Святой праведный Иоанн Кронштадтский: О явлении Бога во плоти
Тот, о Ком много преднаписал в В. Завете Пророк и Боговидец Моисей, о Ком предсказали многие другие Пророки, наконец пришел, – пришел на землю Примиритель грешного человечества с правосудным Богом. После долгого ожидания Искупителя, наконец послышались на земле отрадные голоса: обретохом Мессию (Ин. 1,41); обретохом Иисуса, Егоже писа Моисей в законе и пророцы (ср.: ст. 45). Людие, седящие во тьме, видеша свет велий, и седящим во стране и сени смертней, свет восия им (Мф. 4,16). Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне (Евр. 1, 1-12) Своем, Который, будучи Бог, для нас сделался человеком, хотя и Богом быть не перестал. Солнце правды Христос Бог наш воссиял на земле (ср.: Мал. 4, 2).
Откуда же и как воссияло на земле Солнце наше праведное? Из города Вифлеема, от Пресвятой Девы Марии.
Говорили мы прежде, что Бог заблаговременно, издавна приготовлял людей к принятию, к встрече светозарного Солнца правды – Христа Господа – разными способами, именно: пророчествами о Нем и разными прообразованиями. И по этим пророчествам людям внимательным задолго до Рождества Христова известно было, что Христос родится в город Вифлееме, в еврейском народе, в колене Иудовом, от чистой Девы царского рода; известно было и то, что прежде рождения Мессии – Христа родится Предтеча Его. Теперь, когда пришло время явиться на земле Сыну Божию в нашем смиренном образе человеческом, – все так и исполнилось, как предсказано было пророками. И вот одному священнику иудейскому, по имени Захария, – коего жена Елисавета, дожив до старости, не имела детей по причине неплодства, – является Ангел Господень в церкви – в то время, когда он, по обычаю священства, совершал в ней каждение. Послушаем, какую весть принес с неба Ангел священнику, какую волю Господа возвестил он ему. Радостную весть он принес святому старцу, весть – о рождении от Елисаветы сына, и имя заблаговременно объявил: наречеши имя ему Иоанн, – говорит. Что – дальше? И будет тебе, – говорит, – радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются, будет бо велий пред Господем ... и npeдъuдem пред Ним духом и силою Илииною (Лк. 1, 13-15, 17). Слышите, братия, о ком речь идет? – О Предтече Господнем, о Его рождении. А если Предтечу Христова Бог посылает в мир, то, видно, скоро будет и Сам Христос; если показывается денница Солнца, видно, скоро взойдет и самое Солнце. Так и было.
Через пять месяцев после зачатия Предтечи Архангел Гавриил с небесных кругов слетел в Назарет, – где жила Пресвятая Дева Мария, обрученная Иосифу праведному для хранения Ее девства и воспитавшаяся в храме во Святая святых, – и вшед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах (Лк. 1, 28). Вот и благовещение ангельское о зачатии и рождении Спасителя! Пресвятая Дева, увидавши Ангела, смутилась по причине слов Его и помышляла, каково будет это приветствие. Ангел продолжает благовестие: не бойся, Мариам, обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца (ст. 30-33). Пресвятая Дева говорит Ангелу: как же это будет, когда Я не причастна браку? – Ангел отвечает Ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое свято наречется Сын Божий (ср.: ст. 34-35). Пренепорочная Дева сказала: се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему (ср.: ст. 38). Вот Я, смиренная раба Господня: будь Мне по слову Твоему. Да найдет на Меня Дух Божий и сила Вышнего да осенит Меня для зачатия во чреве Предвечного Сына Божия. Верую, что будет совершение глаголанным Мне от Господа. Уже душа Моя чувствует наитие Всесвятого, Животворящего Духа Божия и это осенение силы Вышнего; уже душа Моя величает Господа, так тесно со Мною соединяющегося, – и дух Мой радуется о Боге, Спасе Моем, что Он призрел на смирение рабы Своей. Ибо вот, отныне будут ублажать, величать, прославлять Меня все роды – по всей земле, во все времена, до скончания века; и все это величие сотворил Мне сильный Бог: свято имя Его. И милость Его всем, которые боятся Его, в роды родов – во все времена. – Между тем денница Солнца правды (ср.: Мал. 4, 2) скоро после ангельского благовещения Деве Марии взошла: Предтеча – «всесвятый плод неплодной матери» – родился. Его назвали Иоанном, по слову Ангела. Настало время великих чудес Господних. Все, слышавшие о чудесном зачатии и рождении Иоанна Предтечи, с глубокою думою говорили: что-то будет из этого младенца? А отец его, Захария, наказанный пред тем Богом за неверие благовестию Ангела немотою в продолжение девяти месяцев и нескольких дней, получил разрешение своего языка, исполнился теперь Духа Святого и, пророчествуя, сказал о сыне своем: ты, отроча, пророк Вышняго наречешися, предъидеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его, дати разум спасения людем Его, во оставление грехов их (Лк. 1, 76). Великий младенец возрастал и укреплялся духом, и жил в пустыне, до самого того дня, в который явился народу израильскому в качестве Предтечи Господня (см.: Лк., гл. 1).
Через пять месяцев по рождении Иоанна Предтечи родился и Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, но не в Назарете, а – в городе Вифлееме, как предсказано было пророком Михеем: и ты Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых, из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля (Мф. 2, 6; ср.: Мих. 5, 2). По причине чрезвычайного стечения народа в Вифлеем для записи своих имен, по повелению кесаря Августа, не было места в доме для Пресвятой Девы и праведного Обручника Ее, пришедших из Назарета также для записания себя: и родившийся Божественный Младенец, после повития Его пеленами, положен был в яслях.
Так велико смирение Господа – нашего ради спасения!
Братия! Не будем праздными зрителями такого вольного уничижения Царя славы, одевающегося светом яко ризою (ер.: Пс. 103, 2), Коему небо – престол, а земля подножие. Это уничижение дает всем нам великий, спасительный урок смирения. Не великолепные чертоги, не богатство надмевающее, не почести, не слава мира сего должны занимать нас, бессмертных по духу тварей, нет: кротость, смирение пред Богом и беспрекословная преданность святой Его воле должны быть первым желанием нашего сердца и занимать наш ум – так, чтобы они видны были и во всех наших поступках: гордость нас погубила, смирение должно спасти нас. Принесем же в дар кротость, смирение и сознание своей духовной нищеты – Тому, Кто нас ради об нища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (ср.: 2 Кор. 8, 9).
Но среди крайнего смирения родившегося Богомладенца сияет и слава Его. Ангел Господень явился пастырям, которые по обыкновению бодрствовали в ту ночь и стерегли свое стадо, и сказал им: се, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове; затем он указал им знак, по которому они могут найти и узнать Его: обрящете, – говорит он, – Младенца повита, лежаща в яслех (ст. 12). Когда Ангел говорил это, внезапно стало с ним множество воинств небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! (ст. 14).
Слышите, братия! Ангелы благовествуют мир земле при рождении Господа Иисуса. Есть ли мир в душах наших? Ведь Спаситель в изобилии принес нам мир небесный. Горе нам, если в нас нет мира. Значит, мы не приходим с верою и любовию к Спасителю, Который говорит: Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Значит, мы люди маловерные, страстные: злобные, гордые, завистливые, миролюбивые, суетные. Мир, братия, благовествую вам и я, смиренный служитель Христов! Приидите к младенчествующему Царю мира и сердцами, полными сердечной веры и смирения, примите от Него мир душам вашим со исцелением страстей ваших. После того как Ангелы отошли на небо, пастыри поспешно отправились в Вифлеем, нашли Иосифа, Марию и Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. В осьмый день по рождении, по обычаю ветхозаветному, наречено было Господу имя « Иисус», нареченное Ангелом еще прежде зачатия Его во чреве, а в сороковой день, когда Пресвятая Дева принесла Его в храм Господень – поставить пред Господом и принести жертву по закону Господню, – старец Симеон, коему обещано было Духом Божиим не видеть смерти, доколе не увидит Христа, – удостоился встретить Его в храме и, взяв Его на руки, сказал: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое (Лк. 29-30) ... Так воссиял от Святой Девы-Матери Господь наш Иисус Христос, Бог от Бога Отца прежде век рожденный, и человек от существа матерня во времени рожденный, совершенный Бог и совершенный человек.
О чудо чудес! Бог, содержащий вселенную всю словом Своим, сделался человеком, чтобы человека вознести на первое блаженство. «Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, – поет Христова Церковь, – яко Бог явися человеком плотски». «Всякое естество ангельское удивися великому делу вочеловечения Божия: потому что неприступного Бога небожители увидели приступным для всех человеком, сожительствующим с людьми». Братия! «Видя Бога, странно вочеловечившегося, устранимся суетного мира и ум возложим на небеса (на Божественное): потому что ради того Бог и сошел на землю, да нас на небеса возведет».
Но для чего такое чрезвычайное снисхождение к нам Сына Божия? – спросит кто-нибудь. Для чего Сын Божий восприял на Себя естество человеческое? – Ответствуем: воплощение Сына Божия для спасения людей было совершенно необходимо. Чтобы спасти человека, нужно было удовлетворить правде Божией за грех человека; но ни один человек не только за других, но и за себя не может дать измены (то есть выкупа) и цену избавления души своея (ср.: Пс. 48, 8), а удовлетворение бесконечной правде Божией, бесконечно оскорбленной грехом непослушания человеческого, долженствовало быть тоже бесконечное. Кроме того, нужно было сокрушить в человеке силу зла, удалившую его от Бога и постоянно удалявшую все далее и далее, без чего нельзя было соединить его вновь с Богом, Который гнушается грехом (см.: Прем. 12, 2). А истребить человеческую греховность – для человека, кто бы он ни был, было дело невозможное: потому что она есть глубокая порча человеческой природы, прирожденная каждому человеку, и истребить ее – значило то же, что обновить, воссоздать человека. Кто же мог воссоздать человека, кроме Создателя? И вот чрез воплощение, страдания и смерть вочеловечившегося Сына Божия принесено удовлетворение правде Божией за грехи человеков, а чрез Его спасительное учение, или заповеди, чрез Его жизнь, чрез Его животворящее Тело и Кровь и другие Таинства обновлена, воссоздана и воссозидается человеческая природа. Спаситель, как безгрешный Бог и Человек, всею Своею земною жизнию и всеми Своими делами вместо нас оказал совершеннейшее послушание воле Бога Отца, с полным отречением от Своей воли, – потерпел все, присужденные правдою Божиею, скорби, страдания и самую смерть – и такою жертвою, беспредельною по своему достоинству, совершенно удовлетворил Божественному правосудию за все человеческие грехи, и, как грех Адамов сделал всех людей виновными пред Богом, так и праведность Богочеловека, как второго, безгрешного Адама, делает их праведными пред Богом чрез их веру в Богочеловека. «Как Адам для своих потомков, хотя они и не ели древесного плода, соделался причиною смерти, введенной в мир Адамовым ядением, – говорит святой Златоуст, – так и Христос для верующих в Него, хотя они и не имели праведных дел, соделался Виновником праведности, которую даровал всем нам чрез Крест».
Братия! Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, уже благоволил исполнить все Отеческое смотрение о нас, совершив наше спасение учением Своим, жизнию Своею, смертию за нас и воскресением – и уже вознесся человечеством Своим на небеса и сидит одесную Бога Отца (ср.: Мк. 16, 19). Но спасение наше совершено не безусловно. Чтобы быть нам в числе спасаемых, – для этого нужно принимать всем сердцем спасительное учение Иисуса Христа и поступать по нему. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, – говорит Господь (Ин. 14, 23). Нужно также каждому по мере сил своих подражать жизни Его, которая есть образец нашей жизни. Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).
Вознесшись от нас на небо, Господь всегда с нами по Божественному Своему вездеприсутствию (с вами есмь во вся дни. – Мф. 28, 20); с нами Его чудодействующее, сладчайшее Имя, Его святое слово, Его Животворящий Крест и Его спасительные Таинства.
Будем же призывать как можно чаще, с живою верою, имя Господа Иисуса Христа: ибо всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется, – говорит пророческое слово (ср.: Иоил. 2, 32); будем с верою и любовию пользоваться – к своему освящению и спасению – Его спасительными Таинствами и – прибегать к непобедимой, непостижимой Божественной силе Его Честного и Животворящего Креста во всех обстоятельствах своей жизни. При всем этом не забудем всегда усердно читать и слушать слово Его и молить Его, чтобы Он вселился верою в наши сердца; когда Он вселится в нас, тогда будет в нас и благодатная жизнь, предначинающая будущую блаженную жизнь. Аминь.
Приводится по книге «Катихизическия беседы, говоренныя в Кронштадтском Андреевском соборе священником Иоанном Сергиевым», Кронштадт 1859 г.
Рассказать: |