«Без Церкви нет спасения». Наставления Иоанна Кронштадтского о Церкви
Иеродиакон Питирим (Ануфриев)
Святоотеческое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского является для нас особенно дорогим и важным потому, что в нем говорится о той духовной жизни, которая протекала в условиях, одинаковых с нашей повседневной жизнью. Поэтому данная работа представляет собой попытку систематически изложить его пастырские наставления – в этой части о Церкви – посредством цитат из святоотеческого наследия этого чудного пастыря.
Всякий человек есть больной душой
Церковь Христова получила свое основание с пришествием на землю Сына Божия и с принесенным Им спасением мира. «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами»[1]. «Основана Церковь на земле, как общество спасаемых, соединенное главою всемогущею, Святейшею – Христом Богом, и одушевляемых одним Духом благодати; дана благодать возрождения, или пакибытия, запечатления и освящения от Духа Святого, Который есть залог будущих благ, дарована благодать прощения грехов в таинстве покаяния»[2].
«Только в Церкви, которая есть столп и утверждение истины, человек почерпает истинное познание о себе, о своем происхождении, о сотворении по образу и подобию Божию, о падении, растлении грехом, о своем восстановлении, освящении, обновлении, примирении с своим Творцом и Законодателем, Промыслителем и Спасителем, а без руководства Церкви впадает в величайшее заблуждение»[3].
В Церкви находится истинная пища для нашей души: Слово Божие, Таинства, богослужение. Церковь является на земле сосредоточием истинной жизни. В Церкви выразился дух Божией любви к людям.
«В Церкви — все чудное домостроительство нашего спасения, в ней – все таинства Божии, совершаемые для нашего спасения, в ней — дивное собрание всех святых, угодивших Богу своею жизнью, своими добродетелями, своим терпением, и весь ангельский мир; в ней непрестанная, чудная проповедь спасения» [4].
«Всякий человек есть больной душой, то есть страстен, грешен, крайне немощен, нечист, мерзок, окаянен, беден, слеп, наг, мертв. Господь пришел на землю с небес, чтобы спасти погибшего, и основал на земле Церковь Свою, чтобы всегда спасать хотящих спасения, всегда врачевать желающих душевного и телесного здравия, всегда просвещать ищущих освобождения от духовной тьмы, укреплять немощных, освящать и очищать нечестивых, избавлять от бед и напастей и от нищеты душевной, и обогащать Божеством в причащении Святых Тайн Христовых и в единении со Христом; покрывать наготу и безобразие наше, оживлять всегда на каждый день умирающих душой, греховною смертию. Вот сколь важна для нас Церковь и сколь она необходима для каждого из нас!» [5].
Православный храм — место спасения человека
Православная Церковь превосходит все неправославные церкви, во-первых, своей истиной; во-вторых, тем, что верным способом руководит ко спасению, очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать свою душу, руководит к покаянию и молитве.
«Ни одно исповедание христианской веры, кроме православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни, или к святости, и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания неправославные содержат истину в неправде, примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, которыми обладает православная Церковь» [6].
«Святая Церковь, как любвеобильная мать, непрестанно носит в сердце и устах своих всех членов своих, за всех ходатайствует пред Богом, о всех болезнует, как бы в муках рождения, желая всех духовно возродить, обновить; даже о всем мире молится и болезнует непрестанно» [7].
«Какая Церковь основана на земле, несокрушимая никакими силами ада, крепость и твердыня, в которой могут быть безопасны от борца все истинно верующие и приверженные к этой Церкви. Какие даны таинства спасительные! Какие и сколь многие орудия разумные и проводники благодати Божией поставлены в этой Церкви для людей! Но что же люди должны принести Господу за многие Его попечения о их спасении? Свою веру, свой труд, свое покаяние, упражнение в делах добродетели, совершенное повиновение Господу и Святой Церкви Его» 8].
«Христос пришел обновить растлевшее грехом естество человеческое и вверил это величайшее действие Своей благости, милосердия, правды и премудрости Своей Святой Церкви. Дух Святой, вышедший в мир и действующий в Церкви через священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства, совершает это обновление непрестанно. Только в Церкви заключается эта обновительная сила; вне Церкви ее нет и быть не может»[9]. «Кто не в Церкви, тот не со Христом, и общения с Богом ни здесь, на земле, ни там, на небе, иметь не будет» [10].
Без Церкви, установленной Самим Господом Иисусом Христом, нет спасения.
Приходя в храм, мы как бы восходим на небо
Православный храм занимает особое место в жизни каждого христианина. Храм является той гранью, которая соединяет землю с небом. Храм – это дом Божий, дом молитвы. Вездеприсутствующий Бог присутствует везде, но в православном храме особенным образом. Храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью.
«Храм – преддверие неба и рая, и как бы само небо, ибо в нем престол Божий, служение ангелов, частое схождение Святого Духа, совершение небесных, животворящих и страшных Таин, очищение грехов, подаяние святыни, причащение божественных Тела и Крови, обожение земнородных» [11].
«Церковь – это земное небо со своею святостию, премудростию, красотою, это христианство в его сущности, с его учением, Таинствами, с его крестоносною жизнию в мире, с его борьбою с грехом, миром и диаволом, с его торжествами над своими врагами видимыми и невидимыми, с его надеждами» [12].
«Здесь тихое пристанище душ, ищущих спасения; здесь нетленная пища и питие душ; здесь свет, просвещение всякого человека, грядущего в мир. Здесь, в храме, человек узнает истинное благородство своей души, цену жизни и ее цель, или свое назначение; здесь отрезвляется душой своей от обаяния житейской суеты и житейских страстей» [13].
«Храм для христианина – средоточие света, благодати, мира, жизни Божией, освящения и святости, духовного и телесного обновления, силы, мудрости духовной. Здесь непрестанные токи божественной жизни проливаются, здесь течет источник бессмертия, здесь чаша жизни и хлеб жизни» [14].
«Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя все земное за собой, по крайней мере, так должны входить в храм. Дома нас весьма многое отвлекает от молитвы, а в храме все внушает нам благоговение и молитву» [15].
«В храме надо стоять смиренно, с благоговением, с искренним сердцем, с верою, – надо оставлять все свои дела, все житейские помышления, а не стоять в храме, размышляя о том, как бы собрать побольше денег или о чем другом» [16].
«Нигде мы так глубоко, искренно, всецело не входим в себя, как в храме, ибо тут особенно присутствует спасающий нас Бог, действует особенно Его благодать; тут при помощи церкви, молитв, чтений из Священного Писания, особенно псалтири, и церковных песней, стихир и канонов, человек познает себя во всей наготе, свое глубокое падение и растление» [17].
«В храме, особенно в храме происходит сопряжение душ верующих, ищущих Бога, с своим Первообразом, Первоначалом и Создателем, особенно во время Литургии и причащения святых Таин. Храм – небо земное с престолом Божиим» [18].
«Всей душой люби храм, благоговей к нему, ибо из него исходит твоя жизнь, твое освящение, твоя сила, помощь, слава, честь, из него вечная жизнь, тут все твои духовные сокровища» [19].
Источник: Московская Сретенская духовная семинария.
Продолжение (о Таинствах Церкви) следует.
_________________
[1] Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. – М: Общество святителя Василия Великого, 1999. – С. 70.
[2] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. – М.: Русский Хронограф, 2004. – С. 19.
[3] Там же. С. 118.
[4] Там же. С. 7.
[5] Там же. С. 17.
[6] Там же. С. 18-19.
[7] Там же. С. 45.
[8] Там же. С. 56.
[9] Там же. С. 64.
[10] Там же. С. 122.
[11] Там же. С. 152.
[12] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. – Т. 15. – М.: Булат, 2006. – С. 59.
[13] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. – М.: Русский Хронограф, 2004. – С. 143.
[14] Там же. С. 153.
[15] Там же. С. 150.
[16] Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. – СПб., 1909. – С. 262.
[17] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. – М.: Русский Хронограф, 2004. – С. 148.
[18] Там же. С. 159.
[19] Там же. С. 149.
Рассказать: |