Церковь может преображать общество: Иоанновская семья поздравляет с днем прославления Батюшки (ч. 2)
Продолжение. Начало – в предыдущей части.
Праздник 30-летия прославления в лике святых прав. Иоанна Кронштадтского, для участников большой Иоанновский семьи – повод вспомнить наши встречи и поделиться их итогами, рассказать дорогому Батюшке о своей любви к нему и одновременно прославить Господа в лице Его удивительного святого.
Прот. Евгений Клементьев: «Мир спасет Божья любовь»
Наш собеседник – священнослужитель храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского Покровской епархии Саратовской митрополии.
«Из всех событий 2015 года самым ярким была поездка в Суру, – начал свой рассказ отец Евгений. – Удивительным было все: начиная с того, что шел «целый поезд священников». В поездке – чтение акафистов, череда служб, встречи с пастырями Русской и Зарубежной церквей. Беседы на духовные темы, мирские и даже политические. Я приобрел новых друзей, близких людей среди клириков и мирян. В Суре впечатлила переправа через реку, понтонный мост, служба в старинном храме, Патриаршая служба. Оглядываясь на эти события, я наполняюсь огромной благодарностью к тем, кто организовал эту встречу».
Неизгладимое впечатление в душе отца Евгения оставили выступления и разговоры со священником из Пакистана. Он – исповедник. Как вероятно и многие из его паствы. Рискуя быть убитыми, они проводят богослужения. И еще у них материальные трудности. «Я, как деревенский священник, тоже в свое время испытывал материальные проблемы. Не было денег заплатить налоги, коммунальные платежи, денег на еду. Но голодными мы не были. Господь помогал через людей. Приносили еду. А они в Пакистане часто голодают. Исповедники. И наши беды меркнут перед такими испытаниями».
Еще до форума Иоанновской семьи отцу Евгению была небезразлична тема винопития и наркомании. Территориально его приход находится вблизи Казахстана, и в 1990-е годы по их району проходил наркотрафик. Когда я в 2002 году батюшка приехал на приход, то увидел, что в селе много наркоманов. И его первые прихожане были их матерями, сестрами и женами. Очень многие их близкие умерли. Священник видел горе родителей, жен, детей почивших людей и был вынужден искать нужные слова утешения, а также пути спасения для оставшихся в живых.
«На Юбилейной встрече 2019 года я посещал круглые столы, приобрел новые знания, – вспоминает отец Евгений. – Все записывал в свой блокнотик. Но помимо знаний – знакомства. И смог одного из наркозависимых отправить на лечение в Москву, попечением представителей Иоанновской семьи. К сожалению, он умер. Но умер, к счастью, христианином. Он исповедовался, причащался. Какое это утешение для верующей матери!».
Сегодня число наркозависимых, по словам батюшки, значительно уменьшилось. Но проблем не убавилось. Сейчас он интересуется педагогикой, чтобы помогать детям. И, как в случае с наркоманами, здесь ему очень помогает образ св. прав. Иоанна Кронштадтского. В нем не было строгости, ревности, а только любовь. О. Евгений много читает о его жизни, наблюдает за многими батюшками, которые служат под его покровом.
«Я вижу эту Любовь, – радуется батюшка. – Да, Любовь спасет мир, Божья любовь, и только она зажигала сердце тогда еще молодого отца Иоанна, давая ему силы на духовные чудеса во Славу Божию. Было бы неплохо, если бы священники организовали некий фонд взаимопомощи, состоящий из батюшек и мирян. Ведь каждому что-то требуется, и есть чем поделиться.
И очень хочется снова встретиться всем вместе. Помолиться, побеседовать. Желаю всем участникам Иоанновской семьи спасения души – и пастырям, и пастве – и здоровья».
Иеромонах Петр (Бородулин): «Заразите наших прихожан своим духом!»
Отец Петр впервые был на Встрече Иоанновской семьи – 2019, так как стал настоятелем Пензенского храма св. прав. Иоанна Кронштадтского не так давно.В разговоре с нами он отметил, что его поразили возможности прихода Иоанновского монастыря Санкт-Петербурга и масштабы его социального служения. «Знакомясь с различными общинами прихода и формами их служения, я увидел, что Церковь действительно может выходить в мир с добром и преображать общество, служить людям, – отметил батюшка.
– Хотелось бы поучаствовать, «пожить» самому в вашей Иоанновской семье, проникнуться духом ее социального служения. Потому что впечатление хоть и было огромное, но все же лишь внешнее. Ведь когда мы возвращаемся в свои города и храмы, нас поглощают наши собственные заботы, и многое забывается. На встрече мне понравилось всё и все. Понравился старший священник монастыря прот. Николай Беляев, вдохновитель Иоанновской семьи. Огромная ему благодарность. Меня просто переполняет чувство восторга, радости и благодарности всем участникам и докладчикам Юбилейной встречи».
По мнению о. Петра, было бы неплохо, если бы (конечно, по согласованию с епархиальными архиереями) наша Семья командировала в разные епархии своих представителей, которые стали бы своего рода закваской для остальных участников содружества. «Своего рода организаторами, учителями и наставниками, которые стояли бы у истоков социального служения епархий, – пояснил он. – Спросите: а что, своих людей нет? К сожалению, да, существует проблема с отсутствием инициативных прихожан, которые начали бы это служение и развили бы его. Конечно, дело и в нехватке средств».
Отец Петр напомнил, что и Батюшка ездил по России, совершал свое служение людям. Почему бы и участникам Семьи, особенно активным и инициативным, хорошим организаторам не попробовать? «Мы, священники, слишком связаны множеством других дел и забот. Заразите наших верующих и прихожан своим духом, – пожелал настоятель. – А иначе, у вас в Петербурге будет просто некий заповедник, где только лишь и осуществимо такое широкомасштабное социальное служение: мы будем приезжать к вам и радоваться за вас, а уезжать с горечью, что у нас это неосуществимо».
Иерей Владимир Холод: «Меня впечатлил отец Александр из Иркутска»
Священнослужитель храма в эстонском городе Локса Таллинской епархии поделился, что самым ценным, по его мнению, является само общение. Вроде совершенно разные люди, даже не одной национальности, приехавшие с другого края света, но все равно Семья. Приходская община – это маленькая семейка, а Иоанновская община – это большая семья.
«Множество людей – значит множество мнений и идей, разнообразие опыта, – считает отец Владимир. – Я специально на нашей Юбилейной встрече не сидел на одном круглом столе, а успел пройти по нескольким, послушать, посмотреть презентации. Очень интересно было слышать о работе тех, у кого уже что-то получается. Значит, при должном усердии и милости Божией, можно скопировать такой опыт и себе».
Помимо отца Николая Беляева, которого вспоминают все без исключения наши собеседники, отца Владимира еще с первых встреч Семьи впечатлил отец Александр из Иркутска. Для него это человек, который являет собой пример истинного христианина, служащего людям. Запомнилась Православная гимназия из Лесосибирска. Дай Бог сил труженикам!
«Если честно, много кого можно вписать сюда, – отметил батюшка. – Потому что люди живут, делая дело, и не корысти ради. И конечно еще впечатлили прихожане Иоанновского монастыря, которые принимали нас в Петербурге. Их самоотдача и постоянные улыбки.
Сил, терпения и помощи Божией Иоанновской семье! Что-то зависит от нас, а что-то надо просто пережить. Господь своих никогда не оставляет. Поэтому все будет хорошо!».
Прот. Роман Хабибуллин: Примеры людей, посвятивших жизнь служению, драгоценны
Руководитель Центра помощи бездомным во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского в Уфе, с радостью и благодарностью вспоминая Юбилейную встречу 2019 года, отметил как большую ценность знакомство с таким «уникальным, удивительным явлением» (к сожалению, пока редким, по его словам), как семья петербургского Иоанновского прихода, объединяющая более двух тысяч активных прихожан, принимающих участие в работе около 40 различных общин и, конечно, драгоценные минуты общения с отцом Николаем Беляевым.
Батюшку поразила атмосфера, в которой живут члены петербургского Иоанновского прихода – атмосфера христианской любви, открытости, доброжелательности, отзывчивости. Сравнивая ребят волонтеров с ангелами, которые стремительно бросались на помощь, хотели искренне всем угодить, отец Роман отметил, как все проходило в духе согласия и радости. Отметил батюшка также уникальность всех организационных форм, которые приобрел приход в работе с таким многообразием общин, как достойный пример для подражания. «Все это – милость Божия, благословение св. пр. Иоанна Кронштадтского, который избранником своим поставил прот. Николая Беляева. Иначе это никак объяснить нельзя! – считает отец Роман.
– Когда человек вступает на поприще дел милосердия, то становится свидетелем многих чудес. И вот, мы попали в атмосферу такого чуда в октябре-ноябре: прием в Таврическом дворце (где впервые, спустя более века, прозвучала соборная молитва), молебен в Иоанновской обители, Литургия в Морском соборе Кронштадта. Все это потрясло нас до глубины души. Мы были вдохновлены. Такие встречи очень важны. Мы как бы напивались от источника сил, получая заряд бодрости, от чего начинаешь бодрее смотреть вокруг и, конечно, в будущее! Весь сонм собравшихся представителей Иоанновской Семьи также являет собой пример для вдохновения и подражания».
Встреча и общение на круглых столах конференции еще более конкретно и ярко позволила увидеть, по словам отца Романа, замечательные примеры искреннего сердечного участия в судьбах пасомых. «Запомнилась монахиня Екатерина из Мурманска (тема круглого стола – «Милосердие»), как она рассказывала с таким сердечным чувством о работе в хосписе. Было понятно, что в своем стремлении утешить, ободрить, расположить к принятию Таинств человек полностью этим живет, ничего себе не стяжая, не помышляя. Запомнился батюшка, который говорил о работе с инвалидами слуха. Драгоценны примеры людей, посвятивших жизнь служению. Вот такая полная самоотдача! Не просто душу вкладывают, а полностью выкладываются!
Такая ревность – это Божий дар
Батюшка Иоанн Кронштадтский нас всех вдохновляет, уверен отец Роман. Мы вспоминаем пример такого Пастыря, который положит душу свою за други своя, за овцы своя, за стадо свое. Вот этого, конечно, часто не хватает нам. Мы частенько притормаживаем, начинаем думать о личном преображении, о личном совершенствовании и на этом, конечно, претыкаемся. И никакого личного спасения, преображения, совершенствования не может быть. Это как дар Божий! Самое главное – идти служить людям, помогать, заботиться о них, забывая о себе, даже о собственном усовершенствовании.
Я замечал по себе: начинаешь думать – ну вот, нужно мне сначала набраться опыта, чего-то еще, а когда я сам напитаюсь, тогда буду другим отдавать. Это ложное представление – это есть корысть духовная. Бескорыстное служение должно быть. И оно было видно как раз на конференции, когда выступающие горячо и искренне делились своим опытом и проблемами.
Мне запали в душу слова отца Николая Беляева в последний, заключительный день Встречи в Кронштадте: «Все это организовано и проведено силою такого явления, как приход. Приход может все! Там – Господь Иисус Христос присутствует. Полнота жизни прихода и возможности жизни православной общины – удивительны!». Еще в начале XX века архиерей Андрей Ухтомский высказывал мнение, что хорошо бы в качестве административной единицы в будущем устройстве государства сделать епархии или приходы. Он знал, что хозяйственная и духовная жизнь прихода представляет реальную силу».
В пожеланиях Иоанновской семье к 30-летию прославления св. прав. Иоанна Кронштадтского отец Роман призвал подражать Великому пастырю, прежде всего, в бескорыстном и ревностном служении тому, кто служит у престола Божия и, конечно, в делах милосердия. «Вот это самое главное – всецело отдавать себя Богу, ближнему без всякой корысти, забывая о себе! Такая ревность – это милость Божия, дар Божий!».
Материал подготовили: Ирина Васильева, Елена Скалон, Татьяна Павлова, Тамара Алмазова, Татьяна Стрекалова, Ольга Дмитриева.
Фото: из архива Иоанновского прихода СПб, а также предоставлены героями публикации.