Житие Иоанна Кронштадтского. Продолжение
«Благодарственное заявление»
Вся верующая Россия знала о великом и дивном чудотворце. Ежегодно Кронштадт посещало более 20 тысяч паломников, а позднее их число достигло 80 тысяч. На одной первой неделе Великого поста собиралось до 10 тысяч человек. В 1883 году в газете «Новое время» появилось «Благодарственное заявление», подписанное десятками людей:
«Мы, нижеподписавшиеся, считаем своим нравственным долгом засвидетельствовать искреннюю душевную благодарность протоиерею Андреевского собора в городе Кронштадте отцу Иоанну Ильичу Сергиеву за оказанное нам исцеление от многообразных и тяжких болезней, которыми мы страдали и от которых ранее не могла нас исцелить медицинская помощь, хотя некоторые из нас подолгу лежали в больницах и лечились у докторов...
Некоторые из нас чудесно исцелились и от немощей нравственных, бесповоротно увлекавших их на путь порока и погибели, и теперь, укрепленные столь явным знаком Божиего к ним милосердия, почувствовали силы оставить прежнюю греховную жизнь... Считая особенно полезным для назидания многих в наше маловерное время сообщить во всеобщее сведение о таком видимом проявлении неустанно пекущегося о греховном человечестве всеблагого Промысла Божия, признаем неуклонным долгом перед лицом всех заявить свою глубокую благодарность столь много помогшему преподобному отцу протоиерею, прося его и на будущее время не забывать нас, грешных.
Вместе с тем, стараясь твердо памятовать сами, сообщаем и для других единственный преподанный нам многодостойным пастырем-исцелителем при наших к нему обращениях высоковрачующий спасительный совет жить по Божией правде и как можно чаще приступать ко Святому Причастию».
«Благодарственное заявление» было опубликовано 20 декабря (ст.ст.) – ровно за четверть века до кончины праведного пастыря, именно в тот день, который впоследствии стал днем памяти святого Иоанна Кронштадтского.
Божественное служение
Отец Иоанн обычно поднимался очень рано, в 3 часа утра, он молился, готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение.
Перед началом Литургии была Исповедь. Из-за огромного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна им была введена, по необходимости, общая Исповедь. На всех участников и очевидцев она производила потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5 000 человек, всегда бывал полон, и Причащение из нескольких чаш продолжалось нередко более двух часов.
По свидетельству очевидцев, сослуживших отцу Иоанну, совершение им Божественной литургии не поддается описанию. Оно представляло собой непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную. Все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собой Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих.
Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили помянуть.
«Жизнь во Христе»
После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Вероятно, многие ночи Батюшка совсем не имел времени спать. Однажды на слова одного петербургского протоиерея: «Вы так утомляетесь, батюшка, совсем не даете себе покоя», – отец Иоанн ответил:
«На что мне покой, друг мой! Покой наш будет там (он указал на Небо), если только заслужим его здесь. Да и может ли пастырь быть покоен, когда еще не все овцы глас его слышат, а некоторые и слышать не хотят, другие же стонут и сами умоляют о помощи. Пастырю ли покоиться, дремать, когда их погибель не дремлет».
Так трудиться можно было, конечно, только благодаря сверхъестественной благодатной помощи Божией.
Подвиг отца Иоанна имел значение для всей России. Оставаясь по жизни монахом, он стал «белым» священником, чтобы, живя в миру, рядом со столицей, стать миссионером для тысяч маловерных. Примером своей «жизни во Христе» Кронштадтский пастырь зримо являл непреходящую Святую Русь.
Несмотря на свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия». Эти записи составили замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе». Эта книга, переведенная на несколько языков, стоит в одном ряду с вдохновенными творениями подвижников веры и благочестия. Кроме того, вышло несколько томов проповедей отца Иоанна. Все его сочинения – свидетельство того, как жил великий праведник, и сокровищница духовного опыта для всех, желающих идти путем спасения в Православной Церкви.
«Веруй: о чем попросил на молитве, то и будет»
Зная силу благодатной молитвы, отец Иоанн писал: «Поминай с любовью в молитвах своих людей, еще живущих во плоти и в мире, заповедующих тебе молиться за них, и увидишь пользу своей молитвы и на них, и на себе. Поминай с сердечным вниманием и любовию и усопших, и твоя молитва принесет им великую пользу. Господь хочет связать всех между собою верою, молитвою взаимною, любовию и сделать всех одним телом. Да будет Бог всё во всех, будет Бог всяческая во всех! Люби всех, и Бог любви да будет всё во всех».
«Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выраженного ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны: ибо «Той рече, и быша; Той повело, и создашася». И ты также веруй, что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет. Ты славословил – и Бог принял твое славословие, поблагодарил Господа – и Бог принял благодарение твое в воню благоухания духовного. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, – бываем и на молитве, как в жизни, «телесни, духа не имуще», оттого-то и бесплодны наши молитвы».
«Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, – для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно».
«С твердостью сердечной выговаривайте слова молитвы. Молясь вечером, не забудьте высказать в молитве к Духу Святому со всей искренностью и сокрушением сердца те грехи, в которые вы впали в прошедший день, – несколько мгновений покаяния теплого – и вы очищены Духом Святым от всякой скверны, паче снега убелены, и слезы, очищающие сердце, потекут из очей ваших...».
«Верное средство против грехов»
Из творений отца Иоанна видно, что вся его праведная жизнь протекала в непрестанном покаянии и сокрушении сердца. В одном из своих молитвенных воззваний он восклицает: «Благодарю Господа за Его милость и долготерпение ко мне грешному. Каждый день многократно я согрешаю грешными порывами моего сердца, моего ветхого человека, и многократно Господь милует меня дивно, принимая сердечное покаяние мое...
Когда буду тверд в благочестии, в преданности Богу, в распинании плоти с ее страстями и похотями, а не изменчив в потворствах ей? Сколько благих, чудных державных изменений Десницы Вышнего во мне! Мертвый от греха – я оживлялся, омраченный – просвещался, связанный – разрешался, стесненный от врага получал простор и широту сердца, смятенный – успокаивался, посрамленный – получал великое дерзновение».
Неустанно напоминал Кронштадтский пастырь о необходимости и спасительной силе покаяния: «Если согрешишь в чем пред Богом, а мы грешим премного каждый день, тотчас же говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом «Помилуй мя, Боже, по Велицей милости Твоей...», и прочитай сердечно весь псалом. Если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир в душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов».
«Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на Кресте твои грехи пригвождены. Когда падешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: «Господи! Грехи наши на кресте пригвоздивый, пригвозди ко Кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя по Велицей милости Твоей» (Пс. 50:3); и грех твой очистится».
Всенародная слава
Отец Иоанн часто путешествовал по различным городам России и везде был желанным гостем. Тысячи людей встречали его, желая получить его благословение, помолиться вместе с ним. Слава его была поистине всенародна: портреты и фотографии Кронштадтского пастыря можно было встретить в крестьянских избах в самых отдаленных краях России.
Отец Иоанн был устроителем и благотворителем множества храмов, монастырей и монастырских подворий. Каждый год летом отец Иоанн посещал свою родину – Суру. Заботясь о родном крае, он основал здесь женскую обитель во имя святого апостола Иоанна Богослова, воздвиг в Суре благолепный каменный приходской храм, построил здание для церковноприходской школы и многое другое.
Отец Иоанн присутствовал при последних днях и кончине Государя Императора Александра III в Ливадийском дворце в Крыму. Умирая, по принятии Святых Тайн и Таинства елеосвящения, Государь просил отца Иоанна положить ему на голову руки, сказав: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их». Так отец Иоанн продолжал держать руки на главе умирающего Императора, пока тот не предал душу Богу.
«Россия – подножие Престола Господня»
В то же время отцу Иоанну приходилось терпеть множество клевет и прямых оскорблений, которыми его осыпала либеральная пресса. Кронштадтский проповедник неустанно обличал богоотступнические, антинациональные течения, которые подрывали веру русского народа и расшатывали государство: «Вы, интеллигенты, оставили небесную мудрость и ухватились в земную суету, ложь, мираж, мглу непроглядную, и будете наказаны собственным безумием, своими страстями. Вы пренебрегли живою водою, светом животворным, солью земли и истяжетесь в нетлении своем вечном, не увидите во веки света Божия, но пребудете во тьме. Вы предпочли Христу Льва Толстого, высших светских писателей, умноживших свое борзописание до бесконечности, так что некогда христианину взяться за Слово Божие, – которое есть источник чистоты, святости, правды, света, вечной жизни и блаженства».
Великий молитвенник и печальник Русской земли, отец Иоанн провидел страшные последствия разъедающей русское общество крамолы безверия и богоборчества, призывая народ к покаянию: «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга... И если не будет покаяния у русского народа, – конец близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют и всю землю кровью и слезами».
Любовь к родной земле, стоящей на грани великих потрясений, запечатлена в молитвенных воздыханиях отца Иоанна: «Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов». Одно из поразительных по силе молитвенных воззваний отца Иоанна о России, которую она называл «подножием Престола Господня», содержится в его книге «Созерцательное подвижничество»:
«Отче наш, иже еси на Небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет Царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующею и господствующею в России, а не уравненною с иноверными исповеданиями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, истинного исповедания не имеющими! Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с неправыми исповеданиями. Истина Господня пребывает вовек (Пс. 116:2)».
«Только одна истинная и всеспасительная в мире вера»
Добрый пастырь стада Христова, отец Иоанн неустанно доказывал спасительность Православной веры и Церкви как раз в ту пору, когда усиленно стала распространяться лукавая ложь о «равенстве» всех вер: «Только одна истинная и всеспасительная в мире вера – вера Православная, она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, – чего о других вероисповеданиях сказать нельзя: ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными Откровению...
В инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены... Будем же твердо держаться своей св. Церкви и своей Православной веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно Дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру о истине ее».
Осенью 1907 года отец Иоанн был назначен присутствующим в Святейшем Синоде, но из-за тяжелой болезни не смог посещать его заседания. Всегда бодрый и неутомимый, отец Иоанн в последние три года своей многотрудной жизни часто болел.
«Сила моя физическая истощилась, – писал он в своем дневнике, – зато дух мой бодр и горит к возлюбленному моему Жениху, Господу Иисусу Христу... Что воздам Тебе, Господи, яко Ты даровал мне милость родиться и воспитаться в православной вере и Церкви и в дорогом неоцененном Отечестве, России, в которой издревле насаждена Православная Церковь. Благодарю и славлю Тебя, как могу, по благодати Твоей!».
«Значит, еще три дня»
9 декабря 1908 года отец Иоанн отслужил последнюю литургию в Андреевском соборе. Ежедневно к нему приходил священник и причащал его, отец Иоанн находил великое утешение в соединении с Господом. Он уже перестал принимать пищу, только пил понемногу святую воду, привезенную из источника преподобного Серафима Саровского.
Угоднику Божию был открыт день его кончины. Когда вечером 17 декабря приехала монахиня Ангелина, игумения основанного им Иоанновского монастыря в Петербурге, он спросил: «Какое число сегодня?» «Семнадцатое», – ответила она. «Значит, еще три дня», – сказал отец Иоанн, как будто про себя.
Ранним утром 20 декабря он последний раз причастился. Дыхание его становилось все тише и тише. Отец Иоанн Орнатский начал читать канон на исход души. Когда он окончил, отец Иоанн лежал неподвижно, руки были сложены на груди. Так, мирно и безмятежно, великий пастырь предал свой дух Богу.
Большой колокол Андреевского собора оповестил кронштадтских жителей о великой утрате. На другой день в квартире усопшего совершили панихиду, после чего тело отца Иоанна под печальный звон колоколов всех городских церквей перенесли в кафедральный собор. В течение целого дня и ночи народ непрерывно шел прощаться с любимым пастырем. Затем гроб с телом отца Иоанна был перенесен из Кронштадта в Петербург, в Иоанновский монастырь.
Епископ Архангельский Михей с сорока священниками и диаконами отслужили парастас, а затем петербургские жители целую ночь прощались с своим молитвенником. Утром 23 декабря митрополит Петербургский Антоний отслужил Литургию, в конце которой известный проповедник, новомученик протоиерей Философ Орнатский произнес проникновенное слово.
После умилительного отпевания, в котором приняли участие около 60 священников и 20 диаконов, и трогательного последнего прощания гроб с телом почившего праведника был торжественно погребен в небольшом подземном храме-усыпальнице, освященном в честь Пророка Илии и царицы Феодоры – небесных покровителей родителей отца Иоанна.
«А мне надо выше, я там живу»
Над местом погребения было сооружено мраморное надгробие, на нем лежали Святое Евангелие и резная митра, под которой горел неугасимый светильник. Св. Синод постановил ежегодно в день кончины отца Иоанна, 20 декабря, совершать во всех храмах литургии и панихиды.
Чудеса и духовная помощь на месте упокоения отца Иоанна не прекращались во все годы после его кончины. В монастырь «на Карповку» стекались паломники со всего света, чтобы помолиться, попросить помощи или воздать благодарение отцу Иоанну, который осознавался церковным народом как святой, праведник и чудотворец.
Есть свидетельства, что Кронштадтский пастырь удостоился предстояния у Престола Божия вместе с великими святыми угодниками. Старец Варсонофий Оптинский поведал о явлении ему отца Иоанна Кронштадтского: «Вижу я батюшку о. Иоанна, берет он меня за руку и ведет по лестнице, которая поднимается за облака, так что не видать и конца ее. Было несколько площадок на этой лестнице, и вот довел меня до одной площадки и говорит: «А мне надо выше, я там живу». При этом стал быстро подниматься кверху...».
Когда наступила предреченная батюшкой Иоанном эпоха «нечестивых правителей», монастырские здания были отобраны властями, и в 1923 г. монахини были выселены. В эти трудные годы монашескую общину по-прежнему возглавляла духовная дочь отца Иоанна, игумения Ангелина. Она осуществляла духовное руководство сестрами, изгнанными из родной обители, вплоть до своей кончины (8 февраля 1927 г.; похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры).
Почитаемая всей Россией усыпальница чудотворца была осквернена, мраморное надгробие уничтожено. Само имя Кронштадтского пастыря было под запретом на протяжении десятилетий, любые сведения о нем в официальной печати сопровождались неизменным ярлыком «реакционера и черносотенца». Но во времена самых лютых гонений на Церковь верующие помнили отца Иоанна: переписывались и собирались рассказы о его чудесах, к стенам бывшей обители приходили богомольцы и обращались с молитвами к своему заступнику. Над окном усыпальницы был начертан православный крест, его много раз смывали, и тогда ревнителями памяти отца Иоанна крест был высечен в гранитном цоколе. Под ним возжигали свечи, клали цветы.
Молитвами дорогого батюшки
В 1990 году отец Иоанн был причислен к лику святых Поместным собором Русской Православной Церкви. Его молитвенным предстательством, трудами Святейшего Патриарха Московского и веся Руси Алексия II, в бытность его митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским, здание монастыря (наб. р. Карповки, д. 45) в 1989 г. было возвращено Церкви, и в нем возобновилась монашеская жизнь.
1 ноября 1989 г. был освящен храм прп. Иоанна Рыльского, а 12 июля 1991 года – главный храм во имя Собора Двенадцати Апостолов. 6 ноября 1991 года, по благословению Патриарха Алексия II, правый придел главного храма был освящен во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Иоанновский монастырь получил статус ставропигиального.
Память св. прав. Иоанна Кронштадтского установлено совершать 20 декабря / 2 января (ст.ст. / н.ст.) – в день блаженной кончины святого праведника, 1 / 14 июня – день прославления РПЦ. А 19 октября / 1 ноября, мы поминаем Батюшку в день его рождения.
Ныне в восстановленной усыпальнице отца Иоанна теплятся лампады, горят свечи. Как и прежде, паломники стекаются сюда со всех концов России и из-за рубежа, чтобы помолиться угоднику Божию, попросить его помощи. Молитвами дорогого батюшки Иоанна уже в наше время совершаются многие дивные чудеса.