«Ты не наш»... Как изменить ситуацию отвержения обществом больных людей
Своим опытом служения в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского при Психоневрологическом интернате №7 Санкт-Петербурга поделился протоиерей Георгий Пименов, обсуждая на московском семинаре проблему отторжения современным окружением психически больных и ВИЧ-инфицированных людей.
Человек ментального страдания
Неприятие умственно отсталых, психически больных, ВИЧ-инфицированных в современном российском обществе стало темой доклада отца Георгия, сотрудника Координационного Центра по противодействию наркомании и алкоголизму отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.
С сообщением «Человек ментального страдания (опыт служения в психиатрической больнице и ВИЧ-центре)» он выступил на семинаре по наследию митрополита Сурожского Антония в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына.
«Ты не наш», – как правило, говорит общество психически больным, умственно отсталым, которых в России – около 14% населения. «И помимо страданий от болезни, у таких людей «болит» их отверженность, ненужность», они заперты в интернатах и спецбольницах, со здоровыми их разделяет пропасть. О страдании при виде этой пропасти, о том, как можно это страдание уменьшить, как выработать собственную позицию по отношению к «людям ментального страдания», говорил в своем докладе больничный священник.
Одна из первых проблем, которая возникает в нездоровом сознании больного под влиянием общества, – самостигматизация: «помимо отвержения обществом, такие люди и сами себя не принимают, не ценят дара жизни, обращаются к любого рода зависимостям, опускают руки, предаются депрессии, лишь бы не смотреть печальной реальности в лицо».
Принять болезнь как путь ко спасению
Ссылаясь на исследования специалистов и свои собственные наблюдения, о. Георгий отметил, что психически больные «имеют такое же негативное мнение о психическом заболевании, как и население; нередко они усваивают стереотипы роли неправоспособного человека, становятся вследствие этого социально отверженными, зависимыми от помощи других, вживаются в роль инвалида, что ведет к усугублению социальной дезадаптации».
Заточение в медицинском учреждении часто является единственной возможностью, которая предоставляется таким больным, они, как правило, пожизненно рассматриваются как пациенты, которым нужен только медицинский подход.
Священник считает, что этому можно противопоставить принятие больными своего состояния: «включить свою болезнь – некрасивую и долгую, на всю жизнь – в свою цельность, в свое идеальное «Я», принять ее как путь ко спасению».
«Так им и надо?»
То же относится и к ВИЧ-инфицированным, которых общество по большей части тоже отвергает. «Так им и надо», «нужно всех их стерилизовать», «развратили Россию» – привел он типичные высказывания по отношению к носителям ВИЧ-инфекции, число которых в России перевалило за 1 миллион человек. По его словам, о самом заболевании и его лечении написано много, а вот «о страдании отверженности таких больных говорится недостаточно: и в обществе, и в коллективах, и на приходах царит молчаливое отстранение».
Каким образом наше общество могло бы изменить ситуацию отвержения психически больных и ВИЧ-инфицированных? Целенаправленная государственная политика в области образования – вот стратегический подход. Понятно, что этого решения можно ждать очень долго, а пока – что делать простому человеку?
«За каждого человека умер Христос»
О. Георгий уверен, что первым делом можно преодолеть отвержение таких больных в себе, а для этого – сначала нужно в себе это признать. Это непростая задача – священник, который уже 14 лет окормляет пациентов психиатрической больницы, говорит: «Со страхом понимаешь, что когда ты отвергаешь таких людей внутри себя, ты похож на нацистов, потому что их, этих больных, для тебя как будто нет».
В то же время он всегда вспоминает слова митрополита Сурожского Антония: «за каждого человека умер Христос» – за каждую депрессивную бабульку, за каждого угрожающе молчащего старика. Таким образом, каждый ментально здоровый человек, столкнувшись с психически больным, может «говорить при нужных случаях другим, что это стигма, а не реальность, что мы одной природы, что мы имеем разные болезни, и одна ничем не лучше другой», дает совет о. Георгий.
Далее он привел примеры зарубежных терапевтических сообществ, объединяющих душевнобольных и других «особенных» людей. В 1964 г. во Франции открылся первый «Ковчег» Жана Ванье, куда принимают умственно отсталых. Со временем этот опыт жизни здоровых вместе с больными распространился во многих странах. «Однако просто так этот опыт не скопировать: русского Жана Ванье у нас пока нет. Если мы хотим приблизиться к милосердию, мы можем у него поучиться», – сказал докладчик.
Зарубежный и российский опыт
Во Франции же врач-психиатр Мари Жоэль Безансон открыла ассоциацию «Гости Пира», которая тоже постепенно разрослась до международных масштабов. В этом объединении, как и в «Ковчеге», больные общаются не только друг с другом, но и с волонтерами, которые разделяют с ними время и разные занятия, а специалисты занимаются арт- и глинотерапией, музыкотерапией и т.д. При поддержке государства деятельность ассоциации развилась до открытия места проживания для больных «Дом Источник» (более десяти лет здесь проживают примерно два десятка психических больных).
В дореволюционной России есть примеры церковной заботы об умственно отсталых детях. Так, в Петербурге архимандрит Игнатий (Малышев) – кстати, он был соавтором проекта храма Спаса-на-Крови – основал для умственно отсталых детей и эпилептиков приют во имя Царицы Небесной на Петроградской стороне – на том месте, где было явление Богоматери больному мальчику-эпилептику и чудесное его исцеление.
При этом приюте была также загородная колония, всего в этих учреждениях содержалось 326 детей. До революции почти у всех психиатрических больниц были дачи и колонии, «где была церковь, молочко, мотыга, чтобы что-то делать», напомнил о. Георгий. А сейчас? В настоящее время практически все дети с подобными диагнозами живут в больших государственных интернатах, реже – в семьях.
Докладчик также затронул тему малых терапевтических сообществ, объединяющих семьи, в которых есть «люди ментального страдания». В мировой психиатрии признано, что такие сообщества играют большую роль. Однако, заметил священник, с возникновением ассоциаций психически больных в России происходит не так, как в Европе: подобные организации обычно возникают при больницах, психоневрологических диспансерах, центрах психического здоровья, то есть при государственных лечебных заведениях, да и то только там, где есть способный к этому врач.
Как должен принимать таких больных мир
Что касается ВИЧ-положительных, то, по сравнению с самоотторжением психических больных, они гораздо реже опускают руки. По наблюдениям о. Георгия, они «сильнее борются за жизнь, приходя в уныние только первоначально, при открытии у себя ВИЧ-диагноза». Объединения ВИЧ-положительных, например, «Шаги» и им подобные, очень помогают своим членам эмоционально встать на ноги, предоставляют работу, отметил он.
В заключение священник кратко рассказал о своем служении в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского при Психоневрологическом интернате №7 Санкт-Петербурга как о примере сотрудничества Церкви и госучреждения. Священник может иногда отслужить молебен, посетить больных, преподать им таинства, волонтеры покажут рождественский спектакль… Много это или мало?
Учитывая, что в интернате содержится 1000 человек, конечно, мало, но, по словам о. Георгия, пациенты рады и этому немногому, они очень отзывчивы на внимание, добрый взгляд и т.д. Хороший терапевтический эффект дают занятия живописью в больничной арт-студии «Матисов остров» – здесь важно не качество выполненных работ, а то, что через кисти и краски больные могут выразить свои переживания. А в больничном храме есть даже несколько икон, которые нарисовали больные, отметил о. Георгий.
Приведя ряд высказываний православных святых XIX в. об отношении к душевнобольным, напомнив об опыте «победителя уныния» святителя Тихона Задонского, преподобного Никифора Прокаженного, архим. Кирилла (Павлова) и советского психиатра Дмитрия Мелехова (сын протоиерея и духовное чадо о. Алексия Мечёва), который занимался социализацией и трудоустройством этих больных, о. Георгий отметил: «Нам кажется, что данное отношение к психически больным сохраняет актуальность, так как позволяет понять, как должен принимать таких больных мир».
Автор: Юлия Зайцева / Агентство «Благовест-инфо».
На фото: прот. Георгий Пименов.
Фото: https://twitter.com/spid_center.