Об унынии и не только: томская видеоконференция о пастырском наследии Иоанна Кронштадтского
Студент четвертого курса Казанской духовной семинарии и куратор социально-миссионерского отдела учреждения Матвей Татаринов выступил с докладом «Отношение к греху уныния в трудах и письмах святого праведного Иоанна Кронштадтского» в рамках круглого стола «Социально-педагогическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского — пример пастырского служения».
Мероприятие, организованное в начале декабря Томской духовной семинарией, прошло в формате видеоконференции. В нем приняли участие приняли преподаватели и студенты светских и церковных вузов из нескольких российских городов. Рабочими языками конференции были русский и английский.
Участники заслушали доклады «Историко-культурная ситуация конца XIX — начала XX века в России: вызовы времени», «Святой Иоанн Кронштадтский: пастырь погибших», «Прожито: чужие дневники, которые можно и нужно читать», «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель», «Социально-просветительская и благотворительная деятельность», «Подвижник и популяризатор трезвеннического движения в Российской империи», «Churches in the name of St. John of Kronstadt in Russia», «The Educational Principles of Saint Righteous John of Kronstadt».
Матвей Татаринов принял участие в круглом столе по благословению ректора Казанской духовной семинарии протоиерея Владимира Самойленко. В начале своего выступления учащийся духовной школы отметил, что в настоящее время многие люди впадают в уныние, и процитировал фрагмент из известного труда святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»: «Уныние — временное состояние или укоренившаяся страсть, проявляющаяся как чувство ярко выраженной неудовлетворенности и опустошения (в отличие печали), заключающаяся в расслаблении сил человеческой души и нежелании трудиться ради своего спасения в вечности. Враг рода человеческого духом уныния многих согнал с тесного и спасительного пути на широкий и гладкий, но гибельный путь».
Докладчик подчеркнул, что «уныние ведет человека к опустошению, утрате смысла жизни».
Довольно часто люди пытаются топить свою грусть в стакане. А поводов для тоски у человека может быть много. Например, житейские проблемы его детей. Отец Иоанн часто сталкивался с такими людьми. Он говорил, что даже святые иногда впадали в уныние: «И святыми Божьими овладевало дьявольское отчаяние и уныние. Что же с нами грешными? О, нас враг уязвляет часто сердечным озлоблением, уничтожением и лютым унынием! Нужно постоянно обращаться к Господу и быть с ним каждую минуту, чтобы не овладело нами вражье озлобление и уныние, — сказал воспитанник духовной школы.
Подводя итоги, Матвей Татаринов перечислил способы борьбы с грехом, которые отец Иоанн считал эффективными.
Первое — молитва. Постоянное обращение к Господу. «Тоска, уныние, отчаяние терзают твое сердце — призови тотчас Спасителя в помощь или Божию Матерь; на то и Спаситель, на то и Мати Спасова, чтоб спасать нас от всех зол, бед и напастей». Второе — сострадание. Третье — памятование о том, насколько сильно любит тебя Бог: «Когда смущает тебя и повергает в уныние сердце твое злоба людей, вспомни, как беспредельно любит тебя всемогущий и всеправедный Господь Бог, Который до времени терпит злобу и потом во время свое достойным образом наказывает ее», — подытожил докладчик.
Источник: информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии.
Фото источника.