Прот. Владимир Кугушев: Наш храм появился чудесным образом!
Труд и молитва
– Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, какие направления служения Иоанна Кронштадтского вдохновляют Вас и ваших прихожан?
– Больше всего меня вдохновляет то, как Батюшка трудился, как он помогал людям. В этом мы стараемся подражать и ему, и Иоанновской семье. Эти примеры у нас всегда перед глазами. И у нас, как и у святого, тоже есть свой маленький Дом трудолюбия.
– Кто в нем трудится?
– В нем трудятся те, кому некуда идти. Тех, кто может более-менее помогать, мы содержим, они у нас проживают. Приходят потрудиться по мере своих сил и болящие, двое из них страдают олигофренией, их приводят родители или родственники. Стараемся их чему-то научить. Ведь у нас есть небольшое хозяйство: куры, кролики, коза, теплица, огород. Есть живой уголок, где можно посмотреть и погладить домашних животных.
Конечно, мы еще только развиваемся, ведь нашему приходу всего три с половиной года. Например, условий для их постоянного проживания пожилых людей у нас пока нет, но одному человеку мы помогли оформиться в дом престарелых.
– Чувствуете ли вы помощь Всероссийского батюшки?
– Если бы не было этой помощи, в нашем приходе не шли бы дела. И хотя ситуация с финансированием непростая, но милостью Божией мы расширяемся. Построен Центр духовного возрождения, где мы проводим занятия с детьми или взрослыми. Тут же можно побеседовать с батюшкой, а в случае тяжелых житейских обстоятельствах даже остановиться на некоторое время. Без молитвы, без помощи свыше ничего этого не было бы, ничего сделать было бы невозможно.
– Почему ваш храм назван в честь Иоанна Кронштадтского?
– Такое решение имеет свою предысторию. Я служу благочинным церквей Ромодановского района (Мордовия) и настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Ромоданово. Когда мы заканчивали отделку внутреннего убранства этой церкви, то в иконостасе оставалось одно место свободным. Неожиданно для самого себя я предложил разместить в нем икону святого праведного Иоанна. Неожиданно – потому что я тогда мало о нем знал.
Когда же организовали новый – Иоанновский – приход, спросил владыку Варсонофия (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, в прошлом митрополит Саранский и Мордовский), в честь кого называть новый храм, он благословил назвать в честь Иоанна Кронштадтского. Так и сделали.
«Батюшка, не унывай!»
– Как появился ваш храм?
– Чудесным образом! Несколько лет назад нам дали участок, который, однако, находился в таком месте, что, казалось, строить здесь невозможно – кругом овраги, везде стояла вода... Когда я рассказал об этом владыке Варсонофию, он ответил: «Батюшка, не унывай! Весь Санкт-Петербург на воде построен, но мы от этого не унываем». И с Божией помощью мы приступили!
На праздник Обрезания Господня, в январе 2015 года, заложили камень в основание церкви, а в июне освятили, и я поехал на Юбилейные торжества «Благодарная Россия – Великому Пастырю», посвященные 25-летию со дня прославления Иоанна Кронштадтского в лике святых.
– Сейчас строительство завершено или продолжается?
– Построены храм и Центр духовного возрождения. Также пристроили церковную лавку, другие помещения. А потребность в них есть. Например, в трапезной – каждое воскресенье и в церковные праздники после службы мы устраиваем трапезу, на которую приходит около ста человек.
Но у нас проблема – стало тесновато служить. Приход растет, не все прихожане помещаются в храме на праздники – максимум человек 250. Поэтому есть потребность заложить более просторный кирпичный храм. Место для него мы уже определили, хотя со средствами сложно. Даст Бог, получится. Мы не унываем, молимся!
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…»
– Каков состав вашего прихода? Много ли молодежи, детей?
– По составу приход разнородный. Есть у нас и женщины, и мужчины, и молодые, и пожилые. Много детей приводят на Причастие. Но так было не всегда. Примерно первые полгода ходило всего 15-20 человек, потом приход стал расти.
– Люди активно участвуют в приходской жизни? Кто Вам помогает за богослужением?
– Без прихожан вообще ничего не сделаешь. Они нам и помогают, и жертвуют.
Кроме меня служат еще два священника. Поет хороший хор. Также обучаем прихожан пению и церковному чтению, чтобы они помогали на службе.
– Расскажите, пожалуйста, о себе. Почему Вы решили стать священником?
– Скажу кратко. Руководил организацией, был обеспеченным человеком. В 33 года воцерковился, к служению Богу пришел уже в возрасте. А почему пришел… «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15:16) – Господь призвал, я откликнулся. Скоро уже будет 15 лет, как служу.
«Вера без дел мертва»
– В 2015 году Вы были участником Торжеств Иоанновской семьи. Чем Вам запомнилось это мероприятие?
– Положа руку на сердце, скажу, это было невероятно! Больше всего меня потрясло, как нас встретили. Я был удивлен, что организаторы праздника уделили мне – простому батюшке – столько внимания и заботы. Дай Бог, чтобы в нашей жизни всегда было такое общение и такая забота друг о друге.
Вот только очень хотелось с отцом Николаем Беляевым, старшим священником Иоанновского монастыря, побольше пообщаться, да не получилось – была очень насыщенная программа. Кто знает, может быть, при следующей встрече удастся. Конечно, хотелось бы, чтобы мы все – участники большой Иоанновской семьи – общались чаще, не только раз в несколько лет по случаю крупных торжеств.
– Что показали прошедшие годы, какова, по Вашему мнению, сила совместной церковной молитвы Иоанновской семьи?
– У меня есть список участников Иоанновской семьи, и я стараюсь поминать их на Литургии. Мы очень чувствуем молитвенную связь с Семьей. И то, что наш приход расширяется, стало возможным, в том числе, и благодаря этой совместной молитве.
– Ваши пожелания Иоанновской семье.
– Мы все знаем слова Священного Писания: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Иоанн Кронштадтский не только читал, но и делами своей жизни подтверждал эти слова. Хотелось бы всем пожелать, чтобы у нас было больше хороших и добрых дел. С Богом!
Фото: Иоанновский приход, г. Саранск.
• другие интервью в рубрике «Иоанновской семье - 10 лет».