Иерей Роман Клевцов: Место под наш храм берег сам Иоанн Кронштадтский
Настоятель Свято-Иоанновского храма г. Татарска Новосибирской обл. рассказал редакции Pravprihod.Ru о том, как в наше время Всероссийский батюшка продолжает благословлять на храмоздательство, без чего было бы невозможно представить служение Кронштадтского пастыря, почему Господь дает нам святых угодников Своих, какова действенность совместной молитвы, объединяющей Иоанновскую семью.
Благословение Батюшки
– Отец Роман, почему Ваш храм назван в честь Иоанна Кронштадтского?
– Это удивительная история. Когда верующие захотели, чтобы в их районе появилась церковь, они обратились к архиерею, который в свою очередь дал благословение. Только никто не знал, как назвать храм. Пошли в администрацию, и там выделили место под строительство.
При этом нам рассказали, что раньше тут хотели поставить жилой многоквартирный дом, наш район понемногу застраивается. Документы были готовы, участок расчищен, три раза принимались за стройку, да все что-то мешало, никак не получалось, не складывалось. Вот и отдали площадку под церковь.
А когда мы подняли исторические документы, то оказалось, что раньше на этом месте стояла школа, средства на которую давал сам Иоанн Кронштадтский. Он был в наших краях в 1906 году. Когда он плыл по Иртышу, все стекались к нему, приезжали на встречу с ним и верующие Татарска.
Наша школа была рассчитана на 120 человек и таким образом стала одной из самых больших церковно-приходских школ по всей Транссибирской магистрали. Когда мы обо всем этом узнали, нам сразу стало понятно, в честь какого святого нужно назвать храм и приход. Сам отец Иоанн берег это место под храм. Разве это не Промысл Божий, не молитва Батюшки?
– Какова была дальнейшая судьба школы?
– Некоторые старожилы Татарска еще помнили ее здание. В советские годы в ней в разное время находился дом быта и детский сад, затем ее отдали под жилье, а потом и снесли.
– Что было с религиозной жизнью в Татарске в это время?
– Если до революции здесь было два храма, а в самом районе их было 13, то в лихие годы их уничтожили. Была разрушена и церковь Архангела Михаила, которая находилась в ста метрах от школы. Священников нашего района всех вместе свезли и убили.
– Когда появился ваш приход?
– Мы зарегистрировались в 2016 году. 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского мы отслужили молебен и закрутили первые сваи, а 22 декабря, на свт. Николая Чудотворца, у нас уже совершалась первая Литургия.
Надеемся, Батюшка поможет нам завершить строительство. А пока богослужения совершаются во временном храме, который по окончании строительства мы планируем задействовать под воскресную школу.
– Большой ли у вас приход? Какой он по составу?
– Приход у нас молодой, ему всего несколько лет. Поэтому горожане к нам пока присматриваются, привыкают. Однажды кто-то даже решил, что тут сектанты собираются. Была настороженность, приходили, спрашивали: «Как? Православный храм? У нас ведь уже есть один – Покровский. Вы точно православные?» Отвечаю: «Разве я похож на сектанта?». Но потихоньку начинают приходить, принимают Крещение, венчаются, участвуют в Таинствах Исповеди и Причащения.
Сейчас наш приход насчитывает около 40 человек. В основном, это пожилые люди. Но есть прихожане и среднего возраста, и молодежь.
– Есть ли у вас помощники?
– Слава Богу, наши прихожане оказывают большую помощь. Это и уборка церкви, прихрамовой территории, и материальная поддержка по мере своих возможностей.
– Как часто у вас проходят богослужения?
– Пока служим по субботам и воскресеньям, а также в праздники. Молебны, требы совершаем. Храм у нас открыт постоянно, каждый день с девяти утра до пяти вечера.
Чтобы служить чаще, нужно время. Если, например, взять Покровскую церковь, то ей уже почти 30 лет, люди знают о ней, приходят на богослужения. А мы существуем всего третий год, к нам еще не привыкли, но и то уже, можно сказать, определенную нишу в городе начинаем занимать.
– Расскажите, пожалуйста, как Вы сами пришли к вере, к служению Богу?
– Родился я на Украине, в обычной среднестатистической советской семье. К вере пришел уже в студенческом возрасте, мне было 18 лет. Можно сказать, Господь Сам привел. Я находился в поисках смысла жизни, потому что чувствовал неудовлетворенность существованием. Слава Богу, нашел, что искал, и очень этому рад.
Одни из самых первых святых, с которыми я познакомился в начале своей церковной жизни, были Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Николай Чудотворец.
В 1997 году меня рукоположили, свое служение я начинал на Украине. Но так сподобил Господь, через восемь лет я переехал с семьей в Россию, где и продолжил служить.
У меня всегда была икона Батюшки, перед которой я ему молился. И с самого начала он был для меня примером, образцом священника. Возможно, его молитвы и привели меня к тому, что мне выпала честь заниматься строительством храма в честь отца Иоанна. Для меня это великая отрада и утешение.
Батюшка любви
– Отец Роман, расскажите, пожалуйста, какие направления служения Всероссийского батюшки вдохновляют Вас больше всего? Кто он для Вас как для священника и ваших прихожан?
– Для нас он апостол любви. Верующие знают, что так обычно называют Иоанна Богослова, но мы так зовем еще и Иоанна Кронштадтского – Батюшка любви. Потому что служение его было во многом схоже с апостольским. В чем оно заключалось прежде всего? В любви. Для нас отец Иоанн – это христианская любовь. Делающая, приводящая ко Христу, всеобъемлющая. Отсюда, конечно, и все остальное – его социальное служение, молитва, проповедь. Без любви, без примера самопожертвования ничего этого не было бы.
– Участники Иоанновской семьи нередко становятся свидетелем чудес, происходящих в их жизни по молитвам Иоанну Кронштадтскому. Случается ли у Вас подобное?
– Постоянно. Мы сейчас возводим храм, сделали проект. Но ведь нужно где-то служить, поэтому под богослужения пока, как я говорил ранее, отвели временное помещение. Строили его, практически не имея средств. Ни денег, ничего у нас не было, только наше стремление и помощь Божия по молитвам св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Почти каждый день служили акафисты и молебны Батюшке. Стройка шла, а мы собирались, молились на улице. Прошло полгода, и у нас уже начались Литургии. Это действительно чудо, никто не ожидал!
Вот такая помощь от нашего святого покровителя. И, конечно, он помогает в житейских нуждах – народ обращается, молится. Всегда чувствуем его поддержку.
«Вы – свет мира» (Мф. 5:14)
– Насколько сильно ощущается действенность совместной церковной молитвы, объединяющей Иоанновскую семью?
– Соборная молитва имеет великую силу. Апостол Иаков заповедует нам: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5:16). Тем более наша общая молитва будет иметь еще большую силу под молитвенным покровом Иоанна Кронштадтского. Это необходимо, это должно продолжаться.
Каждую Литургию православные христиане собираются для Евхаристии, священники предстоят у престола Божия. Вот она – сила Христа объединяющего.
А для чего Господь дает нам святых угодников? Чтобы они были светильниками миру, продолжали дело Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). И как мне кажется, конец света наступит лишь тогда, когда люди перестанут возносить свои молитвы ко Господу.
– Что для вашего прихода означает быть частью Иоанновской семьи?
– Для нас стало большой радостью, когда нам предложили стать участниками Семьи. И сегодня мы постоянно чувствуем ее духовную поддержку. Тем более в наших краях храмов Иоанна Кронштадтского немного, хотелось, чтобы их было больше. Радостно знать, что есть сообщество людей, объединенных вокруг Батюшки.
Да, нас разделяют большие расстояния, но они здесь никакой роли не играют. Дух дышит, где хочет (Ин. 3:8). Расстояния для Него не существует. И даже если мы находимся в разных местах, мы молимся за Литургией, обращаемся к Иоанну Кронштадтскому, просим у него его ходатайства пред Господом. Нас это утешает, поддерживает и радует.
– Осенью текущего года Иоанновской семье исполняется 10 лет, и по этому случаю состоится Юбилейная встреча. Что Вы ожидаете от нее?
– В первую очередь – любви и единомыслия. Это самое главное. Надеюсь там встретить людей одного духа. Ну а все остальное Господь приложит по молитвам отца Иоанна.
Конечно, путь неблизкий, но очень хотелось бы приехать и повстречаться с участниками Иоанновской семьи, если на то будет воля Божия. Молюсь Господу и Батюшке. Но в любом случае, как бы там ни было, всегда знаю: про нас не забывают.
– Что Вам хотелось бы пожелать Иоанновской семье?
– Желаю Семье расти и приумножаться. Крепнуть в любви и эту любовь дарить людям, как это делал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Для всех нас Батюшка является примером, поэтому будем подражателями и продолжателями его служения. И тогда милость Божия и помощь Всероссийского пастыря нас не оставят.
Интервью подготовил Геннадий Шипов, Иоанновский приход, г. Санкт-Петербург.
Фото: личный архив о. Романа.
- Другие интервью в рубрике «Иоанновской семье - 10 лет».