Архим. Иосиф (Еременко): «Труден подвиг быть истинным христианином»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 11-12).
Такими словами Господь и Спаситель наш Иисус Христос «ублажает Своих последователей за гонения, коим они подвергались прежде и будут подвергаться впредь ради своей веры и добродетели. И утешает их сладостнейшим обетованием вечного блаженства и великой награды на Небесах, с избытком бесконечным имеющей вознаградить их за все поношения, скорби, напасти, лишения, мучения, которые они терпели и будут терпеть за имя Его… Блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрые дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере.
Но от чего мир гонит истинную веру, благочестие, правду, которые столь благотворны для людей, внося в разрозненные общества человеческие единство, взаимную любовь, добрые нравы, мир, тишину, порядок?
От того, что "мир весь во зле лежит" (1 Ин. 5: 19), люди возлюбили "больше зло, нежели добро" (Пс. 51: 5), и князь мира сего, диавол, действующий в сынах противления, ненавидит правду адской ненавистью и гонит ее, так как она служит обличением неправде, колет ей глаза, стесняет ее. Всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали, и будут ненавидеть и гнать».
Так говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский на заре своего пастырства, объясняя заповеди блаженства.
Сказанное им тогда, в полной мере случилось и в его дальнейшей жизни.
С первых дней священнического служения отец Иоанн, являя собой живой образ Христа, понес животворный свет Христа самым несчастным, обездоленным, отверженным обществом жителям Кронштадта, возрождая в них веру, утешая духовно, поддерживая материально. Такой жизнью отец Иоанн навлек на себя хулу и клевету с разных сторон, его называли умалишенным.
И на закате его жизни гонения с необычайной силой обрушились на него.
В конце 1904 года всю Россию облетело и повергло в великую печаль всех его многочисленных почитателей известие, что отец Иоанн тяжело заболел. Однако Господь, Врач и Помощник сущих в болезнях, Избавитель и Спаситель сущих в недугах, ради молитв Русской Церкви даровал исцеление рабу Своему, и Кронштадтский подвижник опять стал ежедневно совершать Литургию в храме, выезжать к больным, помогать нуждающимся.
Тогда же, когда святой старец был ослаблен болезнью, усилились нападки на него со стороны безбожников, что выражалось в появлении на страницах отдельных газет и журналов множества злобных статей, в театрах ставились спектакли оскорбительного содержания. Бесовская злоба, воспользовавшись «свободой слова», употребляя «свободу для прикрытия зла» (1 Пет. 2: 16), всей силой обрушилась на Всероссийского пастыря. Отщепенцы общества без имени, без заслуг, без чести возносили его на крест страданий, предавали поруганию и поношениям.
Епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) здесь, в городе Верном, сказал уже после кончины старца: «Господу угодно было задержать жизнь (отца Иоанна)… для того, чтобы оправдать Священное Писание, что ни один истинный последователь Христов не был свободен от того, чтобы не претерпеть гонения и поношения от людей за имя Христово, в подражание Подвигоположнику Христу…»
Господь сразу предупредил Своих последователей, что они будут гонимы в этом мире: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20).
Труден подвиг быть истинным христианином – многие скорби и гонения обеспечены ему. Нельзя осуждать человека, если он скажет: «Если возможно, да минует меня чаша сия» (Мф. 26: 39), но достоин великого восхищения и подражания тот, у кого будет достаточно веры и духовной силы сказать вслед за Христом: «Впрочем, не как я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39).
Труден подвиг христианина, но и велика награда на Небесах для страдальцев ради Христа: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 12). Эти слова Самого Спасителя дают истинному христианину достаточную силу духа для перенесения всех скорбей, для жизни не ради земных удовольствий и выгод, не ради славы человеческой и угождения плоти, но только ради служения Богу, ради исполнения первейшей заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10: 27).
Пусть пример и молитвенная поддержка святого праведного Иоанна Кронштадтского утвердит всех нас в желании усерднее «служить Господу со страхом и радоваться пред Ним с трепетом» (см.: Пс. 2: 11), жить не ради земных выгод и утешений временных, а только ради Неба, стремиться только к Небу, чтобы все земные скорби и утраты не имели для нас никакого значения. Аминь.
Проповедь в Иверско-Серафимовском женском монастыре
г. Алма-Аты 2 января 2015 г.
Фото: Сурский Иоанновский женский монастырь.