Люди будут как Ангелы на небесах
Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиной будущего нашего воскресения при кончине мира, так что «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (1Кор. 15:13) (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот – если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно.
Почему же так: воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому что, восстав из мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому что «как смерть через человека, так через человека (Господом) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:21–23).
* * *
Тела наши по воскресении будут духовные, а не земные: все земное останется на земле. Станем же, христиане, памятуя такое будущее жительство свое, отрешаться постепенно от всего земного. В воскресении мертвых люди будут как Ангелы на небесах (Мф. 22:30), такие духовные! Поэтому-то там не будет ни пищи, ни питья, ни одежд, ни воздуха, ни теплоты питающих, согревающих и поддерживающих наши тела, «но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).
Ныне земные тела наши землей и поддерживаются, то есть земными стихиями, но тогда все «стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет. 3:10). Итак, памятуя эти будущие перевороты в судьбе нашей, в телах наших и в жизни нашей и странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет1. Тело духовное совсем иное, чем вещественное, стихийное. «Будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28).
* * *
Мы всякий день умираем душами через свои грехи, но можем и воскресать, и некоторые из нас и воскресают всякий день и всякий час, и на одном часе – много раз через веру и сердечное покаяние перед Сердцеведцем Богом. Грех, умерщвляющий наши души, крайне живуч, лукав, деятелен, всякую минуту влечет нас в плен, смущает, омрачает, теснит, палит, расслабляет, оскверняет и умерщвляет наши души, преданные миру, а не Господу. Но хотя грех иногда сладок, а умирать из-за него душой никому не хочется, и всякий грешник желает и ищет приволья и сердечного простора и веселья, но нечестивым нет радости, говорит Господь, только неповинным сердцам свойственна истинная радость; «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2:9).
Чтобы избавиться грешнику от скорбной тесноты или от смерти греховной, нужно примириться с Богом, Которого он прогневал и непрестанно прогневляет грехом, от Которого сам удаляется в страну далече, к диаволу. Нужно искреннее покаяние, и как мы постоянно согрешаем, то нужно постоянное покаяние тайное перед очами Божиими и в известное время открытое, перед священником. Через покаяние умирающая душа воскресает столько раз, сколько грешник, согрешая, кается сердечно, так что если сто раз человек умрет на день грехом и сто раз покается искренно, то сто раз и воскреснет.
* * *
Удивительно, как ныне могут некоторые глумиться, слыша о воскресении, ныне, когда воскресение мертвых сделалось для нас так несомненно, как несомненен нынешний день! Впрочем, не будем дивиться: так поступают христиане только по имени, но язычники по делам, рабы чрева, богатства неправедного, поклонники мира сего, для которых нет высшего удовольствия, кроме удовольствия гортани, вкушающей сладкие брашна и напитки, кроме удовольствия поклонения золотому тельцу. Но им и конец будет по делам их. А мы посмотрим на величественное зрелище, как Жизнодавец наш воскрешает дочь Иаира.
* * *
Вот вам урок о воскресении, затвердите его хорошенько, помните, что вы воскреснете. И только? Нет, и живите по-христиански, чтобы достигнуть блаженного воскресения: будьте воздержны и целомудренны, терпеливы, незлобивы, смиренны, снисходительны, милосерды, единодушны. Друг друга подвизайте, друг друга влеките в Царство Небесное.
* * *
Господь касается нашего сердца Своей благодатью через Слово Божие, проповедуемое в церкви, или через добрый совет близких к нам, или через мысль благую, Им посылаемую в нашу омраченную грехами душу, или касается нашего грешного тела какой-либо посылаемой Им болезнью, или посещает нас какими-либо потерями, например, потерей близких родных, потерей своего имущества, или Он угрожал нам близкой опасностью вдруг потерять жизнь свою на суше или в море, или другим чем подействовал благодатно на нашу душу.
И что же? Мы – духовные мертвецы – весьма часто от этого оживали, то есть начинали чувствовать суету, тленность всего земного и необходимость для души истинной живой веры в Бога и дел добродетели, которыми прежде пренебрегали, начинали сердечно раскаиваться в прошедшей безпорядочной жизни, появлялся у нас дух сокрушенный и сердце смиренное, мы умилялись при мысли о великом долготерпении Божием над нами, считали себя величайшими грешниками, оплакивали свои заблуждения и твердо решались и начинали вести жизнь совсем другую, богоугодную.
И вот здесь-то совершается чудо, весьма подобное тому, которое было с умершим сыном вдовы наинской. Сел юноша, – то есть восстает наша душа от греховного сна, начинает говорить слова спасения, – стал говорить (см. Лк. 7:15), – и Господь отдает ее, воскрешенную от духовной смерти, матери ее, то есть Церкви Святой, которая есть мать наша, для духовного воспитания и руководства ее к будущей жизни.
* * *
Воскресение Христово из мертвых, ежегодное, торжественное, всерадостное, и еженедельное празднование его уверяет всех очевидно и, так сказать, осязательно в будущей жизни, в жизни душ наших по смерти и в будущем общем воскресении тел наших из персти земной и в их дивном преображении по образу воскресшего Тела Христова. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; «теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12).
* * *
«И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно... но Бог дает ему тело» (1Кор. 15:37, 38). Ты недоумеваешь, как тело, рассыпавшееся в земле, воскреснет. А как воскресает из земли семя, например, мака, пшеницы или другого чего? Это семя также умирает в земле. Как же оно оживает, воскресает, и с таким избытком? Бог дает ему, говоришь, тело. Воздай же славу Богу всемогущему, Который из земли сотворил и творит все органические и неорганические тела на земле, а потому и рассыпавшиеся в земле подобным же образом восстановляет.
Дать тебе тело, цветущее нетленной красотой, для Него такое же обыкновенное дело, как весной от сгнившего осенью и зимой корешка, например, макового цветка, давать новый цветок. Смотри на свое бессмертие в будущей жизни как на самое обыкновенное для Творца дело, которое предопределено от сложения мира и – так же не может не быть, как в порядке природы не может не следовать за зимой весна. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25).
* * *
1 Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8.
Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Москва: ДАРЪ, 2007. 768 с.
Фото: nicola-arzamas.ru.