Протоиерей Владимир Ринкевич: «К помощи дорогого Батюшки привыкаешь и, обращаясь к нему, забываешь, что он святой»
Интервью с руководителем Общества трезвости св. прав. Иоанна Кронштадтского, настоятелем храма святых Константина и Михаила в Вильнюсе (Литва)
Одним из самых известных обличителей пьянства, а также подвижников и популяризаторов трезвеннического движения в Российской Империи был святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как тогда, так и сейчас, за помощью к нему обращались и обращаются многие алкозависимые, их сродники и близкие. И, может быть, чудесная помощь святого не всегда очевидна постороннему взгляду, но сами люди, получившие по своей вере просимое, с несомненной уверенностью знают, кто их услышал и помог им. Об этом сайту Pravprihod.Ru рассказал прот. Владимир Ринкевич.
– Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, как в Вильнюсе возникло Общество трезвости.
– Однажды я, будучи уже диаконом, наткнулся на видео-лекцию, посвященную теме трезвости. Тогда я начал задумываться над тем, что алкоголь не необходимость, а вред. Вскоре Господь свел меня с общественной организацией трезвости, где я читал лекции, помогал воцерковлению людей, вышедших из плена алкогольной зависимости. Так появилась необходимость в общей молитве. В храме, где я служу настоятелем, мы стали еженедельно совершать молебен «О страждущих недугом пьянства или наркомании». Появились люди, постоянно посещающие богослужение. По благословению и рекомендации священников, работающих в этой области в России, мы поставили задачу создать Общество трезвости, где люди давали бы соответствующие обеты.
– Почему оно названо именно в честь Иоанна Кронштадтского?
– Это был конец 2010 года. Святой пастырь и раньше «посещал» мою жизнь через подаренные мне людьми книги, иконы. Кроме того, близился день его памяти, 2 января (2011 года). Так и было решено посвятить наше общество трезвости в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского. Мы совершили Литургию, после которой, во время молебна Батюшке, испросили у Бога помощи на начало нашего доброго дела.
– Известно, что святой выступал против пьянства, называя его «врагом Церкви, нравственности, семьи и народа от мала до велика». За помощью к нему и сегодня обращаются люди, желающие избавиться от пристрастия к алкоголю и наркотикам. А как Батюшка помогает жизни Ваших подопечных?
– Интересно, что до создания Общества трезвости наши прихожане об отце Иоанне знали очень мало. Разве что видели большую икону, которая «случайно» (конечно же, не случайно, а по молитвам Кронштадтского пастыря, но это понимаем мы только сейчас) появилась на стене нашего храма. Даже создав Общество трезвости, посвященное Всероссийскому батюшке, молились мы ему редко, акафисты не служили. Но через несколько лет нас пригласили присоединиться к Иоанновской семье, служить каждый месяц 23-го числа акафист отцу Иоанну.
Далее была поездка в Суру, на родину дорогого Батюшки, Литургия с Патриархом, и много-много светлых людей. После этой поездки святой Иоанн Кронштадтский навсегда вошел в мою жизнь и окружил своей заботой и лаской. Еще там, в Суре, помолившись отцу Иоанну, я получал сразу то, что просил. Когда вернулся домой, его забота продолжилась в моей личной жизни, моей семьи и прихода.
Конечно, нельзя исключать мою личную роль в деле распространения почитания святого – пережив живую встречу с Батюшкой, я начал рассказывать о нем людям, призывать их молиться ему, начал дарить иконки и книги о нем. Люди стали все больше и чаще в молитвах обращаться к отцу Иоанну. Мы начали регулярно служить ему акафисты. Нашему храму подарили писаную икону дорогого нам Пастыря.
Как-то мы отметили, что в нашем Обществе в основном люди трезвые, у которых нет и не было проблем с алкоголем или наркотиками. Но есть кто-то из родственников или друзей, страдающих этими страстями. Мы молились за них, иногда совершенно безнадежных с точки зрения окружающих людей. Но именно когда наше Общество стало регулярно молиться святому Батюшке Иоанну, эти «безнадежные» люди перестали употреблять наркотики или пить алкоголь.
На случайность это не спишешь, ведь это случилось со всеми людьми из списка, который мы читали, причем одновременно… Ну, не сразу, молятся люди уже много лет. Для нас это чудо, и мы верим, что донесенные до Господа наши просьбы святым Иоанном Кронштадтским услышаны. Только его о нас попечением.
Можно с уверенностью сказать, что в моей жизни и в жизни многих моих прихожан отец Иоанн занимает все большее место, место ходатая и благодетеля перед Богом.
– Насколько велико и активно Общество трезвости сегодня?
– Наше Общество имеет главную цель – молитву и проповедь трезвости сквозь призму Евангелия и учения святых отцов. Мы не составляли список, кто входит в Общество. Люди дают обеты, посещают наши молебны с акафистом, сами организуют мероприятия, посвященные теме трезвости. Наверное, тех, кого я мог бы смело назвать членами Общества трезвости, человек 15. Они, в основном, среднего возраста, 40-60 лет.
– Кто Вам помогает в Вашем служении?
– Для каждого конкретного дела появляются свои помощники. Для совершения молебна – одни, для организации мероприятия – другие. Но даже если на какое-то дело нет временно помощников, то всегда есть один постоянный – отец Иоанн Кронштадтский. И это я говорю не ради красивой фразы, он помогает по-настоящему, помогает, чтобы вовремя приехать, чтобы вещи были в нужное время, чтобы помещения оказались свободными, и т.п. Интересно, что к помощи дорогого Батюшки привыкаешь и, обращаясь к нему, забываешь, что он святой, который предстоит Престолу Божию. Так выходит, что святой Иоанн как добрый наставник, который выслушивает мою поспешную просьбу и правильно реагирует на нее.
– Батюшка, как Вы решили продолжить путь своих отцов?
– Да, родился я в семье священника. Мой дедушка и прадед – тоже пастыри. Как единственного сына у родителей, меня с детства «прописали» тоже в священство. Конечно, мое юношеское стремление отстаивать свое право на выбор боролось с этим, и я пошел учиться в светские ВУЗы. Окончил Педагогический университет – математику-информатику, окончил Московский экономико-лингвистический институт – психологию. Затем женился и все же пришел, по зову епископа, к священству. Теперь служу настоятелем Константино-Михайловского храма столицы Литвы, города Вильнюса. У меня уже пятеро детей, сегодня мне 35 лет.
– В Россию часто приезжаете?
– В России я бываю редко, только когда бывают важные церковные мероприятия. Конечно же, особенно дороги для меня Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге и Сура. Когда узнаю, что человек из Санкт-Петербурга, то первое, что хочется у него спросить: «Как там обитель Батюшки Иоанна? Давно там был? Что нового?» И только потом понимаю, что человек может быть невоцерковленным или неверующим и вообще может ничего не знать про монастырь.
– Что для вашего Общества означает быть частью Иоанновской семьи?
– Нас пригласили в Иоанновскую семью от имени протоиерея Николая Беляева перед Юбилейными торжествами в 2015 году. А что означает? Чувство единства в молитвенном общении. Это как когда говоришь с человеком, которому очень дорог любимый тобой другой человек.
Учитывая свой опыт присутствия в Иоанновской семье, могу сказать, что такое единение полезно. Но, думаю, не всякое единение будет столь же удачным, здесь нужен молитвенный труд. Я уверен в том, что нас объединяет, в первую очередь, забота обо всех нас святого Иоанна Кронштадтского, а также молитва Иоанновского прихода под духовным руководством отца Николая Беляева. Конечно, общения внутри Иоанновской семьи не хватает. Всегда есть желание собраться всем вместе и помолиться.
Поэтому хочется пожелать Иоанновской семье приумножаться в количестве и доброделании. Также, чтобы отец Иоанн Кронштадтский помог нам чаще собираться вместе.
Интервью провел Геннадий Шипов,
Фото из архива о. Владимира.
Читайте также: другие интервью в рубрике «Иоанновской семье – 10 лет».