«Молись и трудись»: как справляется с вызовами Иоанновский приход в Гамбурге
В Германии, где сегодня, как известно, действует так называемый мягкий или частичный локдаун, ужесточение правил пока напрямую не распространяются на богослужения в храмах. Но требования к приходам в отношении соблюдения санитарных норм в этой стране стали строже. Изменилась жизнь и прихода храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге.
В ноябре богослужений здесь стало больше, поэтому настоятель церкви прот. Сергий Бабурин призвал прихожан стараться посещать те, которые совершаются в будни, а в целом – не больше одного богослужения (Литургии) в неделю. На позднюю Литургию в воскресенье просят приходить только тех, кто работает, учится и не имеет возможности быть в храме в другое время. От разговоров в церкви всем приходится тоже воздерживаться – общаться прихожане могут только на улице. «Если мы будем игнорировать эти требования, то можем потерять возможность посещать богослужения. Нас могут оштрафовать и закрыть», – объясняет отец Сергий.
Прихожане искренне стараются войти в новую-старую колею своей церковной жизни, всячески поддержать друг друга и своего батюшку. Но не всем удается противостоять вызовам времени, требующим изменить также и свою духовную жизнь. Ограничения все чаще отражаются на душевном состоянии наших братьев и сестер в этой прекрасной европейской стране.
«Сегодня, к сожалению, немало людей на планете встречают новое утро своей жизни без радости, – отмечает отец Сергий. – Все чаще приходится читать в глазах людей тоску и печаль. Осень и усталость от «мягкого локдауна» только усиливают это состояние. Иными словами, «унылая пора».
Развлечения, пестрый поток новостей лишь на время помогают забыться от этого гнетущего состояния, чтобы потом с новой силой передать измученную душу холодным щупальцам тоски, печали или уныния. Депрессия (от лат. deprimo «давить (вниз), подавить») становится самым распространенным недугом. В Германии, по информации Немецкого союза по борьбе с депрессией, более 4 млн. чел. страдает этим недугом. Каждая четвертая женщина и каждый восьмой мужчина хотя бы раз в жизни впадают в депрессию (Robert Koch Institut /Gesundheitsberichterstattung des Bundes: Depressive Erkrankungen. Heft 51. 2010)».
Конечно, отмечает в своей недавней проповеди батюшка, во многих случаях без помощи специалиста крайне сложно преодолеть это состояние, но ведь оно не является особенностью исключительно нашего времени. Во все времена люди страдали от хандры. Николай Некрасов так описывает свое состояние в стихотворении «Уныние».
«…День свечерел. Томим тоскою вялой, То по лесам, то по лугу брожу.
Уныние в душе моей усталой, Уныние - куда ни погляжу».
Более того, это состояние знакомо и святым, которые называют его смертной страстью. В древнем Патерике в 7-й главе мы читаем о страдании прп. Антония Великого: «Святой авва Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в большое омрачение помыслов и говорил Богу: Господи! Я хочу спастись, а помыслы не позволяют мне. Что мне делать в скорби моей? Как спасусь? И вскоре встав, Антоний вышел вон, и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять стал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал Антонию: И ты делай так – и спасешься! Услышав сие, Антоний возымел великую радость и дерзновение – и, поступая так, спасался».
По словам о. Сергия, по этому принципу – чередования труда и молитвы – и устраивалась внутренняя жизнь всех древних монастырей. Унаследовал заветы подвижников Востока и святой Бенедикт Нурсийский (VI век), основоположник западного монашества. Его девиз Ora et labora («молись и трудись») явились духовной основой монашеских уставов Западной Европы. Подобный пример созерцательного подвига и физического труда являли миру и монахи Русской Православной Церкви».
Сегодня церковный календарь являет нам удивительный пример прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. Житие этих святых столь же дивно, сколь и коротко. Знаем о них очень мало. Св. Спиридон – крестьянского происхождения, пришел в монастырь уже в преклонном возрасте. Грамоте научился уже в обители. Довольно быстро выучил наизусть Псалтырь и, трудясь, ежедневно наизусть его прочитывал. Игумен, видя его духовное усердие, поручил ему вместе со св. Никодимом послушание на просфорне. В течение 30 лет святые друзья с радостью несли тяжелое послушание. Ежедневно трудясь, вместе пропевали за свой трудовой день весь Псалтырь наизусть. Меньше других бывали на службе, в силу послушания, но достигли великой святости, в радости, труде и молитве уподобляясь святому Антонию Великому.
«Возможно, упомянутый принцип является одним из самых действенных способов преодоления губительных тоски и уныния, – рассуждает отец Сергий. – Молитва и труд (рукоделие, если нет постоянной занятости, и добрые дела – «делая добро, да не унываем» (Гал 6:7-10) – древний рецепт святых отцов, обретающий сегодня особую актуальность. Молитва же есть живая связь с Богом живым, который Один только может дать радость и утешение душе человеческой. «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс 41:6).
Мира, радости, светлой молитвы и утешения от трудов, дорогие братья и сестры», – желает всем настоятель Гамбургского храма.
Редакция Pravprihpd.Ru. В публикации использованы материалы
сайта прихода св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге.
Главное фото: Правмир.
На фото ниже: празднование престольного праздника - дня памяти святого Иоанна Кронштадтского - в Гамбургском храме в 2017 г.;
фото: храм Всех Святых в Страсбурге.