Самый большой праздник в жизни: день иерейской хиротонии отца Иоанна
25 (12) декабря 1855 года состоялась иерейская хиротония отца Иоанна Сергиева – будущего Кронштадтского пастыря.
Путь его как священнослужителя начался в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 23 (10) декабря 1855 года. За два дня до принятия сана священника епископом Винницким Макарием он был рукоположен во диакона, а 25 декабря в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга – во священника. Рукополагал отца Иоанна епископ Христофор (Эмаусский), в то время бывший викарным епископом Санкт-Петербургской епархии с титулом Ревельский.
Дату своего рукоположения батюшка Иоанн всегда отмечал как самый большой праздник в жизни, считая, что «Высшие звания из всех званий на земле, которыми облекла людей благость Божия, есть звание царское и священническое: тому дана полная, высочайшая власть на земле, а этому – власть небесная – отворять и затворять небо, решить и вязать грехи человеков (Мф. 18:18); возрождать в новую жизнь – из тленной в нетленную, из нечистой в чистую, переводить из временной в вечную, освящать и обоготворять».
В первой же своей проповеди, произнесенной отцом Иоанном в Кронштадтском Андреевском соборе при вступлении в должность, 26-летний иерей сказал: «Сознаю высоту сана и высоту соединенных с ним обязанностей, чувствую свою немощь и недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического... Но знаю, что может сделать меня более или менее достойным сана священника – это любовь ко Христу и ко всем. Любовь – великая сила; она и немощного делает сильным, и малого великим. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный во всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым».
«С первых же дней своего высокого служения Церкви, – вспоминал отец Иоанн, – я поставил себе за правило: сколько возможно искренне относиться к своему делу, к пастырству и священнослужению, строго следить за собой, за своею внутренней жизнью. С этой целью я прежде всего принялся за чтение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, извлекая из него назидательное для себя как человека, священника и члена общества. Потом я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства, свои тайные молитвы ко Господу, свои благодарные чувства о избавлений от искушений, скорбей и напастей».
Необыкновенный этот дневник при жизни Всероссийского пастыря был издан под заглавием «Моя жизнь во Христе» и для ищущих веры и спасения стал истинной школой духовной жизни. Эта книга поддерживала дух семейства последнего русского императора Николая II в Екатеринбурге перед мученической кончиной.
Отец Иоанн поставил себе в неукоснительную обязанность ежедневно совершать Божественную литургию. Впрочем, эта возможность появилась не сразу. «Первые годы я не каждый день совершал Литургию, – писал батюшка, – и потому часто расслабевал духовно... потом стал ежедневно причащаться».
Весьма символично, что накануне происходит солнцеворот: день начинает увеличиваться, а свет теснит ночь. В одной из проповедей, сказанный в этот свой праздник, отец Иоанн духовно осмыслил этот факт: «С этого дня солнце делает поворот к востоку, свет начинает прибывать и день возрастает, а тьма и ночи умаляться. Желаю от души и молю Господа, чтобы и во мне, и во всех моих духовных чадах и во всех людях тьма грехов умалялась и совсем исчезла, и во всех сердцах воссиял свет веры и благих дел, чтобы я мог сказать с апостолом: тьма проходит и истинный свет уже светит» (1Ин. 2:8).
Фото: иер. Кирилла Франкова.