По молитвам к Батюшке. «Островки трезвости, искорки трезвения…»
Именно так, с теплотой и любовью, называет приходские общества трезвости Владислав Аркадьевич Юферов, председатель Казанского епархиального общества «Трезвение» во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. В Татарстане, начиная с 2010 года, создано уже более 20 православных общин трезвости как в крупных городах республики, так и в сельской местности: в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, Пановке, Алексеевском, Чепчугах, Нырье и других местах. В этих обществах люди становятся на путь трезвости, возвращаются в нормальный социум и начинают новую жизнь телесного и духовного трезвения.
Помимо должности руководителя Казанского епархиального общества «Трезвение» во имя Всероссийского пастыря, Владислав Аркадьевич является председателем рабочей группы и экспертом по противодействию наркомании и алкоголизму при Общественной палате Республики Татарстан.
Пресвятая Богородица и праведный Иоанн Кронштадтский творят чудеса
— Владислав Аркадьевич, какую историю создания имеет Казанское епархиальное общество «Трезвение»?
— В 2010 году я вернулся жить в Казань, откуда в 1973-м, в свои 19 лет, уехал «посмотреть» Сибирь и «засмотрелся» огромным прекрасным краем почти на 40 лет. Жил в Омске, служил в армии в Чите, потом долгое время жил, учился, работал в Иркутске и Ангарске, рядом с жемчужиной России — Байкалом. Прибайкалье — чудесный край с прекрасной природой, простыми и мужественными людьми, которые всегда были за Россию, за Православие, за Христа!
По возвращении на Волгу я решил создать в Казани православное общество трезвости. Казанское общество трезвости (КОТ) существовало до революции, его почетным членом был праведный Иоанн Кронштадтский. Мы фактически возродили дореволюционные традиции православной трезвости. В Казанское общество тогда входили многие правящие архиереи, губернаторы, священнослужители, медики, ученые, все слои населения. Тогда у Общества в огромной Казанской губернии было 60 филиалов: в Казани, Чебоксарах, Звенигово, Буинске, Йошкар-Оле (Царевококшайске), Алатыре, Мариинском Посаде, Вятских Полянах, Агрызе, Козьмодемьянске, Елабуге, Ядрине, во многих других городах и селах, а также были филиалы далеко за пределами Поволжья — в Томске, Красноярске, Чите.
Сначала, по благословлению и специальному распоряжению Правящего архиерея, мы создали первое приходское общество трезвости. Через год, когда приобрели опыт и нас поддержали на местах, было образовано Казанское епархиальное общество «Трезвение». Оно, в свою очередь, стало центром по развитию сети православных обществ в Татарстане, которых уже более двадцати.
— Казанское общество трезвости носит имя Всероссийского батюшки в память о дореволюционной истории?
— Да. Кроме того, у меня уже был опыт создания общества трезвости в далеком Ангарске, и оно тоже носило имя Кронштадтского пастыря. Я уверен, что он всегда предстоит перед Господом и молится за всех нас, православных трезвенников. Поэтому не было даже тени сомнения в выборе имени святого покровителя для нашего общества.
Ещё в Ангарске мне подарили старинную книгу Иоанна Кронштадтского «Новые грозные слова» издания 1908 года. Более ста лет назад её читали повсеместно: в приходах, на собраниях, в библиотеках обществ трезвости, передавали из рук в руки представители интеллигенции...
Храню эту книгу как реликвию и всегда приношу на первые собрания новых приходских обществ трезвости. Прямо из неё зачитываю призыв и проповедь нашего любимого святого «Пробудитесь, пьяницы!». И он вновь и вновь творит чудеса! Именно с этой книгой и обращением Кронштадтского чудотворца я открывал много новых православных обществ.
Кстати, мой дед Геннадий Степанович Юферов много лет служил унтер-офицером на флагмане императорского флота крейсере «Рюрик», который базировался в Кронштадте. Он без сомнения много раз бывал на службе в Морском храме и видел отца Иоанна, исповедался, причащался у него. Господь все устрояет: вот и я, по милости Божией, хоть капельку прикасаюсь к памяти святого.
— У каждого свой путь к вере. Можете поделиться?
— Не буду скрывать, как Промысл Божий изменил мою жизнь. В 2009 году отец подарил мне очень старинную Казанскую икону Божией Матери. Когда я впервые увидел эту икону у бабушки Татьяны Юферовой-Лебедевой, мне было 10 лет. Бабушка до революции закончила Казанское женское училище духовного ведомства и Казанские высшие женские курсы, была очень образованной и воцерковленной. Она из рода Галкиных, один из них, по рассказам бабушки в детстве, был Симбирским губернатором. Вообще, Юферовы, Лебедевы, Галкины были когда-то дворянами Казанской губернии. Это не мода на некую родовую принадлежность (это ничего не дает, каждый сам идет по жизни), просто узнал об этом и всё. Среди них были купцы, священнослужители, пароходчики, судостроители, военные. Семьи были многодетные. По одной из линий был генерал Юферов, который пал смертью храбрых в 1854 году в Крыму во время Русско-турецкой войны. Один из двоюродных братьев моего отца служил в звании полковника с Жуковым и принимал с ним участие в аресте Берия. А мой дядя Слава Юферов, в честь которого меня назвали, пал смертью храбрых под Сталинградом на Малаховом кургане, вызвав огонь соседних батарей на свою, когда их окружили фашисты. Представители рода Юферовых жили по всей России: в Казани, Москве, Петрограде, Нижнем Новгороде, Вятке (Киров), Симбирске, Уфе, Златоусте, Омске и других городах.
В далеком 1964 году, когда бабушка молилась перед Казанской иконой, я ей сказал: «Бабушка! Зачем ты молишься? В школе нам говорят, что Бога нет». Она ничего не доказывала, а просто ответила: «Внучек! Вырастешь — Бог тебе Сам скажет, есть Он или нет!» И добавила, что эта икона изменит мою жизнь. И вот внучек, в 50 лет начал ходить в храм и воцерковляться. Это произошло в далеком Ангарске, где я жил с 1976 по 2010 годы, потом вернулся на Волгу. Причем, ходить в церковь постоянно я начал после того, как попал в серьезную аварию. Вылетели при спуске с холма на машине, как потом замерили, 18 метров катились в кювет, три боковых переворота, крыша всмятку, на мне ни одной царапины. Я был без сознания. Успел только произнести, когда машина пошла на переворот: «Господи, спаси нас!». На следующее утро сразу пошел в церковь. Через неделю первый раз исповедался и причастился. В храмы до этого ходил, но очень редко, только на Пасху и на Рождество. Крестить бабушка возила меня в какой-то монастырь в Казани, когда мне было годика три. Как начал ходить в церковь, сразу вспомнил Казанскую икону Божией Матери, которую видел в детстве у бабушки, она постоянно была у меня перед глазами! Думал, что икона утеряна. Оказалось, что она сохранилась. Через 5 лет мне ее передал отец. После этого, как я обрел икону, у меня внутри все изменилось, будто Богородица меня позвала в Казань, и я, оставив все в Ангарске (а было немало), как говорится, с чемоданчиком, практически без денег, приехал в Казань, где в 56 лет начал новую жизнь «с нуля». По молитвам Богородице перед этой иконой очень многое вершится в моей жизни с тех пор. И осознанно на путь трезвости я встал именно после обретения этой иконы, а потом начал помогать другим. Мне кажется, что эта икона не простая, кто прикладывался к ней и молился — многие вставали на путь трезвости. Что интересно, когда смотришь с разных ракурсов на икону, Богородица всегда смотрит на тебя и в Ее взоре всегда радостная, добрая и любящая улыбка!
Анализируешь свою жизнь, и убеждаешься, что Господь ведет нас всегда и везде! Его Промысл нам неведом, он чуден, в нем неиссякаемая любовь и вечная жизнь. Надо в это верить, идти к этому всегда, и тогда Господь начинает приоткрывать глубину Своих творений...
Главный Целитель — Господь Бог!
— Перед Вашим епархиальным обществом большие задачи...
— Забота о духовном и физическом здоровье — важная составляющая жизни каждого человека. Но современный мир ставит на пути к нему все больше препятствий в виде разнообразных зависимостей, разрушающих человека, начиная с алкоголя и наркотиков, заканчивая игроманией. Психотерапевты называют сегодня порядка 400 видов зависимостей, многие из которых — прямое порождение греха.
Основными задачами православных обществ трезвости являются: противодействие пьянству, наркомании, табакокурению, игромании, сквернословию. А главное — утверждение трезвого образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций трезвения. Мы оказываем информационную и практическую помощь всем страждущим, зависимым и их семьям через духовные психо-терапевтические программы. Пагубные зависимости имеют био-психо-социо-духовную основу, согласно программам надо работать всем: и врачам, и психологам, и властям, и, конечно, представителям религиозных организаций, которые смогут помочь человеку найти главный корень его бед — оскудение духовности. Последняя составляющая не может решаться только человеком (опытным врачом, ученым, психологом, специалистом в погонах) — здесь главным Целителем является Господь Бог!
Мы стремимся не только к телесной трезвости, но к трезвению, когда человек идет дальше — встаёт на путь трезвения духовного — к вечности, к Богу. Поэтому наши программы основаны на вере в Божию помощь. Мы сотрудничаем с православными обществами трезвости и реабилитационными центрами в России, Украине, с медициной, наукой, наркоконтролем, властями, с МВД, УФСИН, Министерством обороны, Министерством по делам молодежи, Министерством образования, Духовным управлением мусульман и общественными организациями — только вместе мы сможем противостоять греховным порокам общества.
«Избави нас от лукавого»
— Как правило, человек не признаёт себя зависимыми. Как убедить его в необходимости бороться со своей страстью?— В первую очередь, нужно начать самим вникать в эту проблему. И при этом не обязательно быть профессионалом. Необходимо изучить основную информацию о вреде пьянства, наркомании, курения и особенно — о пользе трезвого образа жизни. В качестве психологического приема можно ненавязчиво рассказывать, давать почитать страждущему человеку о такой пользе на примерах друзей, знакомых, известных людей, интересно и ярко освещать предлагаемые перспективы его и вашей совместной жизни. И самое важное — всегда молиться за этого человека, чтобы главным вашим помощником и целителем стал Господь. Молиться можно и самостоятельно, но обязательно нужно решить этот вопрос со священником и духовником. Еще лучше начать самим посещать православные общества трезвости, где оказывают помощь по многим направлениям и творят соборную молитву о страждущих.
— Как правильно вести себя членам семьи алкоголика, чтобы помочь своему ближнему?
— Спокойно, без паники, но сверхсерьезно, и приготовиться к тяжелой, длительной, настойчивой работе, в том числе — и над собой. Принять то, что есть, как испытание, попущенное Богом вам и вашему родственнику. Вы должны принять на себя следующую формулировку и роль — «созависимый». То есть, ваш родственник — «зависимый», вы — «созависимый». Но есть и третий, невидимый — я называю его «разрушитель» — это хищник, страсть, это — сама проблема. И этот третий будет очень долго «крутить» ваш треугольник, пока вы и ваш родственник вместе не сможете остановить и выбросить его из своей жизни.
Приемов много, но главный — когда Сам Господь, по вашим трудам и молитвам отведёт страсть от вас и вашего родственника. Каждой страстью управляет определенный бес, направляемый дьяволом. Именно поэтому наша главная молитва ко Господу «Отче наш» заканчивается словами «...избави нас от лукавого». Нужно помогать зависимому всеми доступными средствами. О них вы сможете узнать у профессиональных медиков и в православных обществах трезвости.
Еще важно понимать, что созависимому тоже нужна помощь, поскольку он страдает и изнашивается в этом треугольнике порою сильнее зависимого. Тот укололся или выпил, и все — он спокоен. Он отдал себя в руки бесов и «отдыхает». А созависимый за него решает все вопросы: как найти пропитание, одеть, обуть, что делать и как вообще дальше жить. Каждый, кто попал в лапы бесов, «подсел» на иглу или на стакан, выполняет волю дьявола и тащит за собой в ад еще несколько человек. Задача созависимого — выстоять и через любовь спасти зависимого.
— Вам постоянно задают вопрос: если страждущий решился избавиться от зависимости, куда нужно обращаться, а куда не следует ни в коем случае?
— Ни в коем случае я не советую обращаться в различные секты, полуподпольные реабилитационные центры, посещать сомнительные тренинги и другие непонятные псевдо-трезвеннические организации. Там в отдельных случаях даже могут «снять со стакана или иглы», но посадить на огромную иглу зависимости от этой секты, и человек всю жизнь будет поклоняется неизвестно кому, хоть лукавому, лишь бы быть трезвым.
Есть официальные государственные наркологические учреждения, есть коммерческие медицинские учреждения, прошедшие аккредитацию, есть разрешённые психолого-педагогические программы. Возрождается тысячелетний опыт Русской Православной Церкви, на сегодня созданы более 70 православных реабилитационных центров и около 500 православных братств, обществ, клубов трезвости. Поверьте, через духовное возрастание человек становится не просто трезвым телесно, а идет дальше — к духовному трезвению, к созиданию, обретая истинное предназначение — стремиться к вечной жизни! В каждом человеке есть искорка добра и света от Бога, важно эту искорку найти, зажечь — и каждый человек по-настоящему станет счастливым.
Я считаю, что у разрекламированной американской разработки «Анонимные алкоголики», которую привезли в страну западные миссионеры, эффективность низкая, а порою и отрицательная. Там человек меняет свою зависимость от алкоголизма на пожизненную зависимость от групп «АА» практически по сектантскому типу. Там основа алкоголизма не рассматривается, как грех или пагубная духовная страсть, которые можно отсечь и остановить через восхождение к Богу. Алкоголизм в «АА» объявляется пожизненной химической зависимостью, и человека как бы приговаривают к пожизненному званию алкоголика, унижению, фактически не оставляя другого выбора. Знаю много людей, которые давно ведут трезвый образ жизни, ходят в свои группы «АА» по 20 лет и зовут себя вечными больными алкоголиками вместо того, чтобы быть здоровыми трезвыми людьми. Зомбирование чистейшей воды, замешанное на постоянном страхе срыва: не придешь — запьешь! «Здравствуйте, меня зовут Вася, я алкоголик!». И так много лет трезвый Вася произносит эти слова тысячи раз! При таком самоунижении (не путать со смирением), простите, можно и «захрюкать» или впасть в другую страсть, заменив беса пьянства на семерых, ещё более страшных. Причем, там для пьющего не обязательно бросать курить или бороться с другими страстями. С одной стороны, в «АА» утверждают, что организация не религиозная. Но в то же время слово «бог» в их книгах упоминается сотни раз, они совершают некие религиозные ритуалы со свечками, вершат специальные молитвы, объявляют своим идолом некую анонимную «высшую силу», американского Билла, саму группу «АА». Мало того, там отрицается авторитет медицины, соответствующих государственных структур, Церкви, так и заявляют, что нигде, кроме «АА», не лечат (?!). При этом утверждается, что «АА» — самая крутая программа в мире. Кто-то усиленно лоббирует все эти американские «АА», «АН», причем, на многих уровнях, вместо того, чтобы возрождать и внедрять наши, российские программы. Конечно, каждый выбирает сам, по своей воле, информации сейчас море. Я в таких случаях говорю: «Кто в кино, кто в казино, кто в храм, кто на срам» и добавляю (может, резковато, но предупреждающе, что не все гладко, как стелют): «Включайте свои мозги!».
Церковная сеть помощи наркозависимым в России
— Сейчас создана единая церковная сеть сопровождения наркозависимых.
— В настоящее время действует специальная ІТ-система, которая призвана стать техническим решением для объединения реабилитационных структур Церкви в единую церковную сеть помощи наркозависимым в России. Новая система позволит церковным специалистам в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании.
Например, в Церковь обратился за помощью наркозависимый. Благодаря единой сети помощи будет подбираться подходящий реабилитационный центр, после чего будет выдаваться необходимая информация. Затем человек уже готовит документы, сдает анализы и направляется в выбранный реабилитационный центр.
Эксперты отмечают, что наиболее успешно реабилитация проходит в том случае, когда человек избавляется от наркотической зависимости вдали от своего дома и прежних социальных связей. Человек может обратиться за помощью, например, в Норильске, основной период реабилитации пройти в Ивановской области, а пост-реабилитационную программу, например, в Нижнем Новгороде. Единая сеть церковной реабилитации позволит человеку последовательно пройти все этапы реабилитационного процесса: первичную консультацию, дезинтоксикацию, мотивационное интервью, основной этап реабилитации, ресоциализацию по месту первоначального жительства или в ином месте, постреабилитационное сопровождение.
К новой системе будут постепенно подключаться церковные реабилитационные центры и другие схемы системы реабилитации, адаптации, профилактики. Новая ІТ-система позволит не только подбирать реабилитационные центры, но и бронировать в них места.
— Владислав Аркадьевич, в чем сила православных обществ трезвости?
— В молитве! В неугасаемой вере в то, что Господь спасет нас! В единстве и соборности Русской Православной Церкви!
Дай Бог, чтобы все мы и, что очень важно — наши дети, наше будущее, были здоровыми, крепкими и чистыми душой. Сердечно всем желаю мира, благоденствия, бодрости духа. Доброго здравия, трезвения. Мудрости, смирения, единства на духовном пути. Любите друг друга!
Автор: Зинаида Александрова / Православие в Татарстане.
Читайте также:
«Иоанн Кронштадтский вновь и вновь творит чудеса!». Интервью с председателем Казанского епархиального общества «Трезвение» Владиславом Юферовым.