«О Кресте Христовом»: кандидатская диссертация Иоанна Кронштадтского против раскольников
Раздел книг Кронштадтского пастыря на нашем сайте пополнился еще одним изданием.
«О Кресте Христовом» – так называлось выпускное сочинение студента Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Сергиева, будущего «всероссийского пастыря», отца Иоанна Кронштадтского. Заканчивая в 1855 году учебный курс, он представил этот труд в качестве работы на соискание ученой степени кандидата богословия.
В этой работе о. Иоанн предстает с неожиданной стороны: как историк и исследователь в области церковных художеств и археологии. В книге автор ставит перед собой цель — опровергнуть утверждения старообрядцев об исключительной истинности восьмиконечного (трисоставного) креста и ложности креста четырехконечного (двусоставного).
По мнению издателей и сегодня, несмотря на развитие церковной археологии, как полезное введение в историю развития формы изображения Креста Господня можно рекомендовать эту книгу.
Источник: Патриархия.ru.
и представлять: где крест, там и любовь;
в церкви вы везде и на всём видите кресты для того,
чтобы всё напоминало вам, что вы в храме Богa любви,
в храме Любви, распятой за нас.
Непобедимая, непостижимая Божественная сила
Труд святого праведного Иоанна Кронштадтского «О кресте Христовом (против раскольников)», впервые изданный в Санкт-Петербурге в типографии Е. Евдокимова в 1896 году с подзаголовком «Сочинение настоятеля Кронштадтского Андреевского собора протоиерея Иоанна Ильича Сергиева» (2-е издание вышло в Москве в 1898 г.).
На самом деле этот труд был написан Иоанном Кронштадтским на сорок лет раньше, в 1855 году – в год окончания им Санкт-Петербургской Духовной академии со степенью кандидата богословия. Эту степень о. Иоанн получил за сочинение с точным названием «О кресте Христовом в обличение мнимых старообрядцев». Таким образом, о. Иоанн Кронштадтский написал это произведение, будучи ещё совсем молодым в 25 лет.
Годы его учёбы в Санкт-Петербургской Духовной академии совпали с эпохой царствования Николая I. В это время старообрядцы особо подвергались репрессивным мерам со стороны светских властей. В 1855 году старообрядцам было запрещено записываться в купеческое сословие, а в 1856 году правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов Рогожского кладбища в Москве [1]. В середине X1X века особенно обострилась полемика старообрядцев с официальной Церковью по вопросам вероисповедания. Одним из основных камней преткновения был вопрос об «истинной форме Креста Христова». Спор, затрагивающий эту проблему, длится уже более трёх столетий со времени церковных реформ патриарха Никона. В результате появились серьёзные произведения, в которых со всей научной тщательностью исследовался этот вопрос. Назовём лишь самые известные и яркие из них.
Одним из наиболее ранних произведений, касающихся этого сложного вопроса, является книга «Увет духовный», изданная в 1682 году. Авторство этого сочинения долгое время приписывалось патриарху Иоакиму, в действительности же написал её архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов). В книге приведены рисунки древних четырёхконечных крестов в доказательство изначальности таковой формы по отношению к крестам восьмиконечным [2].
Наперсный крест св. Иоанна Кронштадтского. 1884 год. Серебро, позолота. Мемориальная квартира св. Иоанна Кронштадтского. Крест был преподнесён о. Иоанну 19 октября 1884 года к 30-летию его священнического служения. Инициатором преподнесения креста была блаженная старица Параскова Ивановна Ковригина (ум. 24 сентября 1884 года), которую о. Иоанн почитал своей духовной наставницей. После 1917 года крест попал на юг России. Последним его хранителем был протоиерей Николай Урывский (г. Ростов-на-Дону), передавший святыню в 1999 году в Мемориальную квартиру св. Иоанна Кронштадтского.
Далее, в 1723 году появляются «Поморские ответы» (в подлиннике «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита»). Авторами «Ответов» были выговские иноки во главе с Андреем Денисовым. Множество людей занималось сбором для этой рукописи документальных свидетельств и материалов для ответа на 106 вопросов, представленных официальной Церковью. Ответы эти были отосланы иеромонахом Неофитом в Синод и затем разошлись по всей России в большом количестве списков. Напечатать же их удалось лишь в начале XX века [3].
В «Поморских ответах» теме Креста и крестного знамения отведено одно из главных мест. Старообрядцами упоминаются древнейшие русские кресты, среди которых крест преподобного Авраамия Ростовского. Корсунский крест Успенского собора Кремля и другие.
В 1745 году появилось сочинение святителя Димитрия, митрополита Ростовского «Розыск о Брынской вере», в котором отдельная часть посвящена Кресту Христову и полемике со старообрядцами о его форме.
Леушикский крест являлся одной из самых чтимых святынь Леушинского монастыря. Обыкновенно стоял на жертвеннике. Пред ним молился св. Иоанн Кронштадтский.
После закрытия Леушинского подворья в С.-Петербурге в 1931 году крест хранил последний настоятель подворского храма протоиерей Феодор Окунев, принявший мученическую кончину (расстрелян 2/15 января 1938 года).
Нет сомнений, что все вышеперечисленные произведения, равно как и другие, неупомянутые, были известны о. Иоанну Сергиеву. В годы его учёбы в Санкт-Петербургской Духовной академии (1850–1855) полемика официальной Церкви со старообрядцами достигла апогея, и, видимо, тема кандидатской работы была дана о. Иоанну его учителями, среди которых был и сам ректор академии, будущий митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков).
Вот что говорил о. Иоанн Кронштадтский при посещении Московской Духовной академии в 1895 году о своих наставниках: «Я хорошо знаю, какое большое значение имеет академическое образование для служителей Церкви. С всегдашней признательностью чту имена своих наставников: Преосвященных Макария (Булгакова. – С. Г.), Никанора и Иоанна, профессора Лучинского, Карпова, Фишера и других... Академия весьма много дала мне и для умственной и для религиозной жизни. Могу даже сказать: именно академии я обязан тем, что стал теперь тем, что я есть» [4].
Почему же мы решили к Сборнике поместить именно эту работу о. Иоанна Кронштадтского в разделе «Наследие отечественной ставрографии»? Потому что сочинение о. Иоанна «О кресте Христовом» до сих пор не утратило своей актуальности, и вопросы, которые в нём содержатся, так же важны сегодня, как и более ста пятидесяти лет назад.
Во вступлении св. Иоанн Кронштадтский сам чётко обозначает жанр своей работы. Это археологическое исследование о кресте Христовом с целью доказательства истинности четвероконечной его формы. Это серьёзная научная и в то же время вдохновенная работа, опирающаяся на древние источники; в ней обстоятельно разбираются спорные вопросы о первоначальной, истинной форме креста, привлекаются в доказательство примеры из разных областей искусства, начиная от начертаний знака креста в римских катакомбах и кончая исследованием русских письменных и печатных свидетельств.
Надеемся, что эта работа действительно привлечёт читателей и послужит образцом всестороннего исследования для ставрографов и богословов.
Источник: Проблемы современной ставрографии: вступительный раздел к изданию «Ставрографический сборник статей. Крест как личная святыня» с упомянутой книгой Иоанна Кронштадтского / 700 с. / svyatye.com.
Сноски:
1 Вургафт С. Г., Ушаков П. А. Старообрядчество. Лица. предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 240–241. В 2005 году исполняется сто лет со дня распечатывания алтарей храмов Рогожского кладбища после императорского указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении веротерпимости».
2 Ко второй половине XVIII столетия относятся и такие произведения, как «Пращина» и «Скрижаль», в которых вопросы о крестном знамении и форме креста рассмотрены весьма подробно.
3 Последнее издание «Поморских ответов» было осуществлено в 1995 году в Москве репринтом совместно старообрядцами федосеевского и белокриницкого согласий.
4 Соколов В. А. Посещение Московской Духовной академии отцом Иоанном Кронштадтским // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1895. Февраль. С 288.