Умилосердися и о мне, Человеколюбче
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Юноше, тебе глаголю, востани. Лк. 7:14
В нынешнем Евангелии вы слышали, возлюбленные братья, повествование о воскрешении из мертвых Спасителем единственного сына одной вдовы, жившей в городе Наине (Лк. 7:11–16).
Возлюбленные братья! И мы все – духовные мертвецы. Остави мертвых погребсти своя мертвецы, – сказал Господь (Мф. 8:22) одному ученику Своему, который просил у Него позволения прежде сходить и похоронить отца своего и потом следовать за Спасителем, т.е. оставь мертвых по душе людей, хотя живых с виду, оставь погребать своих мертвецов по телу. Имя имаши яко жив, а мертв еси, – еще говорит Господь в Откровении одному, по-видимому, благочестивому, человеку (Апок. 3:1).
Да, мы мертвы душой, братья, и вот так же и наши умерщвленные грехом души Господь часто Своим действенным, живым словом, Своей вседействующей благодатью пробуждает от мертвого сна греховного; наши-то души слышат и ныне часто Его всеоживляющее слово, как тот умерший наинский юноша: юноше, тебе глаголю, востани, – и восстают по Его гласу.
Господь касается нашего сердца Своей благодатью чрез слово Божие, проповедуемое в Церкви, или чрез добрый совет близких к нам, или чрез мысль благую, Им посылаемую в нашу омраченную грехами душу, или касается нашего грешного тела какой-либо посылаемой Им болезнью, или посещает нас какими-либо потерями, например, потерей близких родных, потерей своего имущества, или Он угрожал нам близкой опасностью вдруг потерять жизнь свою на суше или в море, или другим чем подействовал благодатно на нашу душу. И что же?
Мы – духовные мертвецы – весьма часто от этого оживали, т.е. начинали чувствовать суету, тленность всего земного и необходимость для души истинной, живой веры в Бога и дел добродетели, которыми прежде пренебрегали; начинали сердечно раскаиваться в прошедшей беспорядочной жизни, появлялся у нас дух сокрушенный и сердце смиренное, мы умилялись при мысли о великом долготерпении Божием над нами, считали себя величайшими грешниками, оплакивали свои заблуждения и твердо решались и начинали вести жизнь совсем другую, богоугодную.
И вот здесь-то совершается чудо, весьма подобное тому, которое было с умершим сыном вдовы наинской. Седе отрок, т.е. восстает наша душа от греховного сна, начинает говорить слова спасения – начат глаголати, и Господь отдает ее, воскрешенную от духовной смерти, матери ее, т.е. Церкви святой, которая есть мать наша, для духовного воспитания и руководства ее к будущей жизни.
Вот, возлюбленные братья, чудесное воскресение из мертвых, которого причиной бывает только один Господь. И оно выше, благотворнее, чем воскресение по телу, потому что здесь воскресает от смерти к жизни бессмертная душа, искупленная кровью Сына Божия, а не тело тленное!
Дай Бог, чтобы побольше было таких чудес со всеми нами. Господи! Видя во граде Наине вдовицу, зельне плачущую, якоже тогда, умилосердився, сына ее, на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехами умерщвленную мою душу воскреси. Аминь.
18 октября 1903 г.
Источник: pravoslavie.ru.
Фото: сайт Горловской и Славянской епархии.