Иерей Игорь Гришин: Чудо, что я служу в храме Иоанна Кронштадтского!
Настоятель Свято-Иоанновского храма г. Славск (Калининградская обл.) рассказал редакции Pravprihod.Ru о своем новом месте служения, замыслах и планах по развитию приходской жизни, чудесах в повседневной жизни священника.
Под десницей Батюшки
– Отец Игорь, как Вы восприняли известие о том, что будете настоятелем храма в честь святого праведного Иоанна?
– Я очень возрадовался, что попал под десницу Батюшки. Прежнее место моего служения – храм Боголюбской иконы Божией Матери в Лаишевском районе Республики Татарстан. И вот теперь Господь поставил меня служить здесь, у Иоанна Кронштадтского.
Храм этот для меня еще совсем новый, я вступил в обязанности настоятеля в конце июля 2019 года. Поэтому активно решаю организационные вопросы, во все вникаю. Пока толком даже не знаю историю храма и хочу разузнать о нем как можно больше.
– Что делает священник в первую очередь, когда он приезжает на новое место служения?
– Когда священник прибывает в новый храм, его служение начинается с практического вопроса: где достать просфоры и вино для проскомидии, чтобы можно было начать литургическую жизнь. Меня так и наставляли: сначала нужно наладить богослужебную жизнь, чтоб народ молился, участвовал в Таинствах, а все остальное приложится. Вот и у меня много работы впереди, но уже служим.
– Ваша семья уже переехала в Славск?
– Матушка и детки скоро должны приехать. Я тем временем думаю об их устройстве. Вот газ, наконец-то, провели в дом. Еще надо батареи починить, чтобы отопление было, ведь впереди зима. Поэтому бегаю тут, занимаюсь ремонтными работами, прикручиваю-закручиваю.
Жить будем в доме, сохранившемся еще с немецких времен, он расположен в 10 минутах ходьбы от храма. В 1990-е годы здесь находилась наша первая церковь Иоанна Кронштадтского. Когда построили новый храм, в котором теперь служим, второй этаж старого здания отдали под жилье, а первый – под трапезную и воскресную школу. У нас уже набран класс, батюшка Иоанн обо всем позаботился.
– Отче, участники Иоанновской семьи нередко становятся свидетелем чудес, происходящих в их жизни по молитвам Иоанну Кронштадтскому. Случалось ли у Вас что-то похожее?
– Я учился в Казанской духовной семинарии, а наш семинарский храм назывался в честь Иоанна Кронштадтского. Я служил там два года диаконом, когда учился на четвертом и пятом курсах. Промыслительно, что оттуда начиналось мое служение, а теперь я настоятель в храме в Всероссийского батюшки. И когда мне сказали, что я назначен в храм, названный в его честь, то очень возрадовался. Чудо, что я служу здесь!
На новом месте жилье даже дали, о чем я раньше и мечтать не мог. Забота и присутствие Иоанна Кронштадтского чувствуются во всем, но в первую очередь в том, что он избрал меня, поставил в свой храм. Я уже совсем по-другому перечитываю его книги, другими глазами. Сейчас снова читаю «Мою жизнь во Христе».
Чудеса в нашей жизни повсюду. Когда я служил в храме Боголюбской иконы Божией Матери, нам нужно было провести газ, а денег нет, понимаю – не потянем. Пошли молиться Богородице пред нашей храмовой иконой. Приезжает женщина: «Батюшка, мне сказали, тебе деньги нужны. Жди, через месяц привезу-помогу». И привезла. Просто пошли молиться! Чудеса по сей день продолжаются.
Дай Бог, теперь молитвами Иоанна Кронштадтского отопление в доме сделать, интернет провести.
Время заниматься паствой
– Расскажите, пожалуйста, о вашем новом приходе.
– В приходе есть люди разных возрастов, тут и средний возраст, и молодежь, и пожилые. На воскресные службы приходит человек 100, это немало для города с населением 4 200 человек. Детей тоже приводят причащать.
– Была возможность познакомиться с прихожанами поближе? Помогают ли они Вам освоиться на новом месте?
– Ко мне на днях семья приедет, так прихожане помогают с переездом. Потом забор будем ставить. По храму тоже помогают.
– В храме Вы единственный священник. Не трудно ли одному совершать богослужения?
– Служу один, но это нетрудно, на данном этапе нормально, даже, можно сказать, великолепно.
Сейчас будем настраиваться, и скоро у нас будут службы 4-5 раз в неделю, а по пятницам – хочу завести такую традицию – у нас будет читаться акафист Иоанну Кронштадтскому.
– Батюшка, что Вы собираетесь делать для развития жизни Вашего нового прихода? Что в планах? Какие задумки?
– Отец Дионисий – прежний настоятель храма – немало потрудился, люди начали приходить, причащаться, исповедоваться. У меня тоже планов великое множество.
Сейчас все точно так же, как во времена Иоанна Кронштадтского. Как он возделывал «пустынное поле» в Кронштадте, так и сейчас нужно продолжать его дело. Вот пример. На днях ко мне пришли верующие на огласительные беседы перед Крещением. Спрашиваю их: «С какой целью креститесь?» Ответ: «Ну, чтобы было, потому что мы русские». Поэтому сейчас все то же самое, что и век назад, и я понимаю – поле деятельности гигантское.
Есть мысли открыть при храме школу для местных детишек на базе РКШ – русской классической школы. Если будет Божие благословение, и владыка поддержит это начинание, хотелось бы, чтобы в ней учились с первого по одиннадцатый класс. Дисциплины будут преподаваться как светские, так и церковные. Пером даже будут писать, чтобы красивый почерк был.
Сделаем страницу храма, в этом деле мне помогает матушка. Она раньше вела сайт моего прошлого прихода. Но пока у нас нет интернета. Помолюсь отцу Иоанну, пойду в Ростелеком, чтобы к нам проложили кабель.
Также попробуем при храме трапезную построить. Есть такая тенденция у людей: Литургия закончилась – и всех как ветром сдуло. А надо бы собираться, не разбегаться. Нужно садиться вместе, общаться, чтоб это была действительно община.
Еще одно направление, которое будем развивать в перспективе – это помощь алкозависимым. Здесь очень интересен опыт Иоанна Кронштадтского, который немало потрудился на этом поприще и не просто помогал таким людям, но и наделял их работой, чтобы они не тунеядствовали. Множество народу пропадает, гибнет из-за зеленого змея, это так печально.
Ведь сколько такой человек мог бы сделать полезного для общества, да даже для самого себя, для души своей!
Почему люди обращаются к этому пороку? Потому что 70 лет выжигали все духовное, внушали, что Бога нет. А если Бога нет, значит, все позволено. Так люди и росли.
Это я и по себе помню. Меня крестили в 1986 году, мне было пять лет. А потом я рос без Бога, пока грехов не насобирал незнамо сколько. Крестили человека, да не просветили.
И через эти пагубы мир-то свое берет, развлекаться-то всегда легче. Вот люди и пьют, сначала немного, потом становятся подверженными этим страстям, а избавиться не могут, так как живут без Бога. Так было в советское время, но и сейчас это есть.
Потом началось время возрождения Церкви, время строительства, на том этапе надо было восстанавливать разрушенное. А теперь время заниматься паствой, поэтому в Церкви в последние годы ведется большая работа в данном направлении.
– Вы сказали, что веру обрели не сразу. А какой был Ваш путь к вере?
– Веру обрел не сразу. Тому предшествовала бурная молодость, поэтому к Богу пришел через скорби. Решение служить Богу тоже пришло не сразу. Сначала я работал охранником в храме, постепенно начал воцерковляться, читал душеполезные книги. Как-то раз один батюшка пошутил, когда я читал Толковую Библию Лопухина: «Смотри, начитаешься, в семинарию поступишь». И действительно, я начитался и поступил.
Мы вместе!
– Отец Игорь, осенью этого года у Иоанновской семьи круглая дата – 10 лет со дня образования. При этом Вы стали одним из участников нашего большого объединения. Какие у Вас ощущения?
– Я постараюсь прибыть на юбилей, и мне очень хотелось бы приложиться к гробнице Батюшки, ведь отец Иоанн был великим молитвенником и пастырем, поэтому и я хотел бы уделить еще большее внимание молитве, чем раньше, ведь он посчитал меня достойным того, чтобы я служил в храме, названным его именем.
Я, конечно, поделюсь радостью с близкими. Сегодня вечером супруга звонить будет, скажу ей: «Поздравляю, а мы с тобой теперь в Иоанновской семье». Такие у меня чувства и чаяния.
– В Иоанновской семье есть добрая традиция молиться друг за друга. Как Вы думаете, какова сила соборной молитвы, объединяющей такую Семью?
– О, конечно, это великое дело, и я буду рад молиться вместе со всеми. Совместная молитва очень сильна. Как объяснял один из моих преподавателей в семинарии, тоже священник, наступают такие времена, что, к сожалению, не всегда приходится говорить о качестве нашей молитвы, но если нет качества, то пусть будет хотя бы количество молящихся. Поэтому чем нас больше, тем лучше.
– Что Вам хотелось бы пожелать Иоанновской семье?
– Желаю добра, любви между нами всеми. Чтобы святой праведный Иоанн Кронштадтский помогал нам всем в благих начинаниях. Помощи Божией!
- Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье - 10 лет».