Прот. Сергий Бабурин, Гамбург: У нас один флаг, и он очень ярко сияет
Православные немецкого Гамбурга встречают беженцев. Прихожане храма святого праведного Иоанна Кронштадтского принимают своих родственников из Украины и беженцев, оставшихся без крова и средств. Их расселяют по комнатам, с ними постоянно работают переводчики, психологи и врачи. Как православный приход помогает людям, рассказывает его настоятель, протоиерей Сергий Бабурин.
– У нас очень большой и многонациональный приход. Мы уже переживали трудные времена – например, в 2008 году было сложно, так как у нас много грузин. Тогда делали все возможное, чтобы остаться дружной общиной. В 2014 году также были разногласия, но люди смогли понять, что в первую очередь они христиане и благодаря внутренней фундаментальной мотивации нашли силы для того, чтобы сохранить мир и единодушие. Сейчас, конечно, тоже очень тяжело, мы переживаем как никогда, потому что две трети нашего прихода имеют близких или дальних родственников на территории Украины. В эти дни мы видим очень много скорби, слез, беспокойства, трагедий. Все пытаются вывезти свои родных, каждый день в Германию приезжают родственники наших прихожан и просто огромное количество беженцев. Это практически гуманитарная катастрофа!
Мы рады тому, что можем активно включиться в работу, которая развернута государством, католической и лютеранской церковью. На днях митрополит Берлинский и Германский Марк, викарий епархии епископ Штутгартский Иов и архиепископ Рузский Тихон, управляющий приходами Московского Патриархата, выступили с очень сердечным воззванием. Они говорили о том, что необходимо вести в каждом приходе социальную и благотворительную работу. Конкретно в нашем приходе много добровольцев, волонтеров, создан телефон горячей линии. Кто-то из прихожан звонит со своими проблемами, просит помочь разместить родственников, если у самих не хватает места и не могут принять. Другие, наоборот, звонят и предлагают свободные помещения. Наши волонтеры готовы помочь переводами, звонят и предлагают помощь психологи и врачи. Девушка-координатор старается всех свести и найти необходимую помощь. В нашем большом приходском центре есть гостевые комнаты, мы уже поселили там несколько семей.
Напротив нашего храма в Гамбурге находятся огромные павильоны выставочных центров. Город выделяет помещение, чтобы расселить до 900 человек. Ждем приезда людей, готовы активно включиться в помощь. Конечно, страсти в приходе кипят, но мы стараемся делать так, чтобы люди помнили, что мы в первую очередь христиане, и чтобы мы, не забывая это, находили нужные добрые слова поддержки, не провоцировали никак друг друга. В это воскресенье в храм пришло много новых людей – они горячо молились. Было очень много слез, просьб о молитве… Кого-то нужно успокоить, кого-то, наоборот, немного осадить с любовью. Мы не имеем такой уж большой практики социальной помощи, но быстро всему учимся, молодежь подключилась, причем и русская, и украинская.
Есть столкновения между людьми, но не в церкви. В церкви мы пока справляемся. В городе слышно: то витрины побьют, то русских детей в школе обзывают. Но родители быстро сориентировались, все-таки Германия — это страна порядка. Здесь есть закон, запрещающий подобное, поэтому реагируют довольно быстро. Нельзя сказать, что это носит глобальный масштаб. В сложившейся ситуации даже самые прекрасные слова из какой-нибудь мудрой проповеди святителя Иоанна Златоуста не в состоянии успокоить. Сейчас в голову приходит только одно: «Плачьте с плачущими». Если вы готовы, если сердце ваше способно разделить скорбь, то тогда, может, и удастся помочь. Больше нужно молчать, лишние слова могут только ранить. Если человек хочет выговориться, то выслушайте его, а есть пространство просто для искренних слез. Люди все-таки довольно быстро успокаиваются, когда видят заботу, тепло и абсолютное доброе расположение. Психологи нашего прихода откликнулись и сразу дали свои контакты: нужна помощь – пишите, звоните.
Пока мы с вами говорим, приезжают автобусы, в них много людей. Люди есть люди – никто не настроен воевать друг с другом. Да, сейчас много агрессии, нецензурной брани, но чаще всего люди относятся друг к другу с пониманием. Пока что нам удается сохранять братство, сердечность. У большинства людей есть страх, что в чужой стране без знания языка не прожить. Но затем они видят на каждом шагу открытость немецкого общества, здесь все помогают, немцы откликнулись очень активно. Магазины собирают целыми фурами и отправляют на границу с Украиной предметы первой необходимости, продукты питания. Сейчас принято решение, что все приезжающие получают вид на жительство и медстраховку, а это очень важно. Не менее важна и волонтерская помощь.
Мы всему учимся. Конечно, и нашу русскую церковь здесь воспринимают сейчас настороженно. Фактически от нас требуют «повесить флаг». Все эти разговоры о любви не устраивают. А я говорю: у нас один флаг – если вам интересно какой, то выйдите и посмотрите на купол – он очень ярко сияет. Под этим флагом в способности видеть в каждом человеке Христа мы стараемся жить. Делаем свое дело и идем дальше.
Слава Богу, сейчас наступил Великий пост. Сердечную боль можно растворять в молитве и получать большое утешение и силы. И дающие, и получающие утешены. Живем одним днем, потому что каждый день преподносит новые сюрпризы, новые скорби, новые беды. Новые живые люди с открытыми ранами приходят в нашу жизнь, и мы стараемся по возможности помогать каждому. Когда просто сидишь у компьютера и напитываешься этими эмоциями, становится невыносимо — это погибель души. А вот в ближнем растворившись, утешение и находишь.
Автор, источник: Ольга Выходченко, «Православие и мир».
Фото источника.