Поучение в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Нынешнее евангелие с одной стороны обличает и вразумляет роскошных, изнеженных, надменных и жестокосердых богачей, веселящихся на вся дни светло и нерадящих об угождении Богу, о истинной пище и истинном, непрестающем, небесном веселии духа и о милосердии к бедным; с другой — вливает небесное утешение в душу нищих горемык в мире сем, презираемых своими богатыми собратиями, забывающимися в своем богатстве и удовольствиях.
Господь Иисус Христос, Коего каждое слово — истина, изображает судьбу по смерти, вечную неизменную судьбу тех и других: нестерпимую муку таких богачей — в пламени геенском и утешение нищих, подобных Лазарю, — в лоне Авраамовом, в селениях праведных; приводит прошение богатаго о помощи у Авраама и Лазаря и решительный отказ богатому в этой помощи, повидимому, самой ничтожной; говорит о непроходимой пропасти между адом и небом, между местом мучения грешников и местом блаженства праведников; затем говорит о новой просьбе богача к Аврааму, чтобы он послал Лазаря в дом отца этого богатаго для засвидетельствования пяти братьям, подобно ему живущим в роскоши, праздности и веселье, — о существовании по смерти ужасных мучений для грешников, — и о новом отказе ему в удовлетворении этой просьбы, как неосновательной и безразсудной.
Почерпнем же все урок для жизни своей из нынешняго евангелия, — осудим суету, безумие нашей жизни, сластолюбие, любостяжание наше, гордость нашу, неблагодарность нашу пред Богом, наше жестокосердие к ближним. В нынешнее время больше, чем когда-либо, усилилась страсть к одежде изысканной, роскошной, к разгульной — на всякий день жизни. Моды кружат головы многих девиц и женщин, да и многих женоподобных мужчин, занимают всю их душу и не дают подумать о едином на потребу — о спасении души от грехов и страстей — от огня геенскаго, о преклонении на милость слезами покаяния Судии праведнаго, хотящаго судить вселенную по правде (Псал. 9, 9); о стяжании веры в Господа, о перемене жизни языческой на христианскую, сообразную с Евангелием.
Страсть к плотскому веселью, особенно к веселью пьянственному, трактирному, театральному, зрелищному также господствует ныне между называющимися христианами; нередко видны пьяные едва не на всяком шагу; театры наполняются праздными, любящими проводить время легко, играючи, зрителями, и даже в дни воскресные и праздничные, которые надо посвящать всецело размышлению о величайших делах Промысла божественнаго касательно нас и благодарению за оный Господа. Боже мой! как велики наши неправды! Мы небрежем о угождении Тебе, нашему Творцу, Спасителю и Судии, о исполнении Твоих спасительных повелений, в коих живот и благополучие наше временное и вечное, — нерадим о спасении душ наших, котораго нет ничего дороже, для котораго Ты сошел с небес, пострадал, умер и воскрес, — и кому же угождаем? Плоти и диаволу, плоти, которая сегодня жива, а завтра, быть может, будет мертва, хладна, недвижима, смердяща.
Мы не жалеем для удовольствий плотских ничего, а для братии своей — для бедных жалеем нескольких копеек. Но, братия, «Бог терпит до конца, а мучит без конца». Не убежим и мы от суда огня геенскаго, если не бросим свои гулянья, свои пьянства, свою страсть — изысканно одеваться и не позаботимся утолить глад души своей, не глад хлеба и не жажду воды, но глад мира Божия, святыни, правды Божией, исполнения заповедей Христовых. Вот нынешнее евангелие заблаговременно объявляет участь после смерти всех гуляк; они будут в пламени, в муках, в муках ужасных, без надежды на окончание их. У кого есть уши слышать, да слышит и да поспешит исправиться: ибо смерть ко всякому близка, а вместе с нею и суд: ибо лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9, 27). Но что я слышу от этих гуляк? Очень многие из них не веруют, что по смерти есть такия ужасныя мучения, и думают, что будто все проказы их пройдут даром, что будто бы по смерти ничего не будет. Вот и упоминаемый в евангелии богач, брошенный по смерти в огонь геенский, просит Авраама послать Лазаря к братьям своим для уверения в том, что есть мука ужасная по смерти для всех нераскаянных грешников; значит, и они, подобно ему, жили нерадиво, между прочим, по причине неверия в праведное воздаяние всем по смерти. Нет, друзья, — не обольщайтесь: Бог неложен в Своих угрозах и обетованиях, — во веки не было лжи в устах Господа; множество святых словес Его исполнилось в точности; исполнятся и остальныя. Не можно тому быть, чтобы Господь не наградил усердно исполняющих Его заповеди, например, заповеди — о терпении, воздержании, кротости, смирении, чистоте и целомудрии, и не наказал тех, кои безстрашно противятся Ему, оскверняют в себе непрестанно образ Божий — невоздержанием, нечистотою плоти, непомерным любостяжанием, гордыней и прочими страстями. Огонь геенский готов. Всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Матф. 3, 10). А это древо неплодное — кто? Нераскаянно живущий грешник; а этот огонь — огонь не наш, земной, слабый, а огонь геенский, в тысячу раз лютейший: ибо все тамошнее несравненно превосходит все здешнее; здешний огонь сравнительно с геенским — одна тень. Скажете: это ужасно. Да, ужасно. От такого-то ужаснаго огня, от такого-то ужаснаго мучения пришел нас спасти Сын Божий; и каких ужасных мучений стоило Ему, безгрешному и святейшему Богочеловеку, это наше спасение? А мы и после этого осмеливаемся жить нерадиво — да еще и не верить тому, что есть огонь геенский. Чему же после этого мы будем верить?
Братия мои! оставим невоздержание и роскошь, безпечность о душе своей, о душе, которой нет цены; презрим временныя удовольствия, как сон исчезающия, но в вечную муку ввергающия, если не исправимся, и прочее время живота нашего станем проводить в покаянии, в воздержании, в трудах благословенных. Аминь.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Рассказать: |