Анастасия Шипилова, Бийск: Каллиграфия начинается с церковно-славянской азбуки
Об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека, о каллиграфии нам рассказали в Бийске Алтайского края, где каллиграфию возвели в ранг обязательной дисциплины. Наш разговор – с преподавателем Бийской православной школы во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского Анастасией Шипиловой.
– Анастасия Юрьевна, каким образом детей знакомят с каллиграфией в вашей школе, как детей учат красивому письму?
– Каллиграфия у нас преподается с первого класса, это обязательный предмет, и ребята его очень любят.
Мы идем от простого к сложному, начиная с истории. Например, рассказываем, что писать как сейчас в России стали не сразу. Петр Первый после поездки в Европу привез нам этот шрифт. Он называется «английский курсив». Как же мы писали раньше? А у нас был свой шрифт, то есть церковно-славянская азбука. Вот это мы с ребятами и изучаем.
Ученики открывают для себя, что у каждой буковки есть свое имя. Не просто А и Б, но Аз, Буки, Веди, Глаголь. Какие-то слова ребята в первый раз слышат, все это разбираем. В общем, подходим к тому, что уже церковнославянский язык начинаешь изучать с учениками.
– И детям действительно это интересно?
– Конечно! На уроках много увлекательного. Например, открытием стало для ребят, что буквы «ю» не было, что не так давно её придумал Карамзин и у неё даже есть свой памятник. Уже сами ученики какую-то информацию ищут о буквах и приносят её в класс, делятся. Жаль, конечно, что только в нашей школе преподается каллиграфия, ведь это наша история, истоки, которые надо знать.
– Говорят, что каллиграфия полезна, так ли это? И, кстати, много людей ею увлечено?
– Уже со второго класса ученики начинают писать все лучше и красивее. В прошлом году в конце мая у нас состоялся каллиграфический фестиваль. В большинстве своем там, конечно, были учащиеся нашей школы, однако в числе участников заявили о себе и другие городские школы. Но особенно приятно было, когда привезли работы даже из города Королёва Московской области. Так что получился практически межрегиональный фестиваль.
– А как вы начали заниматься каллиграфией? Есть ли какие-то проблемы в преподавании?
– Я преподавала изобразительное искусство, и в первый раз открыла каллиграфию для себя именно в этой школе, став ученицей Николая Афонина (директор православной школы, – авт.).
Считаю, что если есть желание и старание, навыками этой дисциплины может овладеть каждый. У нас есть левши, им поначалу было тяжело, и мне, как учителю, тоже было нелегко. С какой стороны удобнее подойти, какое перышко им дать? А потом начала приносить им красивые работы знаменитых каллиграфов, которые тоже были левшами. И ребята так в себе уверились, что у них очень хорошо все стало получаться.
Главное – не бросать это дело, тогда рука твоя привыкнет и станет крепче. Например, одно из упражнений – мы проводим окружность против часовой стрелки 12 раз. Поначалу у школьников круги совсем не похожи на круги, а потом зовут радостно: «Смотрите, Анастасия Юрьевна, я круг без циркуля провела».
А ведь поначалу не верили, что смогут, говорили мне: да вы учились долго, поэтому у вас и выходит. Повторюсь, главное – желание и старание, тогда все обязательно получится.
– Каллиграфия у нас преподается с первого класса, и благодаря этому я красиво пишу. Может быть, у меня профессия будет даже с этим связана.
Эти занятия увлекают. Начинаешь писать, и все хочется красивее и красивее чтобы получалось.
Родителям нравится, что я так пишу. Говорят, у нас в школе такого не было, а у вас школа хорошая и преподаватели – молодцы, что ведут такие уроки.
Автор / источник: Олег Амелев, портал Алтайская правда.
Фото автора.