворачиваются слезы. Трое худеньких, измученных, укутанных в платки ребятишек, прижавшись друг к другу, испуганно смотрят на прохожих. Страшная война заставила их отправиться из родного дома в далекий сибирский город, у многих погибли родители. Дети остались одни. Кто им поможет? Как сложится их судьба? Слава Богу, они остались в живых.
Смотрел на этот памятник и думал, что любовь человеческая и Любовь Божия безграничны!
У Бога время, пространство, события мгновенны и бесконечны. Мы можем видеть только некие вехи нашей земной жизни, по которым идем. То, что делаем с Любовью – мгновенно и невидимо приобщает нас к вечной Жизни.
Я верю, что святой Иоанн Кронштадтский и сто лет назад, и в годы войны, и сейчас знал и знает о наших испытаниях, видит всех нас и молится о нас. Он любит нас!
Святый отче Иоанне, моли Бога о нас!
Подготовил Геннадий Шипов, Иоанновский приход СПб.
Фото предоставлены Владиславом Юферовым.