Прот. Александр Талько: Почему сегодня наркомания забирает самых молодых людей
В 2019 году Душепопечительскому центру реабилитации во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского в Приморском крае исполнилось 15 лет. За время работы лечебницы в нее обратились за помощью и прошли реабилитацию сотни зависимых людей. Многие из них, исцелившись, смогли вернуться в общество полноценными гражданами, создать семьи, найти работу. Окормляет Центр протоиерей Александр Талько. Сегодня он гость редакции Pravprihod.Ru.
«Целитель и предивный чудотворец»
– Отец Александр, какие стороны служения Иоанна Кронштадтского Вам особенно близки, вдохновляют Вас?
– Меня как священника больше всего вдохновляет литургическая деятельность отца Иоанна. Пример Батюшки вдохновляет также тем, что он держался золотой середины, не доходил до крайностей, но умело сочетал все самое главное для священника – богослужение и социальное служение. В нем все сочеталось гармонично, поэтому все направления его деятельности взаимосвязаны между собой.
– Когда у вас случаются исцеления, относите ли Вы их на счет помощи небесного покровителя Реабилитационного центра?
– Вся помощь идет через Господа, по молитвам Пресвятой Богородицы, Кронштадтского чудотворца и других святых. Сомнений в их помощи быть не может. В нашем Центре мы всегда, еженедельно служили молебны Иоанну Кронштадтскому и пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Поэтому, думаю, различные благодеяния и успешная реабилитация, насколько она может быть успешной, неразрывно связаны и с молитвенным предстательством о нас Всероссийского батюшки.
«Невозможное человекам возможно Богу»
– С чего начиналась работа Центра, и почему его решили назвать в честь Батюшки?
– Начинали мы в 2004 году, это было время «расцвета» героиновой зависимости. Сначала мы просто оказывали помощь, а потом уже и Центр организовали.
Сомнений, в честь какого святого называть его, у нас не было. Покровский собор, к которому позднее был приписан Центр, тогда еще не возвели, но был уже приход в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского. Поэтому он и стал нашим небесным покровителем.
Наше развитие продолжается и сейчас. В настоящее время Иоанновский душепопечительский центр реабилитации, которым я руковожу, находится в стадии реорганизации. Преобразуется организационная структура Центра при сохранении его общего потенциала. При этом реабилитационная деятельность и молитва Всероссийскому пастырю остаются неотъемлемой частью нашего служения.
– Сколько у вас сейчас реабилитантов?
– В среднем у нас находится 20-25 человек, раньше их количество доходило до 50-ти. Мы никому не отказываем, но наркология становится невостребованной. Такая ситуация не только у нас, но и в целом по стране.
Настоящая беда нашего века – это появление синтетических наркотиков, которые так быстро губят человека, что он чаще всего даже не успевает попасть на реабилитацию, вследствие этого в настоящее время резко упала обращаемость наркозависимых за помощью. Фактически человек лишен возможности увидеть опасность.– Какого возраста ваши подопечные?
– Особенности синтетики таковы, что она забирает самых молодых людей. Поэтому все реже и реже обращаются люди, скажем, 25-ти лет. Они в лучшем случае оказываются в реанимации, в худшем – в морге. Но и те, кто выжил, потом чаще всего переходят на алкоголь, живут со смешанной зависимостью.
– Могли бы Вы назвать наиболее эффективные направления профилактики наркомании у нас в стране?
– Главная профилактика – это жизнь с Богом, жизнь души. Все остальное – всевозможные программы и прочее – лишь приложение.
– Почему люди становятся наркоманами? Можно ли сказать, что у этой зависимости есть духовные причины?
– Главный вопрос заключается в том, какой выбор делает каждый человек в своей жизни: по каким законам ему жить. К сожалению, реальность такова, что большинство людей, даже крещеных, не задумываются об этом. А если в нашей душе нет места для Бога, то, как известно, свято место пусто не бывает. Поэтому сейчас самое «удобное» время для различных пристрастий. Вопрос только в форме зависимости.
В связи с этим помощь Иоанна Кронштадтского сегодня актуальна как никогда. Когда случается такая трагедия, по законам материи, логически здесь уже ничего нельзя просчитать, спрогнозировать. Рациональный подход, убеждения, мотивация – все это тут не работает. Заявляю это как врач.
Шанс на решение проблемы появляется, только если в человеке откроется что-то внутреннее, его духовная составляющая, если он будет готов как минимум назвать вещи своими именами, открыть себя для помощи Божией, Пресвятой Богородицы, Иоанна Кронштадтского, вопреки законам материи. Эта та ситуация, о которой говорится в Евангелии: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). В этом основа для надежды даже в таких скорбных обстоятельствах.
«Приидеши во врачебницу…»
– Отец Александр, каков был Ваш путь к Богу?
– Господь со всех сторон указывает путь человеку, окружает его обстоятельствами, вынуждающими задуматься.
Однажды после десятого класса, когда я уже ходил в храм, ко мне подошел молодой человек с вопросом, не хочу ли я поступить в семинарию. Но я был настолько увлечен медициной, что отказался. Тогда я даже задумываться о священнослужении был не готов, но мои два брата со временем стали священниками, при этом старший из них – еще в советское время. И я уже в душе засомневался, а позже, когда приехал во Владивосток, где прошел курсы повышения квалификации по программе травматология, убедился, что не смогу заниматься одной медициной всю жизнь.
Однако медицина мне помогла открыть для себя Православие. Думаю, что это случилось, во многом, молитвами святителя Луки Войно-Ясенецкого, о котором я узнал в студенческие годы. Медицина дала мне ответ и на вопрос, почему так много религий в мире. В медицине существует очень важный принцип этиопатогенетического подхода, – который направляет на первопричину болезни. И когда я задумался, то увидел, что православие несет в себе именно этот принцип, а все остальные религии могут предложить человеку лишь симптоматический подход, который не исцеляет, а заглушает болезнь.
– Сохранили ли Вы связь с медициной?
– Я и сейчас веду прием на полставки в детском психиатрическом диспансере – после длительного перерыва вернулся в медицину. Начинал я как травматолог, но после рукоположения ушел из врачебной практики.
И только когда начал заниматься реабилитацией, почувствовал, что нужны специальные медицинские знания. Окончил ординатуру по психиатрии. И когда окончил, сделал для себя открытие, что зависимость возникает в большинстве случаев на фоне проблем психических заболеваний, неврозов, синтетическая зависимость приводит к психическим болезням.
Молитва не знает расстояния
– Батюшка, какова, по Вашему мнению, сила совместной молитвы, объединяющей Иоанновскую семью?
– Соборность – основа церковной жизни. Соборная молитва важна для нашего духовного укрепления, восполнения недостающего – каждому. Однозначно, что эту традицию Иоанновской семьи нужно развивать и поддерживать.
– Осенью этого года исполняется 190 лет со дня рождения Иоанна Кронштадтского и 10 лет Иоанновской семье. По этому случаю состоится Юбилейная встреча. Что Вы ожидаете от нее?
– Во всех праздниках, к сожалению, по причине отдаленности удается участвовать редко, я пока был только на Юбилейных торжествах Иоанновской семьи. Кроме того, я возглавляю социальный отдел Владивостокской епархии, и примерно в это же время, когда будет отмечаться юбилей Семьи, у нас запланировано собрание руководителей социальных отделов. Поэтому на 10-летии смогу и готов быть вместе с вами только молитвенно.
Но если бы мне удалось побывать на встрече в Петербурге, то думаю, что главное – это не то, что увидишь глазами физически, а духовная составляющая мероприятия. Расстояние этому не помеха, поэтому буду стараться молиться и здесь, на Дальнем Востоке, и прошу молитв участников Праздника. Для меня большая честь принадлежать к Иоанновской семье.
– Ваши пожелания Иоанновской семье.
– Желаю нашей Семье дальнейшего общего развития, всем ее участникам внутреннего возрастания, изменения во Христе молитвами святого праведного Иоанна Кронштадтского.
«Незанятый ум – мастерская для дьявола!»
Как происходит реабилитация в Центре св. прав. Иоанна Кронштадтского?
Условно всю работу Центра можно разделить на две части: до определения зависимого человека в Центр и после.
В первой части проводится работа с родственниками. Женам и родителям объясняют, как убедить наркомана или алкоголика начать решать свою проблему совместно со специалистами, потому что ждать, пока у зависимого появится «желание», бесполезно, этого может не случиться вовсе. Проводится совместная работа над понимаем истока болезни и роли семьи в решении проблемы. Если Вы готовы начать, позвонить в Центр можно по телефону: +7 (914) 323-50-59.
Когда человек попадает в Центр реабилитации, сотрудники определяют (пока примерно), на какой стадии находится болезнь, нужен ли врач-нарколог, психотерапевт. Если помощь специалистов необходима, сотрудники Центра организуют пребывание человека в соответствующих государственных структурах или консультации. Потому что реабилитация – это восстановление (возвращение к нормальной жизни), но прежде чем восстанавливаться, течение болезни нужно остановить, и здесь бывает, что без медицинской помощи обойтись нельзя.
Далее разрабатывается индивидуальный график реабилитации: должен (может) ли человек находиться на стационарном восстановлении или амбулаторном. На этом этапе зависимому уже объясняются принципы и правила пребывания непосредственно в нашем Центре.
О принципах реабилитации
Самое первое, что организуют сотрудники Цетра, и самое простое для понимания – вхождение человека в трудовой ритм жизни. Иоанн Кронштадтский советовал страдающим недугом пьянства: «Думай о деле, трудись, созидай. Незанятый ум – мастерская для дьявола!». В Центре практикуется сельскохозяйственный труд на подворьях (что позволяет восстановить связь с природой) и послушание в храме (что приближает к началу восстановления связи с Богом, утраченной во время употребления алкоголя или наркотиков).
Духовное возрождение (или рождение) человека происходит через воцерковление: чтение молитвенных правил, крещение (так как принимаются и некрещенные), исповедь, посещение богослужений, беседы со священником. Все это позволяет зависимому укрепляться в борьбе со своей страстью и готовиться к выходу в нормальную «мирскую» жизнь.
Сколько длится реабилитация?
Продолжительность реабилитации составляет 1-1,5 года. Именно столько рекомендуют и специалисты-наркологи для периода, в который зависимый человек не должен соприкасаться с возможностью употребления алкогольных или наркотических веществ. В условиях реабилитационного центра, особенно на подворьях, это сделать проще, нежели в домашних условиях. За год также можно накопить духовный опыт, необходимый в дальнейшей «самостоятельной» жизни.
Нужны ли деньги для поступления в Центр?
Душепопечительский центр существует на целевые пожертвования прихожан Покровского кафедрального собора, жителей Приморского края. Родственники зависимых могут при желании и возможности (если таковая еще сохранилась) вносить денежные суммы, но это не является обязательным условием нахождения их родственников в Центре реабилитации.
Интервью подготовил Геннадий Шипов, Иоанновский приход, г. Санкт-Петербург.
- Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье - 10 лет».
- «Прекратите читать нотации и контролировать человека», – принцип соучастия в реабилитации наркозависимого.
В 2019 году Иоанновская семья отмечает свое 10-летие. Это праздник огромного количества ее частичек, расположенных во всех уголках планеты – храмов, монастырей, часовен, гимназий, приютов, братств, сестричеств, благотворительных фондов, обществ и иных православных организаций, посвященных святому праведному Иоанну Кронштадтскому.
Готовясь к нашему маленькому юбилею, редакция Pravprihod.Ru начала серию публикаций «Иоанновской семье – 10 лет». В нее входят рассказы, интервью, обзоры, видеофильмы, проповеди, статьи и доклады о пути, пройденном вместе, о том, что дало нам наше духовное родство, о деятельности каждого ее члена в отдельности. Это материалы о нашем общем небесном покровителе – Всероссийском пастыре, его помощи, заступничестве и предстательстве за нас перед Богом, о нашей благодарности святому, его почитании по всему миру. А главное, о прославлении имени Батюшки нашими делами, продолжающими его святое бескорыстное милосердное служение страждущим и обездоленным людям – вне зависимости от национальности, вероисповедания, мировоззрения, обычаев и образа жизни.
Мы стараемся «заглянуть в гости» ко всем нашим дорогим братьям и сестрам, знакомя читателей с каждой из частичек нашей большой боголюбивой Семьи.