Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

История известного снимка

 

Пролить свет на происхождение фотографии отца Иоанна с мальчиком, известной многим верующим, почитателям Всероссийского пастыря, помогла родственница святого по линии матушки, супруги Кронштадтского праведника. Ее историю сегодня предлагаем вашему вниманию.

Светлана Игоревна Шемякина была внучкой Руфины Григорьевны, племянницы Елизаветы Константиновны, супруги о. Иоанна Кронштадтского. Руфина Григорьевна воспитывалась в семье о. Иоанна.

В семье Иоанна Кронштадтского родных детей не было. В 1872 году отец Иоанн стал фактическим опекуном двух малолетних племянниц своей жены Елизаветы Константиновны, у которых умер отец. Старшую, двухлетнюю Руфину, Сергиевы взяли к себе в дом, а младшая Елизавета осталась с матерью, Анной Константиновной, сестрой Елизаветы Константиновны.

Милосердие и великодушие отца Иоанна проявлялось в течение всей жизни девочек. Он дал им возможность окончить Александринскую женскую гимназию, обеспечил приданое, а когда появились внуки, отец Иоанн заботился и о них. Обе вышли замуж за морских офицеров: Руфина — за мичмана Шемякина Николая Николаевича, сына управляющего Кронштадтской таможней, а Елизавета — за лейтенанта Родионова Николая Сергеевича.

Руфина Григорьевна оставила ценные воспоминания о домашней жизни великого Всероссийского пастыря, а также записала последние проповеди Иоанна Кронштадтского, произнесенные им в 1908 году в Андреевском соборе.

У Руфины Григорьевны и Николая Николаевича Шемякиных было четверо детей: сын Игорь, дочь Руфина, двойняшки Николай и Варвара.

Светлана Игоревна Шемякина — дочь Игоря Николаевича Шемякина и внучка Руфины Григорьевны Шемякиной. Светлана Игоревна родилась 9 октября 1936 года в семье Игоря Николаевича и Милицы Александровны Шемякиных. В супружестве они имели двоих детей: Бояна и Светлану. Милица Александровна прожила долгую жизнь и умерла в 1996 году. Светлана Игоревна — кандидат экономических наук, профессор, преподаватель одного из ведущих высших учебных заведений, заместитель заведующего кафедрой Российской и мировой истории Государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), супруга человека, близкого к правительственным кругам советского времени, но Светлана Игоревна Шемякина никогда не гордилась ни знаниями, ни ученой степенью, ни своим положением. Она была на редкость скромной, искренне верующей, настоящей христианкой.

Ее отец Игорь Николаевич Шемякин после революции не стал эмигрировать из России, после глубоких размышлений он сделал свой выбор в пользу служения на Родине. Благодаря полученному образованию (Лицей цесаревича Николая, юрфак МГУ) он был приглашен в Советской России на дипломатическую работу, работал секретарем в посольстве Польши. Но 1930-е годы репрессии коснулись и его семьи. Был расстрелян муж его сестры, сама сестра выслана, а он отстранен от дипработы. В годы войны работал корреспондентом. После войны был преподавателем Московского инженерно-экономического института, председателем ВАК. В силу своего положения он, мягко говоря, не афишировал своего родства с Иоанном Кронштадтским, хотя не сомневался, что соответствующие органы прекрасно об этом знают.

Естественно, его дочь Светлана даже не подозревала, что является родственницей великого пастыря и чудотворца. Вот как она рассказывала о том, как узнала о своем родстве с о. Иоанном Кронштадтским: «У моего папы был старый кожаный портфель, в котором он хранил документы и свой личный архив. Мы были приучены никогда нигде не шарить у родителей. И я никогда не заглядывала в этот портфель. Однажды папа что-то искал в этом портфеле. Случайно из него на пол упала фотография. Я оказалась рядом, подняла этот портрет и увидела папу с каким-то священником, удивленно спросила: «Папа, кто это?» Он заметно смутился, как-то взволнованно замялся и поспешно ответил: «Это один священник… Он у нас преподавал в гимназии…» И тут же убрал этот снимок в кожаный портфель. Папа был для меня царь и бог, если он что скажет – значит так и есть. Я привыкла верить своему папе и тогда не обратила на этот эпизод внимания. Но он имел продолжение спустя несколько лет. У папы была двоюродная сестра Ольга Константиновна Шемякина, которая была глубоко верующей, она жила в Туле посещала Всехсвятский собор и была знакома с настоятелем. Она ко мне очень хорошо относилась. Я ее тоже полюбила.

Года за два до смерти она была у нас в гостях в Москве. Очень много рассказывала о своих родителях. А потом неожиданно говорит:

– А знаешь, как мы с твоим папенькой в Зимнем дворце танцевали?!

Я была удивлена. Папа об этом никогда не рассказывал.

– А папа говорил, что мы происходим из новгородских крестьян…

Она улыбнулась и рассказала, что он является дворянином и родственником Иоанна Кронштадтского. Я поняла, какой священник был изображен на фотографии из кожаного портфеля.

При встрече я спросила отца:

– Папа, а почему ты мне говоришь неправду…

Он помолчал и сказал:

– Я сказал тебе правду, только не сказал, в каком году мы были крестьянами. Наш род – крестьянский, а 19 веке за заслуги перед Отечеством был произведен в дворянство. А на той фотографии я действительно стою рядом с отцом Иоанном Кронштадтским, которого хорошо помню: я вырос на его руках и в детстве называл его «деда». 

Тогда-то я и узнала тайну своего отца и как крепко он ее хранил. Через всю свою жизнь он пронес этот снимок с Иоанном Кронштадтским. Также он сохранил свое «Свидетельство о крещении» в Андреевском соборе, в котором его крестным записан сам дорогой батюшка Иоанн. Нужно помнить, что все это было в то время, когда только за один портрет Иоанна Кронштадтского могли арестовать, а то и расстрелять.

Папа рассказал, что его мать – моя бабушка Руфина Григорьевна, бывшая личным секретарем Иоанна Кронштадтского

– верила в чудотворную помощь отца Иоанна и клала эту фотографию своим детям под подушку. Если кто-то из детей болел, она прикладывал ее к больному, и дети спокойно спали с нею. И Батюшка помогал и исцелял через свою фотографию…»

Это снимок Светлана Игоревна в свою очередь хранила как святыню. Благословение преподанное Иоанном Кронштадтским ее отцу пребывало с ней до конца…

В Санкт-Петербурге жила еще одна правнучатая племянница Елизаветы Константиновны – Галина Николаевна Шпякина, родная внучка Руфины Григорьевны Шемякиной, дочь Варвары Николаевны.

Светлана Игоревна Шемякина вместе с Галиной Николаевной вела просветительскую работу, вместе они издали большую книгу, посвященную Иоанну Кронштадтскому, его матушке и потомкам ее родственников.

Использованы материалы сайтов: Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, «Городские прогулки», ВК-сообщества Исторического Подворья Леушинского монастыря.
Источник: ВК-сообщество «Православные бабушки».

Никольский Морской собор
с приделом св. прав. Иоанна Кронштадтского,
г. Кронштадт, СПб.
Фото: milye-kartinki.ru.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+