На Вологодчине возрождается уникальный монастырь – один из четырех, открытых Иоанном Кронштадтским
Указ об открытии архиерейского подворья в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в селе Парфеново Череповецкого района Вологодской области – на месте Парфеновского монастыря – был подписан епископом Череповецким и Белозерским в феврале этого года. Настоятельницей назначена игуменья Ново-Леушинского монастыря Кирилла (Червова).
Единственный на Вологодчине
Парфеновская обитель занимает особое место среди русских монастырей, поскольку чин ее открытия и освящения первого храма совершил лично святой праведный Иоанн Кронштадтский. В нашей стране насчитывается всего четыре таких обители, а в пределах Вологодской обл. она является единственной.
Можно привести немало других фактов, подтверждающих уникальность Парфеновского монастыря, в его истории немало загадок и тайн. Неслучайно Парфеново превратилось в любимое место паломничества не только череповчан и вологжан, но и жителей Москвы и Петербурга. Но главное чудо – здесь начала возрождаться иноческая жизнь.
Знак Божий
Парфеновский монастырь был устроен в имении знатной и богатой помещицы Евдокии Силантьевой-Поливановой. Народное предание так объясняет его появление. Когда Авдотье Николаевне шел 73-й год, ее застала сильная гроза во время прогулки у реки Ягорбы. Загремел гром, раздался сильный треск, и молния вдруг ударила настолько близко от прогуливавшейся барыни, что та где стояла, там и упала без чувств. Когда она очнулась, поняла, что чудом осталась жива. Возблагодарив Бога, помещица дала обет поставить на этом месте женский монастырь. Обещание свое Поливанова выполнила.
В данном начинании ее поддержала игуменья Леушинского монастыря Таисия, с которой парфеновская помещица была хорошо знакома, будучи попечительницей Леушинской церковно-учительской школы. Здесь воспитывались и обучались девочки-сироты, находившиеся на полном монастырском содержании.
Помещица пожертвовала на обеспечение новой общины принадлежавшую ей землю – 419 десятин (457 га) с постройками, инвентарем и сыроваренным заводом, общей стоимостью до 40 000 рублей (по тем временам сумма огромная). Церковь она изъявила желание возвести в находящемся в ее имении большом усадебном доме о семи комнатах.
В мае 1901 года Евдокия Николаевна получила разрешение «приступить к предварительным работам по учреждению общины».
Июнь 1902 года
В Парфеново из Леушинского монастыря переехали семь сестер во главе с монахиней Руфиной.
Игуменья Таисия попросила помолиться о возрождаемой обители своего духовного отца – Всероссийского пастыря, св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Отец Иоанн согласился лично совершить в монастыре освящение первого храма.
В июне 1902 года, возвращаясь из Суры (с. Сура Архангельской губернии – малая родина Кронштадтского пастыря, – ред.), он посетил Леушинский монастырь. Год выдался на редкость ненастный. Проливные дожди почти два месяца нещадно поливали, урожай гнил на корню. Поэтому матушка попросила святого, чтобы тот помолился о даровании ведра (солнечной сухой погоды). Святой совершил молебен о прекращении ненастья, и дождь перестал. На следующее утро он отслужил благодарственный молебен, по окончании которого небо очистилось от туч и установилась солнечная погода.
Чин освящения храма и открытия Парфеновской обители был назначен на 30 июня. Матушка отправилась туда рано утром первой, чтобы подготовить все к приезду святого. На протяжении всего пути (20 верст) матушку обгоняли толпы людей, направляющихся в Парфеново. Приехав на место, игуменья Таисия невольно ужаснулась, так как все пространство вокруг храма было заполнено многотысячной толпой.
Наконец показался экипаж с отцом Иоанном. Море народа, по рассказу матушки, «всколыхалось и подошло к церкви, разместившись стеною по обеим сторонам дороги. Экипаж подъехал к церковному крыльцу, дав возможность священнослужителям как бы на руки принять батюшку и провести его прямо в церковь…». Так ярко и торжественно состоялось открытие Парфеновской обители.
Бывшая помещичья усадьба вскоре превратилась в крупный и широко известный монастырь. В Парфенове был возведен величественный собор в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», сохранившийся до настоящего времени.
Сохранился чудом
В 1929 году сестер выселили из стен обители, в 1930 году закрыли собор, после чего многократно предпринимались попытки придать ему светский вид. Так, было предписание немедленно снять купола, так как эти «предметы роскоши не пригодны для мельницы». Но купола сохранились — их разрушили дожди и морозы уже в послевоенные годы. В храме хотели устроить квартиры для работников колхоза, но и это не удалось.
В результате Парфеновский собор остался одним из немногих череповецких храмов, сохранивших свою архитектуру. Старожилы рассказывали, что неоднократно были свидетелями таинственных явлений, происходивших в Парфенове.
Таисия Александровна Оленичева вспоминала: «Когда монастырь уже был закрыт, решили раскопать могилу игуменьи. А игуменья в чем захоронили, в том и лежала в гробу как живая».
Поведала она и другой не менее необычный случай: «Как-то в пасхальную ночь вышли ребята погулять, три парня. И стали кругом собора обходить, а как дошли до алтаря, остановились, слышат — поют. Позвали директора. Тот прислушался, и правда поет кто-то, потом засек время и говорит им: «Бегите в Климовскую церковь, там сейчас служба идет». Вот пришли ученики в Климово и засекли время, когда служба закончилась. Потом вернулись в Парфеново и с директором сравнили — что было у директора на часах, то и у них. Время службы совпадало. Они были очень удивлены. Говорят, что и сейчас, когда в Степановском идет служба, здесь можно услышать пение».
Источник вернулся. Собор со временем разрушался. Первыми упали малые главы, а к началу 2000-х рухнула центральная глава.
В этот критический момент в Парфеново приехала группа паломников во главе с прот. Геннадием Беловоловым, директором Мемориальной квартиры-музея Всероссийского батюшки в Кроштадте. Как вспоминала участница поездки Надежда Цыпленкова, о. Геннадий предложил сопровождавшим его людям провести молебен в храме, «чтобы Господь вразумил, как поступить дальше». Молебен отслужили, но ничего необычного не произошло. Все стали готовиться в обратный путь. В этот момент автомобиль, разворачиваясь, заехал в кусты и провалился в заброшенный колодец. Этот случай был воспринят собравшимися как указание свыше.
Тщанием Петра Веряскина и Надежды Цыпленковой колодец был очищен от накопившейся грязи, установлены бетонные кольца. Но все труды оказались напрасны — воды в нем не было. Однажды в Парфеново приехал прот. Владимир Беляев, настоятель храмового комплекса в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Николая Чудотворца в Череповце. Веряскин обратился к нему с просьбой помолиться о даровании воды, сказав, что читал в житиях святых, как старцы ударяли посохом в землю и из нее начинал бить родник. Отец Владимир с улыбкой сказал: «Я не такой». Но молебен отслужил и горячо помолился о даровании воды. А на следующий день обнаружили, что колодец полон чистой и вкусной воды. С этого времени вода в колодце не пересыхает даже в самые засушливые годы.
Петр Александрович и Надежда Юрьевна восстановили не только колодец. Их трудами была перекрыта кровля, заменены ветхие стропильные конструкции кровли, расчищен интерьер. В 2006 году при финансовой поддержке Александра Гудкова на центральную главу собора был установлен купол с крестом.
Молитва услышана
Новое дыхание благому делу придал настоятель череповецкой церкви Рождества Христова протоиерей Георгий Трубицын. По его благословению 20 августа 2011 года была организована паломническая поездка в Парфеново. Отец Георгий отслужил водосвятный молебен. В проповеди батюшка рассказал, как в безбожные советские годы он, тогда еще студент духовной академии, вместе с группой учащихся посетил Валаамский монастырь. Кругом царило запустение. В обители монахов не было, населяли ее инвалиды войны и обслуживающий их персонал. Потрясенные увиденным студенты отслужили в соборе молебен о его возрождении. И их молитва была услышана: ныне Валаамский монастырь полностью восстановлен.
В августе того же года верующие выступили с инициативой проведения крестного хода с молитвами о благополучии семейной жизни и восстановлении леушинских святынь.
Крестные ходы
17 сентября 2011 года, в день иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (престольный праздник Парфеновского монастыря), прошел первый крестный ход.
В 2018 году крестный ход состоялся в восьмой раз, с каждым годом собирая все большее число верующих. И что удивительно, всегда им сопутствует сухая солнечная погода.
В сентябре 2014 года было принято решение о возрождении Леушинского монастыря в селе Мякса, ближайшем крупном селении к затопленной обители. В том же году открылось архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь». Спустя непродолжительное время монашествующие начали подвизаться на бывшем Петербургском подворье Леушинского монастыря, которое планируется преобразовать в самостоятельный монастырь. Идет восстановление Антониево-Черноезерской пустыни. И вот, наконец, вышел указ о начале возрождения Парфеновского монастыря.
Автор / источник: Михаил Мальцев, газета «Голос Череповца».
- Прот. Владимир Беляев: Всегда хотел заниматься самым важным делом на Земле!
- «Как приятно, батюшка, что-либо сделать для вас». Из воспоминаний игумении Таисии Леушинской.