Радуйтесь, и еще скажу: радуйтесь!
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово на день Святой Пасхи
Христос Воскресе! Приветствую вас, дорогие братия и сестры, с пресветлым праздником Воскресения Христова из мертвых! Радуйтесь, и еще скажу: радуйтесь.
Для большей радости послушаем Ангела Господня, явившагося мироносицам у гроба Спасителя в виде сияющем на подобие молнии — и благовествовавшаго им о Воскресении Христовом. Когда оне были в трепете от сильно блиставшаго вида его, он ободрил их и сказал: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятаго. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, вышедши поспешно из гроба, оне со страхом и радостию великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли оне возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их, и сказал: радуйтесь! И оне, приступив, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня… Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усумнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Здесь конец повествованию Евангелиста Матѳея о воскресении и явлении Господнем.
Дорогия братия и сестры! Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды плотию для истребления греха, для искупления нашего от смерти; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога, для всякой добродетели во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 9-11). «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека (Адама), так чрез человека (Богочеловека Христа) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20-22).
И так истина, действительность будущаго воскресения нашего из мертвых чрез воскресение Христово из мертвых стала очевидною, ясною как день, и цель нашей земной жизни указана ясно и неопровержимо: мы должны жить для Бога, для добрых дел, для взаимной любви и умереть для греха, т. е. грех должен потерять в нас всякую силу, всякую живучесть и действенность; мы должны жить на земле для неба, для Бога, для вечной жизни, которая столь ясно нам указана воскресением Христовым; жить только здешнею жизнию и для здешней скороисчезающей жизни, для плоти и крови — есть мечта, безсмыслие, напрасная трата и времени и сил, безчисленный вред и противление Творцу нашему и Богу, указавшему ясно наше назначение. Если вы воскресли со Христом, то ищите горняго, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3, 1-4). Что после этого для вернаго христианина земная жизнь? Постоянное приготовление к будущей; непрестанное стремление души к царствию Божию от здешней суетной жизни, от нападающаго на нас непрестанно греха — безпристрастие к временным благам и пользование ими на столько, чтобы оне не привязывали к себе нашего сердца и не владели им: все мне позволительно, говорит апостол, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Между тем земная жизнь слагается у нас так, что земныя попечения и заботы — почти всегда на первом плане, а это не согласно с действительною целью нашей жизни. Ищите прежде царствия Божия и правды его, а это все, т. е. земное, приложится вам (Матѳ. 6, 33), дастся как бы в придачу.
Что в первыя христианския времена, да и ныне, одушевляло и одушевляет верных христиан в святой, равноангельной жизни? Уверенность в воскресении мертвых, в будущей безконечной жизни и в воздаянии каждому по делам. Что подвизало и укрепляло мучеников в твердой решимости — претерпевать ради имени Христова безчисленные виды всяких мучений и бодро и весело идти на смерть? — Уверенность в воскресении, в суде и воздаянии. Они имели постоянно в сердце слова Христовы: в терпении вашем, стяжите души ваша (Лук. 21, 19); и влас главы вашея не погибнет (Лук. 21, 18). Что подвизало и одушевляло святых Отцов нашей святой православной Церкви в подвигах молитвы и поста, в борьбе со страстями, в борьбе с еретиками за православие нашей веры, наприм. за истинное учение о Святой Троице и соединении двух естеств во Христе — Божескаго и Человеческаго, — о почитании святых икон? — Твердое убеждение в спасительности православной веры и в будущем воздаянии. Что одушевляло и умудряло дивных и пресладких песнописцев нашей св. Церкви в составлении таких и столь мудрых, — приводящих в восторг всякую верующую душу — церковных песней, столь разнообразных по названию и по содержанию? Какая поэзия человеческая может сравниться с чудной, небесной, святой поэзией наших Боговдохновенных песнопевцев? Прислушайтесь хорошенько чутким, сердечным и разумным слухом, например, к пасхальным песнопениям, — вообще к праздничным и воскресным, — да и ко всем обыденным? Что дышит в них, мудрствует, поет, духовно играет и торжествует? Живая, ясновидящая вера в воскресение и в будущую жизнь и воздаяние. Святые жили только телом на земле, а душой и сердцем на небесах и с небожителями имели живое общение, живя одним духом с ними, — а по блаженной кончине вступили с ними в вечно-блаженное общение.
Братия и сестры, чада воскресения и братия и чада Христа воскресшаго! Да будет радость наша о воскресении разумна, глубока, свята и деятельна! Да подвизает она и нас к любви Воскресшаго, к святой жизни и к взаимной любви. Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора
Протоиерея о. Iоанна Ильича Сергиева. Новыя слова, произнесенныя в 1902 году.
Издание первое, под редакцией автора. Кронштадт: Типография газеты «Котлин», 1903. С. 38-42.