Иерей Илия Макаров: Иоанн Кронштадтский – мудрый наставник и богослов
Каково значение деятельности Всероссийского батюшки в деле духовного просвещения? Зачем мирянам богословское образование? Нужны ли знания в деле спасения человека? Почему учиться никогда не поздно? На эти и другие вопросы редакции Pravprihod.Ru ответил исполнительный директор Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени св. прав. Иоанна Кронштадтского, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, клирик храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте священник Илия Макаров.
Доброе сердце, обширный ум
– Отец Илия, какие направления деятельности Иоанна Кронштадтского для Вас особенно важны и почему?
– Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге имеют 25-летний опыт образовательной деятельности. Как известно, сам отец Иоанн уделял большое внимание просвещению русского народа и говорил об этом как опытным, так и молодым священникам. Его заветами должны руководствоваться и мы. Эти призывы, оставленные им в проповедях, словах, актуальны и для нас. И для меня это очень важно.
Я считаю, те, кто сегодня занимается духовно-просветительской деятельностью и помогает священнослужителям в деле просвещения в приходах, учебных заведениях, каждый на своем месте, несут одно из важнейших служений Русской Православной Церкви, и вообще на Русской земле.
– Многие участники Иоанновской семьи отмечают, что получают помощь Кронштадтского пастыря в своей жизни, приходской и личной. Чувствуете ли Вы помощь святого?
– Я могу свидетельствовать о помощи отца Иоанна в учебных делах. У нас проводятся конференции, посвященные Всероссийскому пастырю, каждый учебный год кто-то из наших слушателей пишет работу, посвященную ему, занимается исследованием его трудов, его жизненного пути. На этих чтениях всегда совершается молитвенное обращение к святому.
Перед занятиями, помимо молитвы перед началом всякого дела, наши слушатели совершают пение тропаря святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Причем происходит это на добровольной основе, по собственной воле учащихся, мы никого не принуждаем.
Тем самым наши слушатели свидетельствуют, что считают Батюшку своим помощником в учении. А у нас обучение серьезное – богословие, ни больше, ни меньше. Получается, что отец Иоанн является их покровителем в усвоении богословских знаний, которые они потом хотят использовать для своей активной приходской жизни. И когда приходит время экзаменов, учащиеся обращаются к нам, священникам, с просьбой отслужить молебен нашему святому.
В народном сознании Иоанн Кронштадтский чаще всего воспринимается просто как добрый пастырь, а ведь он, в том числе, еще и богослов, мудрый наставник и простого народа, и интеллигенции, и великосветских особ. Таким образом, он вмещал в себя и доброе сердце, и обширный ум. Благодаря этому наши слушатели тянутся к нему, в молитве просят его помощи в усвоении богословских знаний. Просят, как они сами свидетельствуют, чтобы эти знания не остались в их личной копилке для своего собственного удовлетворения, но были бы полезны и другим людям, с которыми они будут общаться в своей жизни. Поэтому можно сказать, что мы на епархиальных курсах просим Батюшку о том, чтобы полученные здесь знания послужили общему делу духовного просвещения.
– Почему Епархиальные курсы названы в честь именно Иоанна Кронштадтского?
– В 1991 году петербургские педагоги, школьные учителя обратились в Духовную Академию с просьбой организовать просветительские встречи и общедоступные лекции, на которых можно было бы больше узнать о религиозной жизни. Полученные знания они хотели использовать в своей педагогической деятельности.
Духовная академия откликнулась на эту просьбу. Через несколько лет был учрежден Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. И поскольку петербургские богословско-педагогические курсы представляли собой образовательное учреждение, осуществляющее полноценный учебный процесс, хотелось, чтобы преподавателям и учащимся покровительствовал кто-то из петербургских святых. Хотя отдел находился на территории Александро-Невской лавры, выбор пал на св. прав. Иоанна Кронштадтского, сердца всех были устремлены именно к этому святому.
Думаю, это случилось во многом потому, что Батюшка был инициатором многих образовательных проектов. Он и законоучителей окормлял, и призывал к подвижничеству. Предчувствуя лихолетье, святой понимал: те, кто максимально близок к детским сердцам, а это именно учителя Закона Божиего, способны обратить людей к правде и уберечь от зла.
Поэтому не было сомнений в том, что покровителем педагогов, стремящихся получить религиозные знания, должен быть именно Иоанн Кронштадтский. Это получилось очень органично, сомнений не было, все произошло на импульсе, сразу.
Кроме того, переживание радости прославления Батюшки (в 1990 г. – прим. ред.) тогда было еще будоражащим, поэтому можно сказать, что на этой волне курсы были названы его именем. Как одна из причин. Но, подчеркиваю, решение было принято не только потому, что он любимый святой, а потому что он связан с делом просвещения. Для нас это было важно.
Без знаний никуда
– По Вашим наблюдениям, знают ли сегодня верующие свою веру, чтобы по слову Апостола Петра, быть всегда готовыми всякому требующему отчета в нашем уповании, «дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15)?
– Охотников давать отчет в своем уповании у нас несметное множество. Сейчас, действительно, все смелые, стесняться не модно. Много начитанных людей, много доступной информации: и книг полно, и интернет есть, было бы желание читать.
Я знаю, не только среди наших учащихся, но даже и среди обычных прихожан немало тех, кто хорошо ориентируется в интернете, знаком с социальными сетями, и это необязательно молодежь. Они в курсе всего, что происходит в церковной жизни. Знают имена и названия из церковной истории, и вроде бы это начитанные, эрудированные люди. Но что сегодня, как мне кажется, нам действительно не хватает, так это приложения своих знаний к реальной жизни.
Вследствие советского прошлого у нас потерялась преемственность духовной традиции. Начиная с 1990-х годов, мы ее восстанавливаем по книгам, воспоминаниям. Остались лишь некоторые носители той культуры, места, где традиция не прерывалась. Например, Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался. Но в общенародном сознании традиция была полностью искоренена за редким исключением.
И вот сегодня человек знает о Боге много, а в реальности по-божески живет мало. В этом есть что-то двойственное: вроде верно рассуждаем, говорим правильные вещи, но эта нестыковка нашего традиционного мировоззрения с существующей реальностью меня очень мучает. Поэтому мне бы хотелось, чтобы наши знания – а они сегодня доступны, открыты, легко усваиваемы, не так тяжелы и для взрослого ума, и для детского – были не отвлеченными, а вовлеченными в нашу обычную жизнь.
– К сожалению, иногда приходится слышать от верующих, что для спасения достаточно добрых дел, а знания не нужны. При этом приводится неправильно истолковываемое высказывание Апостола Павла о том, что «знание надмевает» (1Кор. 8:1). Богословское образование, по мнению таких людей, – удел священников, а простым мирянам это ни к чему.
– Спасаться в неведении как раз и не получится. Если мы берем в пример святых аскетов, пустынников, то да, в академиях они не учились, но знание им было дано от Бога, они прозревали духовными очами. Однако многие святые подвижники шли другим путем: сначала получали образование, становились деятельными людьми, и только потом обретали особое духовное видение.
Если бы Иоанн Кронштадтский был абсолютно необразованным, написал бы он свои дневники? Не думаю. В нашей памяти он, конечно, остался бы духовным человеком, святым, помощником, подвижником, но он бы не был сегодня актуальным учителем для нашего поколения, и мы бы не получили его наследие. Его труды теперь невозможно было бы издать.
Если бы Антоний Сурожский, многими столь любимый сегодня, не оставил после себя ни одной строчки, многочисленных аудио- и видеозаписей, мы бы о нем ничего не знали кроме того, что он был иерархом в Лондоне и помогал многим.
То же самое и с современным отношением к знаниям. Знания не только нужны, они и важны. Неполноценность нашего образования вызывает у нас суждение о том, что знание надмевает. Если верующий имеет полноценное образование, и знания у него фундаментальные, он тем больше понимает — я знаю, что я ничего не знаю — как многообразен этот мир, сколько еще всего существует, что можно и нужно узнать. И он думает о том, как ему этими знаниями послужить в жизни – своей и ближнего. И уж тем более ему некогда размышлять, надмевает знание или нет.
А вот если знание человека надмевает, это говорит о том, что у него проблемы в духовной жизни. Он бы и без образования оставался все тем же надменным человеком. Только это выглядело бы еще хуже, он бы просто вел себя неприлично, был бы хамом.
Поэтому, как ни смотри, без знаний никуда. Они могут быть от духовного опыта, от обучения, но они всегда приносят человеку пользу.
Когда мы читаем Священное Писание, без чего жизнь христианина невозможна, мы тоже получаем знание, тоже обретаем определенное мировоззрение. Здесь также требуется сделать усилие над собой, чтобы изучить, понять то, что мы читаем, и чтобы потом жить согласно Евангелию. И это тоже духовное образование, без которого мы не мыслим духовной жизни. Ну что это за христианин, если он не знает Евангелие!
Поэтому нам необходимо настоящее, хорошее знание. Но только не полузнание, чтобы не стать недоучкой, человеком, который всего нахватался и теперь не понимает, что с этим делать. Нам поможет глубокое, систематическое, традиционное образование.
От 16 и старше
– Какой состав учащихся епархиальных курсов?
– Возраст наших слушателей – от 16 и старше. Изначально планировали принимать людей, окончивших школу, но были случаи, когда приходили и те, кому по 16, кто окончил 8 класс и поступил в училище.
Некоторым из наших учащихся уже под 80. Есть пенсионеры, желающие не только получить богословские знания, но еще и уверенные в том, что смогут их применить в приходской жизни, например, в воскресной школе с детишками. К таким слушателем относятся, в том числе, учительницы на пенсии, они считают свой потенциал неисчерпанным.
Поэтому наша епархиально-курсовая семья напоминает собой полноценную большую русскую семью, где есть прадед, дед, бабушка, отец, мать, дети. Это все про нас.
– Когда принимаются документы, и что нужно сделать, чтобы к Вам поступить?
– Прием документов и вступительные собеседования осуществляются в будние дни вечерами, примерно с праздника Преображения Господня, 19 августа, до дня церковного новолетия, 14 сентября, после чего начинается учебный год.
Чтобы стать слушателем епархиальных курсов, нужно придти к нам, написать прошение, заполнить анкету и узнать о дне собеседования на понимание основ религиозной жизни. Собеседования не сложные, так мы пытаемся понять уровень подготовки человека, чтобы предложить ему максимально комфортную форму его дальнейшего обучения: или это будет основной курс, или подготовительный.
– В какие дни проходят занятия?
– Мы занимаемся в будни с 18 до 21 часа – два-три дня в неделю, и в субботу днем, в зависимости от образовательной программы.
– Какой срок обучения?
– Срок получения образования базового богословского уровня, это так называемый полубакалавриат, составляет три года. Иногородним мы предлагаем дистанционное двухгодичное обучение.
У нас также есть отдельные курсы по специализациям. Например, кто-то уже имеет образовательную базу и хочет научиться церковному пению, методике преподавания в воскресной школе или стать православным экскурсоводом. У нас очень большой спектр разных программ, исходя из того, что человек хочет. Срок обучения здесь составляет один или два года.
– Кем становятся ваши выпускники?
– Кем они только ни становятся: и катехизаторами, и приходскими консультантами, и преподавателями воскресных школ. Что особенно важно, они преподают не просто лепку, кройку и шитье, но вероучительные дисциплины, церковнославянский язык и пение, основы православной веры, основы христианской нравственности. Окончивший курс церковного пения может также стать полноценным участником любительского церковного хора. Такие коллективы сейчас нередко создаются в приходах.
Учим мы и на чтецов, для этого учащиеся изучают церковнославянский язык и богослужебный устав. Обучаем наших слушателей, чтобы они могли стать организаторами паломническим поездок, экскурсоводами. Спектр очень большой.
– Есть ли у вас слушатели, которые по окончании обучения на курсах, продолжают образование в СПбДА?
– У нас есть выпускники, поступившие после наших курсов в семинарию. Некоторых, если они хорошо учились и при поступлении в СПбДА показали высокий уровень знаний, принимают даже не на первый курс, а сразу на третий. У выпускников есть возможность пойти и на заочное отделение в семинарию, потому что многие из них уже где-то алтарничают или работают, при этом хотят продолжить образование в духовных школах и потом служить Церкви.
Где единство, там и жизнь
– Как Вы думаете, какова сила совместной молитвы, объединяющей Иоанновскую семью и не знающей границ и расстояний?
– Я очень рад, что наша Семья образовалась, и надеюсь, мы примем участие в праздновании десятилетия со дня ее создания. Само это начинание я считаю чрезвычайно важным. Просто встречаться в храме недостаточно, нам нужно быть вместе и за его пределами, и в добрых делах, и в молитве, когда мы поминаем друг друга на богослужении.
У нас есть список участников Иоанновской семьи, мы знаем все организации, которые в ней состоят, и чем они живут, всегда следим за объявлениями и новостями. Интересно было узнать и об итогах конкурса «Иоанн Кронштадтский – святой нашего времени», проводимого в рамках встречи «Иоанновская семья – 10 лет труда и молитв».
Может быть, мы не так часто встречаемся, но, по крайней мере, в молитве мы обязательно должны быть едины. Это важно, прежде всего, для сохранения и популяризации наследия святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Слово «популяризация» здесь неслучайно. Ведь Батюшка не только замечательный святой, которому можно отслужить молебен, но для нас он и великий русский мыслитель, печальник и пастырь, пример для современного духовенства. И в семинарии, где я также преподаю, мы его часто вспоминаем на предметах пастырского богословия, гомилетики. А когда ректор Духовной академии совершает рукоположение, то очень часто он вспоминает наставления отца Иоанна.
То есть важно, чтобы мы чувствовали присутствие Батюшки, его наследия, его мыслей в нашей не только богослужебной, но и обычной жизни. Поэтому все, что происходит в Иоанновской семье, и в том числе, наша соборная молитва, очень важно.
– Темой фестиваля «Иоанн Кронштадтский – святой нашего времени» стала популяризация имени Всероссийского батюшки посредством изучения и творческого осмысления его жизни, служения и животворного влияния на жизнь членов Иоанновской семьи. Но для широких слоев населения он по-прежнему остается малоизученным святым. Что, по Вашему мнению, можно сегодня сделать в деле популяризации духовного наследия отца Иоанна? В каком формате можно донести эти сведения современному человеку?
– Чтобы люди могли лучше узнать о святом, сегодня нужно, по возможности, как можно больше издавать альбомов, книг, исследований и воспоминаний о нем. Нужно изучать архивные документы, освещать необычные, неизвестные граней его деятельности, которые пока остались за скобками. При этом важно, чтобы все это было зафиксировано не только в книгах, но и на мультимедийных носителях, которыми сегодня активно пользуется молодежь.
Важно сделать что-то такое, что останется после нас. Так, например, до сих пор нет ни одного художественного фильма о жизни и деятельности Иоанна Кронштадтского, а ведь осмыслить в творчестве его личность было бы замечательно. Может быть, нам всем стоило бы помолиться и найти людей, которые бы поддержали подобный проект, пригласить хороших сценаристов и режиссеров, которые бы создали такое художественное полотно. Ни для кого не секрет, что молодежь сегодня смотрит фильмы, а в таком художественном кино могла бы раскрыться личность святого, это было бы хорошим деянием, и оно бы осталось после нас.
– Ваши пожелания Иоанновской семье.
– Желаю всем нам быть вместе, чтобы наша Семья ширилась, и в нее вступало еще больше храмов, общин, учебных заведений, находящихся под покровительством Иоанна Кронштадтского. Также хочется пожелать всем нам, чтобы было больше взаимных проектов, в которых мы могли бы распространять духовное наследие Всероссийского батюшки, делиться своим опытом и зарядом жизнерадостности.
- В Санкт-Петербурге студенты епархиальных курсов Иоанна Кронштадтского получили дипломы.
- Новый учебный год начался на Епархиальных курсах им. св. прав. Иоанна Кронштадтского в Санкт Петербурге.
- Епархиальные курсы религиозного образования имени св. прав. Иоанна Кронштадтского отметили 25-летие.
- Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье - 10 лет».