Прот. Владимир Фортунатов: Главное сейчас – не бояться!
Эта домовая церковь в помещении прачечной стала центром православия некогда мрачного квартала Петербурга. Величественные храмы Северной столицы известны всему миру. Про Исаакий, Спас-на-Крови и Казанский собор наверняка слышали даже те, кто никогда здесь не был. А большинство горожан сходу назовут как минимум пару десятков знаменитых петербургских храмов, относящихся к разным архитектурным стилям и конфессиям. Но уникальность не всегда подразумевает историческую или эстетическую значимость.
Свет веры рассеял мрак рабочего квартала
Мы хотим рассказать о домовой церкви-часовне во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Находится этот храм у метро «Лесная», по адресу: Лесной пр., дом №59, корпус №7. Если бы не и икона святого и церковный купол с крестом, то случайные прохожие вряд ли могли бы догадаться, что за неприметными дверьми находится один из центров духовной жизни не только Выборгского района, но и всего города.
Трехэтажное здание в стиле конструктивизма, внутри которого и расположена церковь-часовня, спроектировали еще в 1929 году. В советское время здесь была прачечная рабочего квартала «Городок текстильщиков», возведенного в 1930-х. Потом здание долгое время простаивало и приходило в запустение. В 2000-м году здесь открылась благотворительная трапезная и храм. Однако этому предшествовали несколько лет работы по обустройству помещения.
Сам квартал выглядит сейчас довольно мрачно. Состояние домов с виду не самое удовлетворительное, хотя фасады и немного приведены в порядок. Квартиры здесь, в основном, коммунальные. За углом невзрачного здания трапезной домового храма находятся гаражи и мусорные контейнеры.
Бывшая судья, силовики и заключенные вместе создали этот необычный храм
Возглавляет благотворительную организацию Любовь Афанасьева. До 1995 года она работала судьей, а потом решила помогать обездоленным.
«Я всегда была верующим человеком. На создание трапезной меня благословил митрополит Иоанн. Он посоветовал оставить прежнюю работу и заняться благотворительностью. Помещение было найти не так-то просто. Однако нам посодействовал тогдашний губернатор Владимир Яковлев. Здание было сильно запущенно. По второму этажу бегали крысы.
Но с обустройством трапезной и храма нам помогал весь город. Солдаты с курсантами вынесли и демонтировали старое оборудование. Представители силовых ведомств предоставили мебель. Заключенные в «Крестах» сделали нам окна. Тогда были непростые времена, но многие откликнулись», — поведала Любовь Афанасьева.
Необычное и даже противоречивое сочетание конструктивизма и православной эстетики делают домовый храм поистине уникальным. Нежилое строение на Лесном проектировали и строили в эпоху воинствующего атеизма. Тогда было невозможно представить, что здание станет важным центром духовной жизни не только бывшего рабочего квартала, но и всего Петербурга.
«Владыка Иоанн говорил, что важны не золотые купола, а добрые и милосердные дела. Помочь ближнему можно и в чистом поле. Главное — иметь желание и светлые помыслы. А на первом месте — любовь. У нас храм скромный и неприметный, но если вспомнить, историю, то первые христиане вообще проводили службы в катакомбах», — вспоминает слова митрополита руководитель православного центра.
В советское время церкви приспосабливали под склады, производства, административные учреждения, общежития и бассейны. А после развала Союза с этим зданием получилось наоборот.
«Почему церковь-часовня Иоанна Кронштадтского? Этот святой проповедовал милосердие и бескорыстную помощь каждому человеку вне зависимости от социального статуса и вероисповедания. Мы идем по его стопам. Наша деятельность не ограничивается раздачей обедов для одиноких пенсионеров. Мы ведем социальную работу с подследственными, ежегодно устраиваем футбольные соревнования для заключенных. В 2014 году, заключив соглашение с управлением ФСИН, организовали выставку из коллекции Русского музея в «Крестах». Тогда было еще старое здание.
Кроме того, оказываем психологическую поддержку детям, которые потеряли родителей. У нас есть задача — налаживать взаимодействие между церковью и светскими организациями, чтобы вместе заниматься благотворительностью. Мы принимаем от предприятий и ведомств продукты, чтобы накормить нуждающихся. Кроме того, нам помогают с оплатой коммунальных услуг. Но мы не берем деньгами, а предоставляем квитанцию, чтобы благотворитель мог внести средства самостоятельно. Так правильней», — рассказывает Любовь Афанасьева.
Она добавила, что все продукты, из которых готовят обеды для одиноких пенсионеров, в обязательном порядке проверяет Роспотребнадзор.
Православный Центр активно взаимодействует не только с коммерческими организациями, но с государственными органами социального обеспечения.
«Одинокие пенсионеры Выборгского, Калининского и Приморского районов могут получить талоны на обед в трапезной. Наши благотворители помогают по мере сил. Например, один молодой человек привозит хлеб два раза в месяц. Одеждой нам тоже помогают. Но мы оставляем ее на крыльце для бездомных. У нас трапезная. Мы не можем проносить вещи, не прошедшие дезинфекцию. Пока действуют карантинные ограничения, мы решили на время приостановить нашу деятельность. Как бывший юрист, я с уважением отношусь к закону. После эпидемии нас ждут непростые времена. Но мы справимся. Ведь поначалу тоже было трудно», — делится Любовь Афанасьева.
Как проходит служба
Мы решили сходить в Храм на литургию. Чтобы попасть на богослужение, нужно подняться по лестнице на второй этаж. За дверью находится небольшая прихожая. Здесь можно снять верхнюю одежду, приобрести свечи, а также написать записку о здравии или упокоении. Все, как в обычном храме. Далее — небольшой коридор с несколькими дверьми. За первой находится алтарная часть. Второй пользуются прихожане. Она, собственно, ведет в основную часть храма площадью около 100 квадратных метров. Помещение ничем не отличается от простой маленькой церквушки. Убранство здесь довольно скромное. За третьей дверью в самом конце коридора, по всей видимости, находятся хозяйственные помещения.
На утреннюю службу собрались около 15–20 человек. Большинство — женщины старшего поколения. Стоит сказать, что мы пришли сюда в будний день. По воскресеньям и церковным праздникам количество прихожан заметно увеличивается.
Пространство храма освещают лучи яркого солнца и несколько десятков свечей. Батюшка, отец Владимир, читает молитвы. За алтарной стеной поет церковный хор. На распахнутые окна, выходящие на Парголовскую, то и дело садятся голуби. Литургия продлилась чуть больше двух часов. Никто из прихожан не покинул храм до ее окончания.
В своей проповеди отец Владимир затронул тему эпидемии. Он напомнил, что нашим дедам и прадедам выпали гораздо более суровые испытания, но они сумели выдержать их с достоинством и подарить жизнь новому поколению. Батюшка сказал прихожанам, что карантинные ограничения и большое количество новостей об эпидемии негативным образом отражаются на душевном состоянии. Поэтому самое главное сейчас — это не бояться.
После службы прихожане встали в очередь за святой водой, которую разливали из большого алюминивого бака. В этот момент мы решили расспросить отца Владимира о необычном храме. На это батюшка отреагировал добродушно, однако был немногословен.
«Церковь у нас самая обычная. Здесь мы уже лет десять служим при Доме милосердия. Ну и прихожане к нам приходят из тех, кто поблизости живет. Вы спрашиваете, почему церковь неприметная и только купол над крыльцом ее выдает? А это очень хорошо, что неприметная, на самом деле», — ответил священник.
Фото: Никита Нестеров / Невские новости; Андрей Петров / «Вода живая».